План-конспект родительского собрания
Дата:12.12.2017
Тема: Трудовое воспитание в семье
Цель и задачи: обсудить с родителями проблему трудового воспитания в семье, оценить степень организации труда в семьях учащихся; расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.
Форма проведения: фронтальная.
Анкета для родителей.
1)Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?
2)Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
3)Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему?
4)Есть ли у ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
5)Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому?
6)Знает ли ваш ребенок, где вы работаете? Бывал ли он у вас на работе?
Анкета для детей
1.Помогаешь ли ты дома?
2.С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
3.Есть ли у тебя постоянные обязанности?
4.Хвалят ли тебя за выполненную работу?
5.Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя?
6.Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают?
7.Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?
Ход родительского собрания.
1.Вступительное слово классного руководителя, постановка проблемы
Уважаемые родители, добрый вечер, собрание хотелось бы начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Трудовое воспитание – это гармония трех начал: надо, трудно и прекрасно».
2. Интерактив с родителями. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. Трудовое воспитание начинается с бытового труда. Безусловно, домашний труд для ребенка - это не радостные развлечения и далеко не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей. У младшего школьника должны быть постоянные обязанности, так как это способствует воспитанию у ребенка ответственности и самоуважения. Домашний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. И еще одно важное правило - нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд - это наказание.
1)Например, ребенок неохотно берется за дело, но зато самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях, разделить с ним его радость, не разочаровывать критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.
2) Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Здесь важно, чтобы задания не были отпугивающими.
Рассмотрим ситуации
Я зачитаю ситуацию, а вы, родители, должны решить, как здесь поступить.
1-Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?
(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее).
2- Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?
( Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым).
3- Вы в восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. (Нарушили принцип постепенности. Круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами).
Чтобы не допускать ошибок в воспитании у детей трудолюбия, я предлагаю вам памятки-советы для родителей.
Памятка родителям.
Будьте последовательны в своих требованиях.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
3.Результаты анкетирования. В нашем классе прошло анкетирование родителей и детей, не во всех семьях уделяется должное внимание трудовому воспитанию детей. Родителям необходимо пересмотреть позицию, чтобы не упустить время для формирования у детей необходимых качеств (трудолюбие).
№ | Вопрос | Да % |
1 | Помогаешь ли ты дома? | 100 |
2 | С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу? | 70 |
3 | Есть ли у тебя постоянные обязанности? | 59 |
4 | Хвалят ли тебя за выполненную работу? | 52 |
5 | Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя? | 55 |
6 | Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают? | 33 |
7 | Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа? | 41 |
4. Выводы и предложения. Воспитание привычки к труду - дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью, напряжением.
Уважаемые родители, хочется вам пожелать терпения и успехов в воспитании трудолюбия у ваших детей.
Решение собрания:
1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
2.Неприбегать к наказанию трудом.
3.Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.
4.Принять активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.
Учитель:_____________________
Руководитель практики:___________________
Отметка:________________________