СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родителям о занятиях по развитию зрительных функций у ребёнка с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранить зрение ребенка, развитие зрительных функций - важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям.

Просмотр содержимого документа
«Родителям о занятиях по развитию зрительных функций у ребёнка с нарушением зрения»

РОДИТЕЛЯМ О ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

РОДИТЕЛЯМ О ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ОСТАТОЧНОГО И НАРУШЕННОГО ЗРЕНИЯ Каким бы низким ни было зрение у ребенка, сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить - важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям. Если у слепого ребенка есть светоощущение или остаточное зрение , его нужно учить фиксировать, т.е. задерживать взгляд на источнике яркого света . Для этого можно использовать электрические фонарики, настольную лампу без абажура, включая и выключая их. Фонарик (настольную лампу) надо держать неподвижно напротив глаз ребенка на расстоянии 15 см.

РАЗВИТИЕ ОСТАТОЧНОГО И НАРУШЕННОГО ЗРЕНИЯ

  • Каким бы низким ни было зрение у ребенка, сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить - важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям.
  • Если у слепого ребенка есть светоощущение или остаточное зрение , его нужно учить фиксировать, т.е. задерживать взгляд на источнике яркого света . Для этого можно использовать электрические фонарики, настольную лампу без абажура, включая и выключая их. Фонарик (настольную лампу) надо держать неподвижно напротив глаз ребенка на расстоянии 15 см.
Когда вы заметите, что ребенок реагирует на эти вспышки света (по движениям его глаз), ему можно показывать резко контрастные картинки (например, геометрические фигуры черного цвета на белом фоне). Постепенно эти картинки надо отодвигать от ребенка, расширяя тем самым поле его зрения. Детям, имеющим остаточное зрение, а также слабовидящим с низкой остротой зрения (до 0,1) постепенно можно показывать более сложные картинки. Они должны быть предметными (изображать одну игрушку или предмет), яркими, простыми по форме (например, мяч, яблоко). В качестве зрительных стимулов могут быть использованы и такие же яркие и простые по форме игрушки и предметы.
  • Когда вы заметите, что ребенок реагирует на эти вспышки света (по движениям его глаз), ему можно показывать резко контрастные картинки (например, геометрические фигуры черного цвета на белом фоне). Постепенно эти картинки надо отодвигать от ребенка, расширяя тем самым поле его зрения.
  • Детям, имеющим остаточное зрение, а также слабовидящим с низкой остротой зрения (до 0,1) постепенно можно показывать более сложные картинки. Они должны быть предметными (изображать одну игрушку или предмет), яркими, простыми по форме (например, мяч, яблоко). В качестве зрительных стимулов могут быть использованы и такие же яркие и простые по форме игрушки и предметы.
Для развития прослеживающих способностей глаз  источник света или картинку надо плавно перемещать направо и налево от ребенка на небольшое расстояние (примерно, 10-15 см). Надо проследить, чтобы голова ребенка была неподвижна, а не поворачивалась, тогда глаза будут «работать». Советуем членам семьи, в которой есть слепой ребенок с остаточным зрением или слабовидящий ребенок, носить дома яркую одежду, какие-то яркие, хорошо различимые украшения (бусы, серьги, кулоны) пояса, косынки на голове или шее и т.п. Это поможет ребенку узнавать близких.
  • Для развития прослеживающих способностей глаз источник света или картинку надо плавно перемещать направо и налево от ребенка на небольшое расстояние (примерно, 10-15 см). Надо проследить, чтобы голова ребенка была неподвижна, а не поворачивалась, тогда глаза будут «работать».
  • Советуем членам семьи, в которой есть слепой ребенок с остаточным зрением или слабовидящий ребенок, носить дома яркую одежду, какие-то яркие, хорошо различимые украшения (бусы, серьги, кулоны) пояса, косынки на голове или шее и т.п. Это поможет ребенку узнавать близких.
Обращаем внимание родителей на то, что надо постоянно учить детей пользоваться своим остаточным или нарушенным зрением. По мере взросления ребенка игры и упражнения для развития зрения усложняются. Например, упражняя ребенка в нахождении с помощью зрения игрушек, окружающих предметов, их количество постепенно увеличивается. Так, если ребенку от 1 года до 2-х лет, игрушек (или предметов) должно быть не более 1-ой, от 2-х до 3-х лет - не белее 2-х, для ребенка 3-х - 4-х лет - не более 3-х, от 4-х - 5-ти - до 5-и, от 5-ти до 7-ми лет - 5 и более игрушек. Задания могут быть такими: «Найди глазками мяч. Возьми его», «Найди машинку. Покатай ее», «Найди игрушку красного цвета. Назови ее» и т.п.
