СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родители – союзники специалиста.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родители – союзники специалиста.»

Родители – союзники специалиста.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей, т.к. отстранение от работы по исправлению речевых дефектов в семье препятствует установлению уважительной позиции в общении между специалистом и ребенком, формирует у школьника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

В организации своей работы с родителями я придерживаюсь следующих принципов.

1. Сотрудничество - я вижу в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу.

2. Индивидуализация. На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

3. Непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление мною ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье.

4.  Комплексность – координация мною взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Основными направлениями  логопедической работы с родителями являются:

·  Консультативно–просветительская работа.

·  Коррекционно-обучающая работа.

·  Мониторинговая работа.

1. В рамках консультативно–просветительского направления я осуществляю:

·  ознакомление с результатами логопедического обследования (знакомство с речевой картой, подпись);

·  формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;

·  выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;

·  формирование положительной мотивации и активизации заинтересованности в коррекционных занятиях;

·  формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;

·  консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;

·  ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

2. Коррекционно-обучающая работа предполагает:

·  привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;

·  обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;

·  обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

3. К мониторинговой работе относится:

·  выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;

·  изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;

·  определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;

·  определение эффективности выбранных форм работы с родителями;

·  анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Все эти направления могут быть реализованы через разнообразные формы работы.

1) Выступления на родительских собраниях, групповые консультации, родительские гостиные.

К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом.

2) Проведение индивидуальных логопедических консультаций.

На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.

Также я провожу индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников своей школы. Есть речевые нарушения, при которых родители, занимаясь с ребёнком дома, вполне могут помочь ему самостоятельно. А это значит, что будущий первоклассник сможет избежать многих трудностей, которые часто появляются по причине различных речевых нарушений.

Случается, что после проведения логопедического обследования возникает необходимость дополнительного обследования ребёнка другими специалистами – неврологом, детским психиатром, окулистом и так далее. Стараюсь деликатно подходить к этому вопросу, чтобы не обидеть и не напугать родителей своих воспитанников, а объяснить необходимость обследования ребёнка медицинскими специалистами.

3) Проведение открытых занятий.

Открытые занятия также является познавательной и полезной формой взаимодействия. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.

4) Проведение семинаров, практикумов, мастер-классов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей.

      Эти формы хорошо зарекомендовала себя. Включая в работу родителей, я стараюсь дать  знания по формированию тех или иных умений  и навыков у ребенка, оказать помощь каждой семье в организации домашних занятий в игровой форме.

5) Выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;

Использую памятки для родителей на различные темы, которые составляются с учителями. Их я распечатываю и раздаю на консультациях.

6) Логопедические тетради, дневники. В тетрадях, как и все логопеды, записываю или вклеиваю домашние задания и отмечаю работу ребёнка дома. Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено.

7) Консультации по телефону. Я пользуюсь этой формой работы, когда нужно что-либо уточнить у родителей или донести до них определённую информацию. Всегда прошу родителей сообщать мне по телефону, если ребёнок по какой-то причине не сможет прийти на логопедическое занятие. Надо отметить, что с каждым годом родители становятся более ответственными. Я тоже, в свою очередь, всегда сообщаю родителям по телефону об изменениях в расписании логопедических занятий.

8) Взаимодействие логопеда с родителями через интернет. Эту форму работы я тоже начинаю применять с родителями – активными пользователями сети Интернет. На школьном сайте есть мой раздел. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами и многим другим.

Достаточно полезным для планирования педагогической деятельности является анкетирование родителей, которое позволяет выявлять реальный родительский запрос, строить работу, учитывая потребности всех участников образовательного процесса, оказывать помощь, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила.

Для себя я установила правила эффективного взаимодействия с родителями:

·  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

·  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

·  Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·  Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·  Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

·  То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, обучающихся и педагогов!

·  Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка.

К сожалению, в моей практике есть случаи, когда не удаётся установить хороший контакт с родителями. Бывает, что родители не приходят в школу, если их приглашаю на консультацию, не занимаются с детьми дома.

Тогда на помощь я призываю классных руководителей таких ребят. Они объясняют на родительских собраниях и в личной беседе о необходимости логопедической помощи для их детей. Но есть родители, которые не идут на контакт даже со своим учителем. Зачастую это социально неблагополучные семьи или просто равнодушные родители.

 Однако, правильная речь — это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают дети, для кого родители — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Мой девиз в работе с родителями: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»





























План работа с родителями в условиях школьного логопункта

(раздел из плана работы учителя – логопеда).


п/п

Данные консультируемого.

Форма работы.

Тема.

Цель.

Сентябрь.

1.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп с общим недоразвитием речи (ОНР).

Родительская гостиная.

«ОНР - причины. Основные направления работы на учебный год».

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на 20__ - 20__ учебный год.

2.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп с фонетико-фонетическим недоразвитием речи (ФФН).

Родительская гостиная.

«ФФН - причины. Основные направления работы на учебный год».

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на 20__ - 20__ учебный год.

3.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп с фонетическим дефектом речи (ФН).

Родительская гостиная.

«ФН - причины. Основные направления работы на учебный год».

