Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а, например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности. Одним видом тревожности является: Школьная тревожность - как разновидность ситуативной, это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений. Можно сказать, что школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия учащегося с различными компонентами образовательной среды школы. Выделяют некоторые виды школьной тревожности на основе ситуаций, связанных с процессом обучения: 1. С процессом обучения – учебная тревожность; 2. С представлением о себе – само оценочная тревожность; 3. С общением – межличностная тревожность. Сейчас я предлагаю вам создать модель фишбоун, на ней вам нужно написать причины школьной тревожности ее пути решения Предлагаю вам проиграть несколько психотехнических упражнений Упражнение 1 – «Похвала». Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно хвалить ребенка даже за незначительные успехи, причем делать это искренне! Ведь в любой ситуации можно найти повод, чтобы отметить достижения своего ребенка. Родителям предлагаются придумать ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить ребенка. Упражнение 2– «Комплименты». Очень поможет игра «Комплименты», если в неё играть всей семьёй. А ещё хорошо дома оформить «Цветик-семицветик» - в центре которого разместить фотографию ребенка, а на цветных лепестках – результаты, которыми он гордится. Предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать успехи ребенка. |