  • Обращаем внимание родителей на то, что надо постоянно учить детей пользоваться своим остаточным или нарушенным зрением. По мере взросления ребенка игры и упражнения для развития зрения усложняются.
  • Например, упражняя ребенка в нахождении с помощью зрения игрушек, окружающих предметов, их количество постепенно увеличивается. Так, если ребенку от 1 года до 2-х лет, игрушек (или предметов) должно быть не более 1-ой, от 2-х до 3-х лет - не белее 2-х, для ребенка 3-х - 4-х лет - не более 3-х, от 4-х - 5-ти - до 5-и, от 5-ти до 7-ми лет - 5 и более игрушек. Задания могут быть такими: «Найди глазками мяч. Возьми его», «Найди машинку. Покатай ее», «Найди игрушку красного цвета. Назови ее» и т.п.
С детьми, имеющими диагнозы косоглазие и амблиопия , необходимо проводить игры и упражнения, тренирующие их зрение. Полезны игры с различными с мозаиками, настольными конструкторами, игры со сборно-разборными игрушками, игрушками-вкладышами. Упражнения на шнуровку, плетение ковриков из цветных полосок. Рассматривание ярких картинок с мелкими деталями, обводка и раскрашивание картинок. Полезны также игры и упражнения с использованием электрифицированных игрушек (например, «Сколько раз зажегся фонарик?», «Где горит огонек?», «Найди огонек красного, зеленого и т.д. цвета»).
  • С детьми, имеющими диагнозы косоглазие и амблиопия , необходимо проводить игры и упражнения, тренирующие их зрение. Полезны игры с различными с мозаиками, настольными конструкторами, игры со сборно-разборными игрушками, игрушками-вкладышами. Упражнения на шнуровку, плетение ковриков из цветных полосок. Рассматривание ярких картинок с мелкими деталями, обводка и раскрашивание картинок.
  • Полезны также игры и упражнения с использованием электрифицированных игрушек (например, «Сколько раз зажегся фонарик?», «Где горит огонек?», «Найди огонек красного, зеленого и т.д. цвета»).
Если у ребенка сходящееся косоглазие , необходимо проводить с ним такие игры и упражнения, которые способствуют разведению зрительных осей, т.е. заставляющие смотреть вдаль и вверх. Например, «Дотронься до мяча» (куклы, другой игрушки), мяч или какую-то другую игрушку надо поднять над головой ребенка таким образом, чтобы он посмотрел на игрушку и смог достать ее. «Попади мячом в цель» (повесить для этой цели на стене лист бумаги с нарисованным кругом и поставить ребенка на некотором расстоянии – от 1 до 3-х метров).
  • Если у ребенка сходящееся косоглазие , необходимо проводить с ним такие игры и упражнения, которые способствуют разведению зрительных осей, т.е. заставляющие смотреть вдаль и вверх.
  • Например, «Дотронься до мяча» (куклы, другой игрушки), мяч или какую-то другую игрушку надо поднять над головой ребенка таким образом, чтобы он посмотрел на игрушку и смог достать ее. «Попади мячом в цель» (повесить для этой цели на стене лист бумаги с нарисованным кругом и поставить ребенка на некотором расстоянии – от 1 до 3-х метров).
«Прокати мяч в ворота» (в качестве ворот можно использовать стул, табуретку). Также можно предложить ребенку рассмотреть предметы, расположенные вдали и назвать их (например, «Посмотри в окно, расскажи, что ты видишь»). Ребенку с расходящимся косоглазием полезны игры и упражнения, способствующие сведению зрительных осей, т.е., те, в которых взгляд ребенка фиксируется на предметах, расположенных вблизи и внизу. Например, «Рассмотри внимательно» (дать в руки ребенку игрушку или положить перед ним на столе и попросить внимательно рассмотреть ее и рассказать о ней). Для рисования и рассматривания ребенком книжек их надо положить на поверхность стола, побуждая, таким образом, ребенка опускать взор вниз.
  • «Прокати мяч в ворота» (в качестве ворот можно использовать стул, табуретку). Также можно предложить ребенку рассмотреть предметы, расположенные вдали и назвать их (например, «Посмотри в окно, расскажи, что ты видишь»).
  • Ребенку с расходящимся косоглазием полезны игры и упражнения, способствующие сведению зрительных осей, т.е., те, в которых взгляд ребенка фиксируется на предметах, расположенных вблизи и внизу. Например, «Рассмотри внимательно» (дать в руки ребенку игрушку или положить перед ним на столе и попросить внимательно рассмотреть ее и рассказать о ней). Для рисования и рассматривания ребенком книжек их надо положить на поверхность стола, побуждая, таким образом, ребенка опускать взор вниз.
РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ: Соблюдение правильной позы (сидеть прямо, обе руки на столе – при рисовании, ноги стоят прямо либо на перекладине стола, либо на низенькой скамеечке) при выполнении ребенком графических работ (например, рисовании) за столом, а также при рассматривании книг, картинок;  умение правильно пользоваться дополнительным - искусственным освещением (следить за тем, чтобы свет лампы падал на поверхность листа бумаги или книги и не попадал в глаза);

