Технологическая карта урока ( 2 часа)
ФИО: Екимова Людмила Павловна
Место работы: МБОУ лицей № 4
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Род имен существительных. Существительные общего рода.
Базовый учебник: Русский язык. 5 кл. : учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017
Понятия: имя существительное, род имен существительных, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Цель:
- сформировать представление о грамматической категории рода существительных;
- уметь определять род имен существительных;
- правильно употреблять в речи, находить и формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.
Задачи:
Обучающие:
- развить умения опознавать существительные разных родов;
- научить определять существительные общего рода;
- обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД ;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умений формулировать проблему.
Воспитательные:
- формирование положительного интереса к изучаемой теме;
- развитие культуры речи учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся закрепят умения определять род имен существительных.
Метапредметные: обучающиеся научатся: извлекать информацию из текста, иллюстраций; находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; прогнозировать предстоящую работу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
- учащиеся научатся проявлять творческое отношение к процессу обучения;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебе;
- получат возможность осознавать практическую и личностную значимость результатов этапов каждого урока.
Применяемые технологии: технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология сотрудничества, проблемный диалог, продуктивное чтение, здоровьесбергающие технологии.
Структура и ход урока
№ п/п | Этапы урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты через УУД |
1 | Мобилизующий этап. | Включение учащих-ся в деятельность на личностно-значи-мом уровне. Создать благоприят-ный психологичес-кий настрой. | Приветствие учащихся. Подготовка к организо-ванному началу урока. СЛАЙД 1,2 -Определите, о какой части речи мы сегодня продолжим разговор. СЛАЙД 3 Игра “Да-нетка”. Задание: я буду зачиты-вать вам утверждения, если согласны с утверждением – да, если не согласны – нет. 1) Имя существительное – это самостоятельный член предложения. Нет. 2) Именем существи-тельным является почти каждое 2-ое слово в нашей речи. Да. 3) Имя существительное обозначает действие предмета. Нет. 4) Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?Да. 5) Имя существительное может обозначать свой-ства, качества, действия или состояния и иметь значение предметности. Да. 6) Грамматические при-знаки существительного – род, спряжение, число, падеж. Нет. 7) Имя существительное изменяется только по падежам.Нет. 8) Склонение – это из-менение по лицам и числам. Нет. 9) Имя существительное может быть любым чле-ном предложения. Да. 10) Имена существи-тельные образуются только суффиксальным способом. Нет. Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном. - Какие 2 группы грамматических признаков имеет имя существительное? - Что значит термин «постоянный признак»? - Что значит термин «непостоянный признак»? Задание: запишите по 3 словосочетания с именами собственны-ми : 1 гр – фамилиями ком-позиторов; 2 гр. – географическими названиями; 3 гр. – названиями книг, журналов, газет. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Открывают тетради записывают число, классная работа. Работают с карточками: да – красная, нет - жёлтая. Постоянные и непостоянные. Определяют вид словосоче-тания. С помощью чего связаны слова в словосочета-нии ( с помощью окончания, окончания и предлога, только по смыслу)? | Личностные: эмоциональ- ный настрой на урок;про- явление эмоционального отношения в учебно-по-знавательной деятельнос-ти. Метапредметные : учеб-но- познавательный ин-терес, организация рабо-чего места. Коммуникативные : постановка вопросов, по-строение речевых выска-зываний. |
