СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Родина моя - Краснофлотское".

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сколько слов, сколько песен о зорях в России!

Нам известен давно голос их и наряд...

Краснофлосткие зори совсем не такие -  

Здесь другие они и на слух и на взгляд.

Просмотр содержимого документа
«"Родина моя - Краснофлотское".»

МОУ Краснофлотская СОШ

Классный час в 9 классе

Родина моя – Краснофлотское

Оформление: выставки книг «Славные имена на карте Воронежской области», «Поэты родного края», стенд «Ими гордятся краснофлотцы», журнал «Родина моя – Краснофлотское», слайды.

Эпиграф:

Сколько слов, сколько песен о зорях в России!

Нам известен давно голос их и наряд…

Краснофлосткие зори совсем не такие –

Здесь другие они и на слух и на взгляд.

Ю.Бобоня

Ход классного часа.

Здравствуйте, ребята! Добрый день, дорогие гости!

Наш классный час мы проведем в форме устного журнала. А посвящен этот выпуск журнала нашему родному селу – Краснофлотскому.

Страница 1 Что такое Родина?

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и первые неудачи. Послушайте слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

Страница 2 Из истории возникновения нашего села.

Сегодня мы поговорим о нашей малой родине. А много ли мы знаем о ней, об ее истории, ее прошлом и настоящем?

В наших местах люди жили с древних времен, о чем свидетельствуют археологические исследования.

До заселения территории нынешнего Петропавловского района здесь было Дикое поле. Русским народом оно называлось еще Половецким. В XII веке по Среднему Дону была определена граница между русскими и половецкими владениями. Во время монголо-татарского ига эти степи были местом кочевых татарских племен. А еще раньше в наших степях обосновались сарматы, воинственные и трудолюбивые племена скифского происхождения. Этот древний народ оставил нам уникальные памятники – например, «каменная баба», стоящая на кургане у с.Старая Криуша. В конце пятого столетия н.э. воинственные гунны вытеснили с Северного Кавказа в наши края многочисленную народность – аланов. Смешавшись с сарматами, аланы внесли в их жизнь частицу культуры и языка, именно в то время великая река получила название Дон от осетинского слова «вода», а река Толучеевка от «Талача», что в переводе означает «степная равнинная река». Эти и позднее пришедшие на Дон народы составили племена донских славян. Планомерное заселение нашей местности относится к первой четверти восемнадцатого века. В это время сюда переселялись люди из Черкасс и Харькова, Старого Оскола и Ливен, Землянска и Ендовищ. К 1717 году возникла Петропавловка, местечко-городок, населенное харьковскими казаками. А в конце 18 века в Матюшином Логу, северо-восточнее села Березняги, поселились несколько десятков семей крестьян из Березнягов, образовав небольшой хутор. Поселенцами были раскольники, которые «молились по-старому». Поэтому поселок получил название Богомолово. В том, что в хуторе жили раскольники и староверы, можно найти подтверждение в статье Олейникова «Очерки по истории расколо-сектанства в Воронежской губернии», помещенной в нескольких номерах «Воронежских Епархиальных ведомостях» за июнь-июль 1914г. К 1859 году в хуторе насчитывалось 80 дворов и 350 жителей. В документах 1865г о нем сказано: «хутор Богомолово; в нем находится православный молитвенный дом и раскольничья молельня». В 1880 году хутор общиной построил Троицкую каменную церковь в урочище Герасимовом. Церковь была «трехглавая»,имела три купола, три алтаря. Наша церковь – «Трехпрестольная». Первый престол -12 февраля на праздник Трех Святых, второй престол на Троицу, третий – 14 октября на Покров. Если церковь «трехпрестольная», то называют ее в честь второго престола, поэтому она и получила название Троицкая. Имелась высокая звонница с огромным колоколом и маленькими колоколами. Вокруг церкви построили красивую ограду, в которой находились дом для священника, служителей, учителя, который работал в церковноприходской школе, открытой в 1886 году здесь же; позже в этом здании находился дом-интернат для пожилых людей. В разное время в Троицкой церкви служили священниками Авсенёв Василий Дмитриевич, Животков Иван Алексеевич, Косырев Михаил, Чубов Владимир. Церковь была разрушена в 30-х годах 20-го столетия. Население хутора постепенно увеличивалось. Вот как это выглядит по годам:

1885г -2170 жителей, 320 дворов

1892г – 3163 жителя, 383 двора

1900г – 3422 жителя, 405 дворов

1905г – 4129 жителей, 550 дворов

1909г – 4359 жителей, 611 дворов

Вместе с ростом населения происходят изменения и в жизни хуторян. Хутор становится селом.


