СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 2 часа. Рассматривается также материал о существительных общего рода. Отдельно  предлагается  презентация.

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных.»

Технологическая карта урока ( 2 часа)

ФИО: Екимова Людмила Павловна

Место работы: МБОУ лицей № 4

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: Род имен существительных. Существительные общего рода.

Базовый учебник: Русский язык. 5 кл. : учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017

Понятия: имя существительное, род имен существительных, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Цель:

- сформировать представление о грамматической категории рода существительных;

- уметь определять род имен существительных;

- правильно употреблять в речи, находить и формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.

Задачи:

Обучающие:

- развить умения опознавать существительные разных родов;

- научить определять существительные общего рода;

- обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД ;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умений формулировать проблему.

Воспитательные:

- формирование положительного интереса к изучаемой теме;

- развитие культуры речи учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся закрепят умения определять род имен существительных.

Метапредметные: обучающиеся научатся: извлекать информацию из текста, иллюстраций; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

- учащиеся научатся проявлять творческое отношение к процессу обучения;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебе;

- получат возможность осознавать практическую и личностную значимость результатов этапов каждого урока.

Применяемые технологии: технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология сотрудничества, проблемный диалог, продуктивное чтение, здоровьесбергающие технологии.

Структура и ход урока

п/п

Этапы урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты через УУД

1

Мобилизующий этап.

Включение учащих-ся в деятельность на личностно-значи-мом уровне. Создать благоприят-ный психологичес-кий настрой.

Приветствие учащихся. Подготовка к организо-ванному началу урока.

СЛАЙД 1,2


-Определите, о какой части речи мы сегодня продолжим разговор.

СЛАЙД 3

Игра “Да-нетка”.

Задание:  я буду зачиты-вать вам утверждения, если согласны с утверждением – да, если не согласны  нет.

1) Имя существительное – это самостоятельный член предложения. Нет.
2) Именем существи-тельным является почти каждое 2-ое слово в нашей речи. Да.
3) Имя существительное обозначает действие предмета. Нет.
4) Имя существительное отвечает на вопрос кто?  или что?Да.
5) Имя существительное может обозначать свой-ства, качества, действия или состояния и иметь значение предметности.  Да.
6) Грамматические при-знаки существительного – род, спряжение, число, падеж. Нет.
7) Имя существительное изменяется только по падежам.Нет.
8) Склонение – это из-менение по лицам и числам. Нет.
9) Имя существительное может быть любым чле-ном предложения. Да.
10) Имена существи-тельные образуются только суффиксальным способом. Нет.


Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

- Какие 2 группы грамматических признаков имеет имя существительное?


- Что значит термин «постоянный признак»?


- Что значит термин «непостоянный признак»?


Задание: запишите по 3 словосочетания с именами собственны-ми :

1 гр – фамилиями ком-позиторов;

2 гр. – географическими названиями;

3 гр. – названиями книг, журналов, газет.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Открывают тетради записывают число, классная работа.





Работают с карточками: да – красная, нет - жёлтая.





















































Постоянные и непостоянные.










Определяют вид словосоче-тания. С помощью чего связаны слова в словосочета-нии ( с помощью окончания, окончания и предлога, только по смыслу)?

Личностные: эмоциональ-

ный настрой на урок;про-

явление эмоционального отношения в учебно-по-знавательной деятельнос-ти.

Метапредметные : учеб-но- познавательный ин-терес, организация рабо-чего места.

Коммуникативные : постановка вопросов, по-строение речевых выска-зываний.

2

Постановка цели и за-дач. Мотивация учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у обучающихся по-требности во вклю-чении в деятель-ность.

СЛАЙД 4

«Найди лишнее»:

1.батарея, телефон , педаль;

2. пустота, яблоко, болото;

3.окно, велосипед, замок, цепь.














Определяют лишнее слово в каждой строке и аргументи-руют.


Обучающиеся называют те-му урока :«Род имён сущест-вительных». Объясняют, для чего нужно уметь опреде-лять род имен существитель-ных.

Записывают тему урока. Самостоятельно определяют цель урока, выполняя зада-ние закончить предложение.

(Формулирование цели).

Личностные : умение видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.

Метапредметные : целе-полагание .

Предметные : затрудне-ние в определении рода существительного.

4.

Формирование новых знаний.