2 | Постановка цели и за-дач. Мотивация учебной деятельности. | Создание условий для возникновения у обучающихся по-требности во вклю-чении в деятель-ность. | СЛАЙД 4 «Найди лишнее»: 1.батарея, телефон , педаль; 2. пустота, яблоко, болото; 3.окно, велосипед, замок, цепь. | Определяют лишнее слово в каждой строке и аргументи-руют. Обучающиеся называют те-му урока :«Род имён сущест-вительных». Объясняют, для чего нужно уметь опреде-лять род имен существитель-ных. Записывают тему урока. Самостоятельно определяют цель урока, выполняя зада-ние закончить предложение. (Формулирование цели). | Личностные : умение видеть, формулировать цель , проблему, тему урока. Метапредметные : целе-полагание . Предметные : затрудне-ние в определении рода существительного. |
4. | Формирование новых знаний. | Включение учащих-ся в познавательную деятельность. Обеспечить усво-ение знаний и спо-собов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Распределите имена существительные на 3 группы: Пекарь, история, удив-ление, рябь, купание, кресло, день, педаль, рельс, простыня, путь,море. Какой род имеют су-ществительные? Как вы его определили? Физкультминутка СЛАЙД 5 -Вы знаете, откуда взялся род у имен существительных? (Мультфильм «Род имен существитель-ных»). С родом существитель-ного не все так просто. В языке всегда находят-ся слова, которые не хо-тят подчиняться общим правилам. -Найдите существи-тельные, лишенные рода : доски, ворота, вёсла, ставни, зеркало, щипцы, окна, белила, руки, каникулы, консервы, сумерки, очки ( в соревновании-ях), очки (солнцеза-щитные). -Имя существительное имеет род или изменя-ется по родам? А вот представьте, что бы получилось, если бы род существительных изменялся так, как его падеж и число, т.е. если существительное полу-чало бы разные формы рода. СЛАЙД 7 -Какой важный пока-затель рода мы еще не назвали? СЛАЙД 8 - Как вы думаете, сколько родов в дру-гих языках? - Всегда ли легко определить род имен существительных? СЛАЙД 9 | Работают у доски и в группах. Сверяют с написанным. Предлагают свои версии. Составляют алгоритм: Ставлю существи-тельное в начальную форму (Им.п., ед.ч, Кто?, Что?) Заменяю местоиме-нием он, она, оно или эта, это, этот. Делаю вывод. Смотрят мультфильм. Запись в тетради под диктовку. Учащиеся приходят к выво-ду: рода не имеют сущест-вительные, которые не упо-требляются в единственном числе. Обучающиеся отвечают на вопрос. Убеждаются в том, что имена существительные имеют род, что эта катего-рия неизменяемая. Отвечают, что это оконча-ние. Работают с таблицей. Приводят свои примеры. Предположения обучаю-щихся. Чтение материала (стр.258); устно упр.727 В случае затруднения мож-но обратиться к словарю. | Личностные : умение вы-бирать действия по дости-жению цели. Метапредметные : приоб-ретение способа действий по достижению целей; умение работать само-стоятельно Предметные : умение применять знания на практике. |
| Первичное закрепление. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия. | Прочитайте рассказ, заменив рисунки сло-вами. (Приложение 1 «Весёлый оркестр» ) Выпишите из него слова 1гр- ж.р., 2 гр. – м.р., 3 гр.- ср.р. -У каких существи-тельных род не опреде-ляется? Физкультминутка Посмотрите на СЛАЙД 10 и ответьте, к какому роду относятся такие имена существительные. - Кто из вас знает , почему они общего рода? Задание: из списка слов выберите существитель-ные общего рода. Докажите, что вы пра-вы. ( Приложение 2 ) Дядя, зевака, тётя, доли-на, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, пра-бабушка, чистюля. Пока существитель-ные общего рода упо-требляются без других слов, возможно узнать, кого они обозначают: мальчика или девочку, мужчину или женщи-ну? СЛАЙД 11 «Памятка» СЛАЙД 12 Игра «Подбери слово»: отец - мужчина – бык – дедушка – дядя – козел – сын – ткач – баран – брат – сосед – кот- внук – мальчик – волк. СЛАЙД 13 Составить высказывание на лингвистическую тему. | Групповая работа. Это имена существительные, которые можно соотнести как с лицом женского, так и с лицом мужского пола. Это имена существительные общего рода. Чтение материала в учебнике на стр.259. Выполняют упр.728 (устно). Выбирают существительные общего рода. Каждая группа составляет по 2 словосочетания с сущест-вительными общего рода , согласуя с прилагательны-ми: 1 гр. – зевака, зануда; 2 гр.- плакса, зубрила; 3 гр. -сластёна, чистюля. Отвечают на вопрос и делают вывод. Каждая команда подбирает к существительному мужского рода парное существитель-ное женского рода. Устное высказывание на лингвистическую тему. | Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Предметные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану. |