Страница 3 Краснофлотские зори.


О революции 1917 года жители села узнавали от солдат-фронтовиков, возвращающихся домой. Советская власть была установлена всем Богомолово весной 1919г. В марте 1919 года армия Деникина вела наступление на воронежском направлении. Приближение белогвардейских частей с радостью ожидало зажиточное казачество Дона. В хуторах Лопатино Песковском, Шумилине они свергли ревкомы и захватили власть в свои руки. В Верхнедонском округе вспыхнуло вооруженное выступление против Советской власти. Весной этого же года в с. Березняги вошли эскадроны первого кавалерийского полка и курсанты Тамбовских курсов красных командиров. Им предстояло принять участие в подавлении донского восстания. Но белоказаки были предупреждены и внезапно ворвались в село. Все курсанты погибли. В тревожном ожидании появления восставших белоказаков жили богомоловцы. Спустя несколько дней после Березняговской трагедии в село Богомолово вошли отряд моряков-балтийцев в количестве 63 человек и группа калачеевских бойцов отряда самообороны во главе с матросом Семеном Дмитриевичем Ивановым. Объединенный отряд, состоявший из восьмидесяти с лишним человек, направлялся в Донскую область на подавление восстания. Председатель ревкома Михаил Устинович Деев и командир отряда распределили моряков по квартирам. Всего лишь одну ночь провели они в селе, а старожилы до сих пор с теплотой и нежностью вспоминают молодых вежливых ребят во флотской форме. Утром отряд с шутками и песнями выступил в направлении Лопатина. В поле моряки рассыпались цепью и вскоре скрылись за горизонтом. О ходе боя жителям села мало что известно. К обеду стали поступать раненые, а вместе с ними тревожные вести о поражении отряда. Ныне покойный Иван Семенович Грибанов рассказывал об этом односельчанам. Ему было поручено везти на своей лошади станковый пулемет отряда. Сразу же, как только моряки вышли из Богомолова, на горизонте стали появляться небольшие группы всадников – разведчиков белоказаков. Отряд приготовился к бою и развернулся в цепь. Когда подходили к лесу, из него внезапно выскочила конница и ударила по флангам. Краснофлотцы упорно отражали атаку, но силы были неравны. В разгар боя у моряков отказал пулемет. Это и предрешило исход боя.

Богомоловцы на повозках собирали погибших моряков и свозили к кладбищу. Со всех дворов люди несли материю, чтобы достойно похоронить погибших. Балтийские моряки были похоронены за внешней оградой сельского кладбища. Бойцов калачеевского отряда похоронили в их родных селах.

В 1927 году крестьянский сход села ходатайствовал перед центральными властями республики о переименовании села Богомолово в село Краснофлотское в память о героическом подвиге моряков-балтийцев. Ходатайство было удовлетворено, и в следующем году село получило новое название. В 1957 году жители села собрали средства на сооружение нового памятника на братской могиле - балтийца около 2,5 метров высотой, которая и была установлена на двухметровом каменном постаменте в ноябре 1958 года. На постаменте надпись: «Здесь похоронены 63 моряка Балтийского флота, павших в боях за молодую советскую республику в марте 1919 года. Вечная память и слава вам, герои Балтики». Долгое время братская могила была безымянной. Но в 1968 году красные следопыты Краснофлотской восьмилетней школы, обратившись в архивы, установили имена и фамилии 34 моряков. Эти имена выбиты на постаменте памятника.

Краснофлотские зори

Сколько слов, сколько песен о зорях в России!

Нам известен давно голос их и наряд…

Краснофлотские зори совсем не такие –

Здесь другие они и на слух и на взгляд.

Здесь до солнца в степи, завороженной мглою,

Снег, как порох скрипит

И шуршит на меже.

Здесь до солнца матросы готовятся к бою

На земном и последнем своем рубеже.

Ни приказов, ни слов

В той немой подготовке,

Устремились и дула, и лица вперед

И заряжены смертью короткой винтовки,

И напрягся в последнем прыжке пулемет…

А когда горизонт на востоке объятый

То ли кровью зори, то ли жаром огня –

В снег ложатся ребята, умирают ребята,

Не дождавшись восхода грядущего дня.

Умирают вдали от родных и от моря,

На земле им за землю пришлось умерать…

Не о них ли звенят краснофлотские зори,

Те, что с каждым рассветом над степью горят!