Познакомить родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы на 20__ - 20__ учебный год.

4.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар – практикум с участием детей.

«Наш весёлый язычок».

1. Важность выполнения артикуляционных упражнений.

2. Виды артикуляционных упражнений.

3.Выполнение с родителями артикуляционных упражнений.

5.

1,2,3,4-е классы

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.

Октябрь.

1.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар – практикум.

«Как научить детей писать без ошибок».

Познакомить родителей с играми и упражнениями по предупреждению дисграфии. Звукобуквенный анализ.

2.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар-практикум с участием детей.

«Формирование

правильной воздушной струи».

Консультативная помощь родителям о необходимости работы по правильному дыханию.

3.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Открытые индивидуаль-ные занятия.

«Постановка звука [р] ([л] [ш] [с])».

Показать приемы постановки звука, закрепления, дифференциации.

4.

2 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар – практикум.

«Как преодолеть трудности в обучении грамотному письму».

Познакомить родителей с типичными ошибками правописания и приёмами обучения детей применению правил.

5.

1,2,3,4-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.

Ноябрь.

1.

1 класс.

Родители обуч-ся коррекционных групп.

Открытое групповое занятие.

«Гласные звуки и буквы».

Научить правильно выполнять звукобуквенный анализ.

2.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Родительская гостиная.

Открытые индивидуальные занятия.

«Необходимость автоматизации»

Показать необходимость закрепления и автоматизации звуков в домашних условиях.

5.

3 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Открытое групповое занятие.


«Родственные слова».

Показать систему подбора родственных слов.

Разъяснить для чего необходимо быстро и правильно подбирать родственные слова.

4.

2, 3, 4-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Консультация.

«Выполнение домашнего

задания по русскому языку.

Формирование навыков самоконтроля за собственным письмом».

Познакомить родителей с алгоритмом выполнения домашнего задания в зависимости от класса.


5.

1,2,3,4-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.

Декабрь.

1.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар-практикум с участием детей.

«Влияние движения пальцев на развитие речи».

Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», важностью и необходимостью ее развития; с приемами, играми для развития мелкой моторики рук.

2.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп с ОНР, НВОНР.

Открытое групповое занятие.

«Буква «ь» - показатель мягкости согласных».

Показать умение детей дифференцировать твёрдые и мягкие согласные с помощью гласных букв и ь.

3.

2 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Родительская гостиная.

«Мы учим детей рассказывать».

Консультативная помощь родителям по вопросам обучения приемам связного рассказывания.

4.

3 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар-практикум с участием детей.

Разбор слова по составу.

Показать приёмы правильного разбора слов по составу.


5.

1,2,3,4-е классы

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.


6.

1,2,3,4-е классы

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Первые успехи Вашего ребёнка».

Проанализировать результаты совместной деятельности.

Январь.

1.

1, 2-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Семинар – практикум.

«Мы читаем».

Познакомить родителей с условиями развития понятийного чтения. Познакомить с приёмами работы дома.

2.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Родительская гостиная.

Открытые индивидуальные занятия.

«Необходимость дифференциации звуков».

Показать необходимость дифференциации звуков. Разобрать приёмы дифференциации.

3.

2, 3, 4-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Практикум.

«Формирование орфографической зоркости. Ошибкоопасные места».


Познакомить родителей с алгоритмом нахождения орфограмм и способами их проверки.

4.

1,2,3,4-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.


Февраль.

1.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Родительская гостиная.

«Формирование самоконтроля за собственной речью».

Показать необходимость формирования самоконтроля. Показать приёмы формирования самоконтроля.

2.

2 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Открытое занятие.

«Парные согласные».


Показать необходимость дифференциации согласных. Познакомить с приёмами дифференциации и способами проверки парных согласных.

3.

1,2,3,4-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.


Март.

1.

1 классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Консультация.

«Выполнение домашнего

задания по русскому языку. Формирование навыков самоконтроля за собственным письмом».

Познакомить родителей с условиями развития понятийного чтения. Познакомить с приёмами работы дома.

2.

3 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Открытое занятие.

«Безударные гласные».


Познакомить со способами проверки безударных гласных.

3.

1,2,3,4-е классы.

Родители обуч-ся коррекционных групп.

Индивидуаль-ные беседы.

«Проблемы и пути их решения».

Консультативная помощь родителям.


Апрель – май.

1.

Родители будущих первоклассников.

Логопедичес-кое обследова-ние.



Обследование устной речи детей.

Консультирование родителей по итогам обследования.

Май.

1.

Родители будущих первоклассников.

Родительское собрание.


«Логопедическая готовность детей к школе».

Познакомить с уровнем речевой готовности детей.

2.

1 класс.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Открытое занятие.

«Праздник правильной речи».

Итоговое мероприятие.

3.

1,2,3-е классы.

Родители обучающихся коррекционных групп.

Родительская гостиная.

«Вот и стали мы взрослей».

Подведение итогов коррекционно-развивающей работы за год.

4.

1,2,3,4-е классы

Родители обучающихся коррекционных групп.

Индивидуальные беседы.

«Успехи Вашего ребёнка».

Проанализировать результаты совместной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!