| Домашнее задание: параграфы 94-95, упр.726 или Сочинение-миниатюра «Что я узнал(а) о роде существительных». | Информация о до-машнем задании. Тренирует способ-ность к самоконт-ролю, самооценке, развивает творчес-кие способности, проверяет умение применять получен-ные знания. | Комментирует домаш-нее задание. Учитель предлагает выполнить творческое задание в виде сочине-ния-рассуждения по предложенному алгоритму. (Приложение 3) Схема сочинения-рас-суждения. 1.Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать). 2. Аргументы: а) ………………………; б) ………………………; в) ………………………. . 3.Вывод. | Осознают принцип выполне-ния домашнего задания, за-дают вопросы. Записывают задание. | Личностные: смыслообра-зование. Предметные : выделение познавательной цели, поиск и выделение глав-ного в информации, выстраивание логической цепочки, умение делать выводы. Регулятивные: коррекция, оценка. Коммуникативные: постановка вопросов, построение речевых высказываний. |
| Рефлексия (подведение итогов занятия) | Организация реф-лексии и самооцен-ки учениками своей УД на уроке. Осознание учащи-мися метода преодо-ления затруднений и самооценка ре-зультатов своей коррекционной деятельности. | СЛАЙД 15 Какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока? Организует рефлексию. Спрашивает, что вызва-ло затруднения. Обобщает сказанное. Предлагает ответить на шесть ЕСЛИ (Приложение 4) - Какого рода существительное: если в ед.ч. имеет окончание –а, -я; если в ед.ч. оканчивается на –о, -е; если в ед.ч. имеет основу на твердый согласный и нулевое окончание; если в ед.ч. имеет в конце основы мягкий согласный и в им.п. нулевое окончание, а в род.п. – а, -я; если в ед.ч. его основа заканчивается мягким согласным и в им.п. имеет нулевое окончание, а в род.п. – окончание -и; если слово употребляется только во мн.ч., а ед.ч. не имеет? СЛАЙД 16 Благодарит за работу. СЛАЙД 17 Если человек хочет что-то познать или чего-то добиться, то всё в его руках. | Обобщают изученное на уро-ке. Обсуждают успехи, за-труднения при выполнении заданий, пытаются осознать то, что уже усвоили и что еще подлежит усвоению. Работают с карточкой. Оценивают свою деятельность. Работа в парах. | Личностные : положи-тельное отношение к про-деланной работе. Метапредметные : умение контролировать и оцени-вать свою работу и полу-ченный результат; Предметные : предлагает вспомнить критерии оце-нивания, дает время для самооценки, заслушивает результаты. |
Приложение 1
Весёлый оркестр
Жила-была . Она умела играть на . Однажды она прочитала наобъявление, что в лесу организуется оркестр. Руководителем оркестра должен был быть , который играл на . Скоро оркестр был создан. пригласила в оркестр своих друзей. Были здесь даже и , которая играла на , и , который бил рогами в . играл на , заяц - . На играла , а на играл . держала перед , которая пела перед . Вот такой получился оркестр.
Приложение 2
Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.
Приложение 2
Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.
Приложение 2
Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.
Приложение 2
Дядя, зевака, тётя, долина, зануда, мужчина, старушонка, плакса, зубрила, сластёна, прабабушка, чистюля.
Приложение 3
Схема сочинения-рассуждения.
1.Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать).
2. Аргументы:
а) ………………………;
б) ………………………;
в) ………………………. .
3.Вывод.
Приложение 3
Схема сочинения-рассуждения.
1.Тезис (основная мысль, которую необходимо доказать).
2. Аргументы:
а) ………………………;
б) ………………………;
в) ………………………. .
3.Вывод.
Приложение 4
Какого рода существительное:
если в ед.ч. имеет окончание –а, -я;
если в ед.ч. оканчивается на –о, -е;
если в ед.ч. имеет основу на твердый согласный и нулевое окончание;
если в ед.ч. имеет в конце основы мягкий согласный и в им.п. нулевое окончание, а в род.п. – а, -я;
если в ед.ч. его основа заканчивается мягким согласным и в им.п. имеет нулевое окончание, а в род.п. – окончание -и;
если слово употребляется только во мн.ч., а ед.ч. не имеет
Приложение 4
Какого рода существительное:
если в ед.ч. имеет окончание –а, -я;
если в ед.ч. оканчивается на –о, -е;
если в ед.ч. имеет основу на твердый согласный и нулевое окончание;
если в ед.ч. имеет в конце основы мягкий согласный и в им.п. нулевое окончание, а в род.п. – а, -я;
если в ед.ч. его основа заканчивается мягким согласным и в им.п. имеет нулевое окончание, а в род.п. – окончание -и;
если слово употребляется только во мн.ч., а ед.ч. не имеет