Ю.Бобоня

Страница 4 Помнят люди.


В древней русской летописи читаем: «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озера многими удивлена еси, реками и кладозьми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, сёлы дивными… Всего еси исполнена земля Русская…». За «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины под предводительством Дмитрия Донского, Александра Невского и других русских полководцев.


22 июня 1941 года. Эта дата никогда не изгладится из памяти нашего народа. На рассвете воскресного дня оснащенная современным оружием и имевшая опыт ведения войны армия гитлеровской Германии обрушила всю свою мощь на нашу страну. Запылали города и деревни. Из каждой семьи нашего села не по одному, а по несколько человек ушли на защиту своей Родины.

Ушли на фронт четыре сына.

Осталась в доме мать одна.

С тоскою смотрит на рябину –

Детьми посажена она.


Все глубже с каждым днем морщины,

Печальней взгляд, тревожней вздох:

Не красны ль ягоды рябины?

Кто кровь прольет из четырех?


Но пали все – четыре сына!

Немилосердная война!

…Стоит по осени рябина

Плодами черными черна.


Хотя она не виновата,

Что век наш труден и жесток,

Что гибнут юными солдаты,

Седеют матери не в срок.

Н.Николюкин

Наше село не было захвачено немцами, но бомбежке подвергалось неоднократно. В центре села Краснофлотское стояло двухэтажное здание школы, где находился штаб заградотряда. При одном из налетов немецких самолетов оно было разрушено, погибло 22 человека. Недалеко от могилы моряков есть могила бойцов, погибших во время .

Похоронки, бомбежки, тревога за ушедших на фронт, непосильный труд – трудно сейчас представить, как справились со всеми тяготами наши женщины - полуголодные, раздетые, не щадившие своих сил.

460 жителей нашего села ушли на фронт. 264 из них погибли в боях с оккупантами. Многие односельчане награждены боевыми орденами и медалями и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Очень мало осталось в живых наших ветеранов. Вот их имена: Воронин Сергей Демьянович, Рязанова Мария Михайловна, Ловягин Иван Иванович.


Страница 5 Мои земляки – скромные люди и великие труженики.


В наших местах с древних времен люди занимались животноводством и земледелием. На полях сегодня возделываются зерновые и технические культуры: пшеница, рожь, сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза. Большие площади заняты садами, водоемами, в южной части Петропавловского района высажен сосновый лес. Труд сельских жителей тяжел и почетен. Многие наши односельчане имеют трудовые награды: ордена и медали. Их имена вписаны в историю нашего района и нашего села.

(рассказ о Киселеве, Богомоловой)


Киселев Григорий Васильевич. Когда началась война, ему было всего 11 лет. Два старших брата ушли из родного хутора Огарев на фронт и не вернулись. За них и за себя Григорий работал до седьмого пота на колхозных полях рядом со сверстниками, стариками и женщинами. Фронту нужен был хлеб. Рос он парнишкой любознательным. Семилетку окончил с круглыми пятерками. Прошел курсы и стал работать в колхозе счетоводом. Потом служба в армии, учеба на заочном отделении сельскохозяйственного техникума. Получил диплом агронома с отличием и стал работать по специальности в родном колхозе. Тут проявились его незаурядные организаторские способности. Коммунисты избрали его секретарем парткома, а в 1959 году колхозники поставили его во главе колхоза «Красный Флот». Григорий Васильевич очень хотел сделать жизнь односельчан лучше и все делал для этого. Развернул строительство животноводческих ферм, начал возводить школу, в центре села вырос продовольственный магазин. Долго присматривался к глубоким оврагам возле села, а затем перегородил их мощными плотинами. По весне огромные пруды заполнились водой и их зарыбили. С той поры в степном селе Краснофлотском люди всегда имели к столу свежую рыбу. Григорий Васильевич наладил деловые взаимоотношения с казаками из Ростовской области, и оттуда ему поставляли лес, уголь, стройматериалы. Все это он отдавал людям, чтобы они построили хорошее жилье, не мерзли в стужу.

Шестнадцатилетний добросовестный труд Киселева на посту председателя колхоза «Красный Флот» отмечен орденом Ленина, медалями за «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина».

С 1975 года он работал на предприятиях и в организациях райцентра, и ему всегда поручали что-либо новое. Он организовал в районе службу «Райтоп». Будучи директором маслозавода достал и смонтировал установку для производства казеина. Умер в возрасте 85 лет от тяжелой болезни в 1988г.