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ:

  • Соблюдение правильной позы (сидеть прямо, обе руки на столе – при рисовании, ноги стоят прямо либо на перекладине стола, либо на низенькой скамеечке) при выполнении ребенком графических работ (например, рисовании) за столом, а также при рассматривании книг, картинок;
  • умение правильно пользоваться дополнительным - искусственным освещением (следить за тем, чтобы свет лампы падал на поверхность листа бумаги или книги и не попадал в глаза);
соблюдение правила чередования зрительной работы с расслаблением зрения (ребенок должен знать, какое время он может непрерывно рассматривать книгу или рисовать; гимнастику для глаз, посмотреть вдаль, в стороны, закрыть на некоторое время глаза, чтобы они отдохнули и т.п.).
  • соблюдение правила чередования зрительной работы с расслаблением зрения (ребенок должен знать, какое время он может непрерывно рассматривать книгу или рисовать; гимнастику для глаз, посмотреть вдаль, в стороны, закрыть на некоторое время глаза, чтобы они отдохнули и т.п.).
Обращаем внимание родителей на то, что надо постоянно учить детей пользоваться остаточным или нарушенным зрением. Для этого надо учить детей рассматривать, узнавать и правильно называть игрушки и предметы, определять с помощью зрения их цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Родители должны направлять зрительное внимание ребенка (например, дать задание проследить глазами очертание предмета, одновременно обвести его пальчиком).
  • Обращаем внимание родителей на то, что надо постоянно учить детей пользоваться остаточным или нарушенным зрением. Для этого надо учить детей рассматривать, узнавать и правильно называть игрушки и предметы, определять с помощью зрения их цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Родители должны направлять зрительное внимание ребенка (например, дать задание проследить глазами очертание предмета, одновременно обвести его пальчиком).
Необходимо развивать зрительное внимание детей, умение запомнить то, что видят, следует проводить такие игры: «Какой игрушки не стало?» (расставить на столе несколько игрушек, предложить ребенку внимательно рассмотреть их и назвать, затем попросить ребенка закрыть глаза и убрать одну из игрушек, когда ребенок откроет глаза, он должен сказать, какой игрушки не стало). «Угадай, что изменилось на столе?», «Чем отличаются две игрушки?», «Чем похожи игрушки?» и другие игры. Количество игрушек для таких игр берется в зависимости от возраста ребенка (например, для ребенка 4-х – 5-ти лет – достаточно 3-х-4-х игрушек, для 6-7-ми-летнего ребенка - количество игрушек может быть увеличено до 7-10).
  • Необходимо развивать зрительное внимание детей, умение запомнить то, что видят, следует проводить такие игры: «Какой игрушки не стало?» (расставить на столе несколько игрушек, предложить ребенку внимательно рассмотреть их и назвать, затем попросить ребенка закрыть глаза и убрать одну из игрушек, когда ребенок откроет глаза, он должен сказать, какой игрушки не стало).
  • «Угадай, что изменилось на столе?», «Чем отличаются две игрушки?», «Чем похожи игрушки?» и другие игры. Количество игрушек для таких игр берется в зависимости от возраста ребенка (например, для ребенка 4-х – 5-ти лет – достаточно 3-х-4-х игрушек, для 6-7-ми-летнего ребенка - количество игрушек может быть увеличено до 7-10).
Необходимо также учить слабовидящего ребенка или ребенка, имеющего остаточное зрение, рассматриванию картинок, чем меньше ребенок, тем проще должны быть картинки. Для развития зрения у детей с косоглазием и амблиопией полезно рассматривание предметов с мелкими деталями, мелких изображений, раскрашивание картинок по контуру, обводка через кальку, игры и упражнения с мелкой мозаикой, нанизывание бус, шнуровка, т.е., такие упражнения, в которых глаз, который необходимо развивать, усиленно работает.
  • Необходимо также учить слабовидящего ребенка или ребенка, имеющего остаточное зрение, рассматриванию картинок, чем меньше ребенок, тем проще должны быть картинки.
  • Для развития зрения у детей с косоглазием и амблиопией полезно рассматривание предметов с мелкими деталями, мелких изображений, раскрашивание картинок по контуру, обводка через кальку, игры и упражнения с мелкой мозаикой, нанизывание бус, шнуровка, т.е., такие упражнения, в которых глаз, который необходимо развивать, усиленно работает.
Детям с косоглазием полезны также игры и упражнения на прослеживание взором движущихся игрушек, игры типа «Серсо», «Колпачки», «Сбей кегли», настольные игры: «Футбол», «Баскетбол», игры и упражнения на прокатывание мячей, шариков («Попади в ворота»), на метание («Попади в мишень»)
  • Детям с косоглазием полезны также игры и упражнения на прослеживание взором движущихся игрушек, игры типа «Серсо», «Колпачки», «Сбей кегли», настольные игры: «Футбол», «Баскетбол», игры и упражнения на прокатывание мячей, шариков («Попади в ворота»), на метание («Попади в мишень»)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА, ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ):  «Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена».  «Подбери одинаковые по цвету (по форме) формочки, ведерки, кубики, машинки и т.д.».  «Найди на участке предметы одинакового цвета (одинаковой формы)».  «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА, ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ):