Включение учащих-ся в познавательную деятельность. Обеспечить усво-ение знаний и спо-собов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях


Распределите имена существительные на 3 группы:

Пекарь, история, удив-ление, рябь, купание, кресло, день, педаль, рельс, простыня, путь,море.


Какой род имеют су-ществительные? Как вы его определили?









Физкультминутка

СЛАЙД 5



-Вы знаете, откуда взялся род у имен существительных?

(Мультфильм «Род имен существитель-ных»).


С родом существитель-ного не все так просто. В языке всегда находят-ся слова, которые не хо-тят подчиняться общим правилам.

-Найдите существи-тельные, лишенные рода : доски, ворота, вёсла, ставни, зеркало, щипцы, окна, белила, руки, каникулы, консервы, сумерки, очки ( в соревновании-ях), очки (солнцеза-щитные).




-Имя существительное имеет род или изменя-ется по родам?

А вот представьте, что бы получилось, если бы род существительных изменялся так, как его падеж и число, т.е. если существительное полу-чало бы разные формы рода.


СЛАЙД 7


-Какой важный пока-затель рода мы еще не назвали?

СЛАЙД 8


- Как вы думаете, сколько родов в дру-гих языках?




- Всегда ли легко определить род имен существительных?

СЛАЙД 9


Работают у доски и в группах. Сверяют с написанным.







Предлагают свои версии.


Составляют алгоритм:

  1. Ставлю существи-тельное в начальную форму (Им.п., ед.ч, Кто?, Что?)

  2. Заменяю местоиме-нием он, она, оно или эта, это, этот.

  3. Делаю вывод.





Смотрят мультфильм.













Запись в тетради под диктовку.


Учащиеся приходят к выво-ду: рода не имеют сущест-вительные, которые не упо-требляются в единственном числе.







Обучающиеся отвечают на вопрос.


Убеждаются в том, что имена существительные имеют род, что эта катего-рия неизменяемая.








Отвечают, что это оконча-ние. Работают с таблицей. Приводят свои примеры.



Предположения обучаю-щихся.

Чтение материала (стр.258);

устно упр.727




В случае затруднения мож-но обратиться к словарю.

Личностные : умение вы-бирать действия по дости-жению цели. Метапредметные : приоб-ретение способа действий по достижению целей; умение работать само-стоятельно

Предметные : умение применять знания на практике.


Первичное закрепление.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия.

Прочитайте рассказ, заменив рисунки сло-вами.

(Приложение 1 «Весёлый оркестр» )

Выпишите из него слова 1гр- ж.р., 2 гр. – м.р., 3 гр.- ср.р.

-У каких существи-тельных род не опреде-ляется?



Физкультминутка

Посмотрите на СЛАЙД 10 и ответьте, к какому роду относятся такие имена существительные.


- Кто из вас знает , почему они общего рода?





Задание: из списка слов выберите существитель-ные общего рода. Докажите, что вы пра-вы.

( Приложение 2 )

Дядя, зевака, тётя, доли-на, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, пра-бабушка, чистюля.




Пока существитель-ные общего рода упо-требляются без других слов, возможно узнать, кого они обозначают: мальчика или девочку, мужчину или женщи-ну?


СЛАЙД 11 «Памятка»

СЛАЙД 12

Игра «Подбери слово»: отец - мужчина – бык – дедушка – дядя – козел – сын – ткач – баран – брат – сосед – кот- внук – мальчик – волк.

СЛАЙД 13

Составить высказывание на лингвистическую тему.


Групповая работа.













Это имена существительные, которые можно соотнести как с лицом женского, так и с лицом мужского пола. Это

имена существительные общего рода.


Чтение материала в учебнике на стр.259.

Выполняют упр.728 (устно).





Выбирают существительные общего рода.





Каждая группа составляет по 2 словосочетания с сущест-вительными общего рода , согласуя с прилагательны-ми:

1 гр. – зевака, зануда;

2 гр.- плакса, зубрила;

3 гр. -сластёна, чистюля.




Отвечают на вопрос и делают вывод.









Каждая команда подбирает к существительному мужского рода парное существитель-ное женского рода.





Устное высказывание на лингвистическую тему.

Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Предметные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану.


Домашнее задание: параграфы 94-95, упр.726 или

Сочинение-миниатюра «Что я узнал(а) о роде существительных».

Информация о до-машнем задании. Тренирует способ-ность к самоконт-ролю, самооценке, развивает творчес-кие способности, проверяет умение применять получен-ные знания.


Комментирует домаш-нее задание.