Богомолова Татьяна Яковлевна – учитель математики Краснофлотской средней общеобразовательной школы. Трудовой стаж – 41 год. Все эти года она работает в школе. Татьяна Яковлевна – уроженка нашего села. Скольким ученикам она дала дорогу в жизнь, скольких воспитала замечательными, честными людьми! Татьяна Яковлевна – строгий, требовательный, но справедливый учитель, честный и отзывчивый человек. Она учит своих учеников быть добрыми, настойчивыми, трудолюбивыми, порядочными, готовыми прийти на помощь. Богомолова Татьяна Яковлевна награждена орденом.

Страница 6 Поэты родного края.


Изучение культурного наследия родного края есть путь породнения с ним: это такая же необходимость, как семейные альбомы и предания. Наш Черноземный край особый: это край, где, по словам Бунина, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели. Воронежский край – родина замечательных писателей и поэтов: Кольцова и Никитина, Бунина и Платонова, Троепольского и Жигулина, сказочников Афанасьева и Корольковой. С Воронежским краем тесно связано имя Осипа Мандельштама. Но и наше родное село Краснофлотское знаменито своими поэтами и прозаиками. Юрий Бобоня, Виктор Рябикин, Иван Николюкин, Николай Николюкин – уроженцы нашего села. Их произведения вошли в сборник «Вдохновение», выпущенный к 70-летию Петропавловского района. Сегодня уже звучали их стихи.

Николюкин Иван Константинович родился в 1936 году в селе Краснофлотское Петропавловского района. После окончания Литературного института живет и работает в Москве. Здесь в 1969 году в издательстве «Московский рабочий» вышла его первая книжка, поэма «Россия начинается с избы». Затем в разные годы в разных московских издательствах выходили сборники его стихов: «Сенокос», «Окно матери», «Песни в поле», «Светел край», «Эхо канонады», «Птицы в груди», «Город без окраин», «Селяне» и другие. Иван Николюкин является членом Союза писателей России.

Русь

Люблю это древнее слово,

Как русую девушку, -

Русь!

Твержу это слово –

И снова

Во власти его нахожусь.

Я вижу былинные дали,

Где дымкой покрыты леса,

Где вольные предков звучали

В бескрайних степях голоса.

И мыслю:

Таким же вот летом,

Но канувшим в Лету давно,

То слово однажды поэтом

И было вот так рождено

Вот в этих краях необъятных,

Вмещающих радость и грусть:

Как выдох,

Как звук непонятный,

Как мира открытие:

Русь!


Бобоня Юрий Степанович родился в 1938 году в селе Краснофлотское. После окончания Бобровского училища культпросветработников занимался клубной работой и писал стихи и прозу. В мае 1967 года в журнале «Подъем» появилась первая подборка его стихов. Потом его стихи были опубликованы в московском альманахе «Поэзия». Преждевременная смерть в 1976 году прервала его учебу в Литературном институте, а также становление талантливого поэта и прозаика. После его смерти в 1978 году вышел в Воронеже сборник его стихов «Улица», в этом же году в Москве вышла книга его прозы «Высокий титул».

***

Поля в торжестве молчаливом.

Июльская белая высь…

Тяжелою, трепетной силой

Пшеница и рожь налились.

И, словно знамение года,

Как праздник его, как судьба, -

Пришли на поля самоходы

В решительный бой за хлеба.

Взметнулись стерневые скосы,

А дальше – попробуй осиль

Глазами покосы, покосы –

Историю страдной Руси.

И воздух до самого неба

В прохладу ночную и в зной

Замешен на запахе хлеба,

Того, что зовут – новизной.

И мир мой тем духом былинным

На веки веков покорен.

И жив он не хлебом единым,

Когда этот хлеб сбережен.


Рябикин Виктор Самойлович родился в 1923 году в селе Краснофлотское. После окончания Краснофлотской семилетки сначала учился в Богучарском педучилище, затем на литературном факультете института в Новочеркасске. На семнадцатом году жизни он уже преподавал литературу в Краснофлотской, а затем в Огаревской школе. Работе в школе он отдал сорок лет своей жизни. Писать стихи начал рано, еще обучаясь в Богучарском педучилище, но творческая зрелость пришла поздно. Печатался в газетах и журналах Воронежской и Ростовской областей и Краснодарского края. В настоящее время живет в Новороссийске.

Мне опять край родимый приснился

Мне опять край родимый приснился –

Отчий дом, розоватая степь.