  • «Найди одинаковые по цвету (по форме) листья, цветы, плоды, семена».
  • «Подбери одинаковые по цвету (по форме) формочки, ведерки, кубики, машинки и т.д.».
  • «Найди на участке предметы одинакового цвета (одинаковой формы)».
  • «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета».
 «Собери букет из листьев разного цвета. Назови цвет листьев».  «Собери букет из листьев округлой формы, но с разных деревьев»,  «Найди самое высокое, самое низкое дерево», «Найди самое толстое, самое тонкое дерево», «Найди два одинаковых по высоте (толщине) дерева».  «Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя».  «Выбери самый короткий путь от скамейки до качелей. Опиши свой путь» и т.д.
  • «Собери букет из листьев разного цвета. Назови цвет листьев».
  • «Собери букет из листьев округлой формы, но с разных деревьев»,
  • «Найди самое высокое, самое низкое дерево», «Найди самое толстое, самое тонкое дерево», «Найди два одинаковых по высоте (толщине) дерева».
  • «Расскажи, что на участке расположено близко (ближе) к тебе, что далеко (дальше) от тебя».
  • «Выбери самый короткий путь от скамейки до качелей. Опиши свой путь» и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: «Развитие зрительного восприятия»: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Коррекционная работа в детском саду. М. Экзамен 2003 г. Подколзина Е.Н. «Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения» / Дефектология.2001 - № 2. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией»: Всероссийское общество слепых, 1989 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • «Развитие зрительного восприятия»: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Коррекционная работа в детском саду. М. Экзамен 2003 г.
  • Подколзина Е.Н. «Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения» / Дефектология.2001 - № 2.
  • Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией»: Всероссийское общество слепых, 1989 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!