Учитель предлагает выполнить творческое задание в виде сочине-ния-рассуждения по предложенному алгоритму.

(Приложение 3)

Схема сочинения-рас-суждения.

1.Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать).

2. Аргументы:

а) ………………………;

б) ………………………;

в) ………………………. .

3.Вывод.


Осознают принцип выполне-ния домашнего задания, за-дают вопросы. Записывают задание.

Личностные: смыслообра-зование.

Предметные : выделение познавательной цели, поиск и выделение глав-ного в информации, выстраивание логической цепочки, умение делать выводы.

Регулятивные: коррекция, оценка.

Коммуникативные: постановка вопросов, построение речевых высказываний.


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организация реф-лексии и самооцен-ки учениками своей УД на уроке. Осознание учащи-мися метода преодо-ления затруднений и самооценка ре-зультатов своей коррекционной деятельности.

СЛАЙД 15

Какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока?

Организует рефлексию.

Спрашивает, что вызва-ло затруднения. Обобщает сказанное.

Предлагает ответить на шесть ЕСЛИ (Приложение 4)

- Какого рода существительное:

  1. если в ед.ч. имеет окончание –а, -я;

  2. если в ед.ч. оканчивается на –о, -е;

  3. если в ед.ч. имеет основу на твердый согласный и нулевое окончание;

  4. если в ед.ч. имеет в конце основы мягкий согласный и в им.п. нулевое окончание, а в род.п. – а, -я;

  5. если в ед.ч. его основа заканчивается мягким согласным и в им.п. имеет нулевое окончание, а в род.п. – окончание -и;

  6. если слово употребляется только во мн.ч., а ед.ч. не имеет?

СЛАЙД 16

Благодарит за работу.

СЛАЙД 17

Если человек хочет что-то познать или чего-то добиться, то всё в его руках.

Обобщают изученное на уро-ке. Обсуждают успехи, за-труднения при выполнении заданий, пытаются осознать то, что уже усвоили и что еще подлежит усвоению.


Работают с карточкой.

Оценивают свою деятельность.


Работа в парах.

Личностные : положи-тельное отношение к про-деланной работе. Метапредметные : умение контролировать и оцени-вать свою работу и полу-ченный результат; Предметные : предлагает вспомнить критерии оце-нивания, дает время для самооценки, заслушивает результаты.









Приложение 1



Весёлый оркестр

Жила-была . Она умела играть на . Однажды она прочитала наобъявление, что в лесу организуется оркестр. Руководителем оркестра должен был быть , который играл на . Скоро оркестр был создан. пригласила в оркестр своих друзей. Были здесь даже и , которая играла на , и , который бил рогами в . играл на , заяц - . На играла , а на играл . держала перед , которая пела перед . Вот такой получился оркестр.



















Приложение 2

Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.







Приложение 2

Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.





Приложение 2

Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.





Приложение 2

Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.









Приложение 3



Схема сочинения-рассуждения.

1.Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать).

2. Аргументы:

а) ………………………;

б) ………………………;

в) ………………………. .

3.Вывод.







Приложение 3



Схема сочинения-рассуждения.

1.Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать).

2. Аргументы:

а) ………………………;

б) ………………………;

в) ………………………. .

3.Вывод.

Приложение 4



Какого рода существительное:

  1. если в ед.ч. имеет окончание –а, -я;

  2. если в ед.ч. оканчивается на –о, -е;

  3. если в ед.ч. имеет основу на твердый согласный и нулевое окончание;

  4. если в ед.ч. имеет в конце основы мягкий согласный и в им.п. нулевое окончание, а в род.п. – а, -я;

  5. если в ед.ч. его основа заканчивается мягким согласным и в им.п. имеет нулевое окончание, а в род.п. – окончание -и;

  6. если слово употребляется только во мн.ч., а ед.ч. не имеет





Приложение 4



Какого рода существительное:

  1. если в ед.ч. имеет окончание –а, -я;

  2. если в ед.ч. оканчивается на –о, -е;

  3. если в ед.ч. имеет основу на твердый согласный и нулевое окончание;

  4. если в ед.ч. имеет в конце основы мягкий согласный и в им.п. нулевое окончание, а в род.п. – а, -я;

  5. если в ед.ч. его основа заканчивается мягким согласным и в им.п. имеет нулевое окончание, а в род.п. – окончание -и;

  6. если слово употребляется только во мн.ч., а ед.ч. не имеет






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!