Перелетною птицей явился

Еще раз я на все посмотреть,

Повстречаться с родными, как прежде,

И друзей милых сердцу обнять,

Подышать этим воздухом свежим,

Необъятное сердцем обнять.

А проснулся – клокочет кровь в жилах,

Одиноко, печально, темно…

Не вернуть уж родных из могилы.

Дождик хлесткий стучится в окно.

Мне во сне край родимый приснился.

Розовато-лиловая степь.

Для того ль в том краю я родился,

Чтоб вдали от него умереть?


Николюкин Николай Ефимович родился в 1940 году в селе Краснофлотское. Много лет работал преподавателем немецкого языка в сельских школах. Пишет стихи, прозу, делает переводы, в основном с немецкого языка. В 1990 году вышел сборник стихов Николюкина «Планида», затем в 1993 году вышел сборник его стихов для детей «Разноцветье», и в 1997 году – новый сборник «Свет лампады», в который вошли также переводы с удмуртского и немецкого языков. В 1992 году вышла книга прозы «Маралий корень». Все эти сборники выходили в воронежских издательствах. Николай Николюкин награжден медалью лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Краснофлотское! Не спорю,

Я люблю тебя за то,

Что в тебе такие зори,

Что при них любое горе

Вмиг становится ничто.

Здесь тихи, спокойны ночи,

Дни полны труда, забот.

В Краснофлотском, между прочим, -

Это верно, это точно, -

Славен чуткостью народ.


Отчегочки, почемучки

Отчегочки, почемучки

в нашем доме завелись.

Это – внуки, это – внучки.

Отвечай лишь, не ленись.


А вопросам нету сладу,

С подковыркой или без.

Так что нам с бабулей надо

Тут решать и свой ликбез.


И с задоренкою новой

Каждый «грызть гранит» готов.

Я беру словарь толковый,

Бабка – иностранных слов.


А наук у нас немало,

Тут попробуй разберись.

Ночью позднею устало

Мы до коек добрались.


Но постели мы не рады,

страшный сон мешает спать:

написать нам вроде надо

сериал «Хочу все знать».

В настоящее время готовится к изданию книга Николая Ефимовича Николюкина об истории нашего села. А в сборнике стихов «Мое время» есть стихотворение об отце одного из наших одноклассников.

Страница 7 Любимый уголок природы.

В стихах наших односельчан много говорится о природе. Чем же примечательна наша природа?

Послушаем отрывки из ваших сочинений.

«Источник» (Ловягин Дима)

У каждого человека и даже птиц есть своя малая Родина. И всю жизнь нас тянет к ней. У кого-то это тайга, у кого-то Байкал, а у кого-то Черное море. Мой же край раскинулся в широких, вольных степях. Мое село Краснофлотское находится в Воронежской области Петропавловского района. В моем крае много прекрасных мест, но одно из моих любимых – это целебный источник. Он не замерзает и течет круглый год. Первый раз я увидел его в прошлом году, бродя по роще, которая окружает родник. Первое ощущение такое, что ты попал в древнюю Русь, когда еще за водой ходили с коромыслом. В тебе просыпается инстинкт, тянущий тебя к природе. Это место мне очень дорого. Оно красиво облагорожено. Над источником сооружен двухскатный навес с резным фасадом, а под ним располагается главная и самая прекрасная часть этого места – родник. Из трубки по желобку бежит студеная, прозрачная вода. На вкус она очень нежная. Возле навеса располагается стол с лавками, он окружен раскидистым плетнем, на нем висят два баклана. Все это напоминает мне о моих корнях. Когда я прихожу туда, я получаю заряд положительных эмоций. На душе сразу становится легко, забываешь все повседневные проблемы и переносишься в девственный мир природы.

Вислов Виталий: «Прекрасно мое село родное. Здесь и степи просторные с полями, обсаженными ровными линиями лесопосадок, и островки дубрав по многочисленным балкам. Манят к себе пруды, в водах которых купают свои косы вербы, играет рыба, время от времени опускаются на воду дикие утки, гуси, случается увидеть и грациозных лебедей. Можно встретить и клыкастого дикого кабана во главе выводка, и косулю, и лося. А как приятно в летнюю жару прийти к благоустроенному роднику и попить ключевой воды. Село красиво в любое время года.»

Страница 8 Что значит любить Родину?

Любить Родину – это значит быть преданным ее идеалам, быть готовым в любую минуту защитить ее, знать ее прошлое, хранить наши традиции. Любить Родину – значит трудиться для ее блага и счастья, любить и охранять все живое на земле, быть ее хозяином.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!