Тема: «Мой ребёнок становится трудным…»
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Цель собрания:
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
Задачи собрания:
учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с
такими детьми.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Подготовительная работа к собранию:
Предварительное тестирование учащихся о взаимоотношениях родителей и детей.
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1) Если ты получишь плохую оценку, то:
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям;
Б. Ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты;
В.Ты вообще об этом не расскажешь.
2) За плохую отметку тебя:
А. Отругают;
Б. Посочувствуют;
В. Накажут
3) Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать;
Б. Доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
В. Оправдываться
4) Если тебя накажут несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим;
Б. Промолчишь;
В. Будешь доказывать свою правоту.
5) Если тебя обидели ты своих обидчиков:
А. Простишь, если они поросят прощения;
Б. Молча проглотишь обиду;
В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае.
6) Если у тебя плохо на душе, ты обратишься к:
А. Родителям;
Б. Друзьям;
В. Посторонним людям
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Все мы замечаем, как меняются наши дети, Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, начал курить, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.
Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить он действительно стал трудным или повзрослел, А может он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости, Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Период взросления - один из важных жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и т.д. И сколь он важен, столь и труден, поэтому существовала тщательно разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья.
Но прежде попробуем определить, кто он - трудный ребенок?
Родители определяют признаки трудного ребенка.
И так, портрет трудности мы определили.
Анализ теста
Проанализируем результаты теста, проведенного вместе с детьми.
Результаты теста.
Дискуссия по предложенным ситуациям.
Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой.
Ваши действия:
А) Из-за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдешь в кино.
Б) Я разрешу тебе пойти на дискотеку, если ты сейчас же наведешь порядок в комнате.
В) А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире.
Г) Давай уберем в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные.
Д) Я знаю, что ты у нас быстрая на подъем, когда захочешь, все делаешь быстро.
Ситуация 2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто «витает в облаках».
Ваши действия:
А) Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь!
Б) Учеба – твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить школу и поступить в университет.
В) А ну-ка быстро за уроки! Через полчаса приду и проверю, как ты справился!
Г) Ну-ка попробуй сам распределить, сколько тебе нужно времени на математику, на русский язык, на устные задания, а потом посмотрим. Сумеешь ли ты уложиться в это время.
Д) (удивленно) Как, час прошел, а ты еще и не начинал
Ситуация 3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.
Ваши действия:
А) Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме!
Б) Завтра ты встанешь в 6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром!
В) Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем?
Г) Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей, с которыми можно интересно и полезно проводить время.
Д) Ты уверен, что эти друзья подходят тебе?
Ситуация 4. Вы заметили, что Ваша дочь лжет: говорит, что на уроке ее не спрашивали, а домашние задания не задают.
Ваши действия:
А) Если ты будешь меня обманывать, я буду каждый день звонить твоим одноклассникам и узнавать, какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно!
Б) Я требую, чтобы ты прекратила лгать!
В) Я знаю, что ты искренний человек и хочу, чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она ни была.
Г) Ты должна прекратить мне лгать, ведь я все равно узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой.
Д) Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?
Мотивы детской неуправляемости
Непослушание– это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе
Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.
Основа родительской помощи не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей. Необходимо записать права и обязанности подростка, уравновесить и направить на формирование самостоятельности подростка во всех жизненных сферах.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Ребенок мстит за:
неверие в его способности и возможности;
сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;
за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
за родительскую ложь и хамелеонство.
Как помочь своему ребенку?
Всё происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно. Главное для родителей– это понять и принять изменения, происходящие в ребенке, поддержать его как личность самостоятельную и индивидуальную.
Родительское собрание для 3 класса.
«Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудится»
Цель: Показать родителям значимость семейных традиций в формировании у детей трудолюбия.
ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:
1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.
2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа
Вопросы для обсуждения:
- Труд и его значение в жизни ребёнка.
- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка.
- Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
- Любит ли ваш ребёнок трудиться?
- Что он любит делать по дому?
- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребёнок?
- Работа выполняется увлечённо или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
- Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу?
- Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса?
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?
Анкета для родителей № 2.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах.
Я знаю, что мой ребёнок в школе: Мой ребёнок дома:
Дежурит по классу выносит мусор
Дежурит в столовой моет посуду
Имеет трудовые поручения убирает свою комнату
Участвует в трудовых делах классах убирает квартиру
Занимается в кружке делает покупки
Занимается в секции ухаживает за младшими
Если какие-то трудовые поручения ребёнка в анкете не указаны, необходимо их дописать.
Анкета для учащихся № 1.
Дома я: всегда часто иногда никогда
Убираю свою постель
Убираю свою комнату
Мою посуду
Хожу в магазин
Стираю мелкие вещи
Помогаю в уборке квартиры
Ухаживаю за младшими
Умею кое-что готовить
Помогаю родителям по их
просьбе во всех делах
помогаю родителям на даче
Анкета для учащихся № 2.
- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
- Что тебе не нравится делать по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?
- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
2. Классный час с учащимися «Домашние машины 21 века».
Конкурс проектов «Домашние машины 21 века».
Учащиеся разделяются на группы (по желанию) и получают задание для выполнения проекта. Им необходимо сконструировать домашние машины 21 века, которые смогут облегчить домашний труд и сделать затраты на него минимальными.
Проекты выставляются на родительском собрании, и родительское жюри подводит итоги конкурса проектов.
Примеры работ учащихся 3 класса.
«Кастрюля 21 века»
- все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
- после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
- кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;
- приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их запросу);
- кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги;
- каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека.
3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.
Ситуация 1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 2.
В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…
Ситуация 3.
В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.
Ситуация 4.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 5.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».
4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»:
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистического человека?
В дневник мальчика и девочки.
Как развить в себе желание выполнять домашние дела.
Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя это не всегда получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.
Сначала представь себе такую картину – приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!
- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
- Выполнив какую-то часть работы, оцени её, и … похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть отдохни.
- Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится.
ХОД СОБРАНИЯ:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.
Вы можете задать мне вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те жи обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
2. Анализ полученных результатов по анкетам (лучше это сделать в виде плаката)
3. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.
4. Приглашение в класс учащихся.
Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века». Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят, и родители путём голосования определяют лучший проект.
5. Продолжение выступления классного руководителя.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня непросто. Просто будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.
Домашнее задание.
1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
3. Составьте с ним план уборки квартиры.
4. Научите его стирать собственное бельё.
5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.