СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание 3 класс. Начальные классы.ФГОС Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание 3 класс.»

Тема: «Мой ребёнок становится трудным…»

Форма проведения: дискуссионный клуб.



Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

Задачи собрания:

  • учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;

  • развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с

такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Предварительное тестирование учащихся о взаимоотношениях родителей и детей.

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1) Если ты получишь плохую оценку, то:

А. Ты сразу расскажешь об этом родителям;

Б. Ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты;

В.Ты вообще об этом не расскажешь.

2) За плохую отметку тебя:

А. Отругают;

Б. Посочувствуют;

В. Накажут

3) Если тебя родители ругают, то ты будешь:

А. Молчать;

Б. Доказывать свою правоту, даже если ты не прав;

В. Оправдываться

4) Если тебя накажут несправедливо, ты:

А. Согласишься с этим;

Б. Промолчишь;

В. Будешь доказывать свою правоту.

5) Если тебя обидели ты своих обидчиков:

А. Простишь, если они поросят прощения;

Б. Молча проглотишь обиду;

В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае.



6) Если у тебя плохо на душе, ты обратишься к:

А. Родителям;

Б. Друзьям;

В. Посторонним людям



Ход собрания



Вступительное слово классного руководителя

Все мы замечаем, как меняются наши дети, Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, начал курить, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить он действительно стал трудным или повзрослел, А может он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости, Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Период взросления - один из важных жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и т.д. И сколь он важен, столь и труден, поэтому существовала тщательно разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья.

Но прежде попробуем определить, кто он - трудный ребенок?

Родители определяют признаки трудного ребенка.

И так, портрет трудности мы определили.

Анализ теста

Проанализируем результаты теста, проведенного вместе с детьми.

Результаты теста.

Дискуссия по предложенным ситуациям.

Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой.



Ваши действия:

А) Из-за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдешь в кино.

Б) Я разрешу тебе пойти на дискотеку, если ты сейчас же наведешь порядок в комнате.

В) А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире.

Г) Давай уберем в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные.

Д) Я знаю, что ты у нас быстрая на подъем, когда захочешь, все делаешь быстро.



Ситуация 2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто «витает в облаках».

Ваши действия:

А) Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь!

Б) Учеба – твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить школу и поступить в университет.

В) А ну-ка быстро за уроки! Через полчаса приду и проверю, как ты справился!

Г) Ну-ка попробуй сам распределить, сколько тебе нужно времени на математику, на русский язык, на устные задания, а потом посмотрим. Сумеешь ли ты уложиться в это время.

Д) (удивленно) Как, час прошел, а ты еще и не начинал

Ситуация 3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.

Ваши действия:

А) Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме!

Б) Завтра ты встанешь в 6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром!

В) Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем?

Г) Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей, с которыми можно интересно и полезно проводить время.

Д) Ты уверен, что эти друзья подходят тебе?

Ситуация 4. Вы заметили, что Ваша дочь лжет: говорит, что на уроке ее не спрашивали, а домашние задания не задают.

Ваши действия:

А) Если ты будешь меня обманывать, я буду каждый день звонить твоим одноклассникам и узнавать, какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно!

Б) Я требую, чтобы ты прекратила лгать!

В) Я знаю, что ты искренний человек и хочу, чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она ни была.

Г) Ты должна прекратить мне лгать, ведь я все равно узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой.

Д) Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?



Мотивы детской неуправляемости



Непослушание– это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе

  • Мотив первый - борьба за внимание родителей.

Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.

Основа родительской помощи не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.

  • Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей. Необходимо записать права и обязанности подростка, уравновесить и направить на формирование самостоятельности подростка во всех жизненных сферах.

  • Неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

  • Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

    • неверие в его способности и возможности;

    • сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

    • за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;

    • за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;

    • за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

    • за родительскую ложь и хамелеонство.



Как помочь своему ребенку?

Всё происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно. Главное для родителей– это понять и принять изменения, происходящие в ребенке, поддержать его как личность самостоятельную и индивидуальную.











Родительское собрание для 3 класса.

«Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудится»

Цель: Показать родителям значимость семейных традиций в формировании у детей трудолюбия.

ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:

1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа

Вопросы для обсуждения:

- Труд и его значение в жизни ребёнка.

- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка.

- Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

- Любит ли ваш ребёнок трудиться?

- Что он любит делать по дому?

- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

- Как долго может трудиться ваш ребёнок?

- Работа выполняется увлечённо или неохотно?

- Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

- Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу?

- Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо?

- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса?

- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей № 2.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах.

Я знаю, что мой ребёнок в школе:                  Мой ребёнок дома:

Дежурит по классу                                               выносит мусор

Дежурит в столовой                                             моет посуду

Имеет трудовые поручения                                убирает свою комнату

Участвует в трудовых делах классах                 убирает квартиру  

Занимается в кружке                                           делает покупки  

Занимается в секции                                           ухаживает за младшими

    Если какие-то трудовые поручения ребёнка в анкете не указаны, необходимо их дописать.

Анкета для учащихся № 1.

Дома я:                                  всегда        часто          иногда         никогда

Убираю свою постель

Убираю свою комнату

Мою посуду

Хожу в магазин

Стираю мелкие вещи

Помогаю в уборке квартиры

Ухаживаю за младшими

Умею кое-что готовить

Помогаю родителям по их

просьбе во всех делах

помогаю родителям на даче

Анкета для учащихся № 2.

- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

- Что тебе нравится больше всего из домашних дел?

- Что тебе не нравится делать по дому?

- Хвалят ли тебя за выполненную работу?

- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?

- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

- Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?

- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

2. Классный час с учащимися «Домашние машины 21 века».

Конкурс проектов «Домашние машины 21 века».

Учащиеся разделяются на группы (по желанию) и получают задание для выполнения проекта. Им необходимо сконструировать домашние машины 21 века, которые смогут облегчить домашний труд и сделать затраты на него минимальными.

    Проекты выставляются на родительском собрании, и родительское жюри подводит итоги конкурса проектов.

    Примеры работ учащихся 3 класса.

«Кастрюля 21 века»

- все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;

- после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом  членам семьи;

- кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;

- приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их запросу);

- кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги;

- каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека.

3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.

Ситуация 1.

    Родители  ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

    В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она  может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

    В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с  большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

    Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

    Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».

4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»:

    - Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?

    - Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

    - Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?

    - Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?

    - Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистического человека?

В дневник мальчика и девочки.

    Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя это не всегда  получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.

Сначала представь себе такую картину – приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!

    - Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.

- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.

- Выполнив  какую-то часть работы, оцени её, и … похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.

- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть отдохни.

- Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.

- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.

- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится.

ХОД СОБРАНИЯ:

1. Вступительное слово классного руководителя.

    Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

    Вы можете задать мне вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те жи обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

    Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно.

    Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

    Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

2. Анализ полученных результатов по анкетам (лучше это сделать в виде плаката)

3. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4. Приглашение в класс учащихся.

    Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века». Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят, и родители путём голосования определяют лучший проект.

5. Продолжение выступления классного руководителя.

    Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю  работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же себе отношения в будущей семье.

    С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

    Сегодня непросто. Просто будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

    Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.

Домашнее задание.

1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.

2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.

3. Составьте с ним план уборки квартиры.

4. Научите его стирать собственное бельё.

5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.