Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание»
Родительское собрание
Смирнова Елена Николаевна
ГБОУ СО «ЦПМСС «ЭХО»
г. Екатеринбург - 2024 г.
Родительское собрание – форма работы классного руководителя с семьёй
- Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
- Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьёй ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Подготовка и проведение
- В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.
- Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя. Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками.
Советы классному руководителю по проведению собрания
- · Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- · Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
- · Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
- · Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
- · Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- · Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- · Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
- · Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учится.
- · В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
Формы проведения родительских собраний
- Творческая мастерская
- Мозговой штурм
- Деловая игра
- Водоворот
- Практикум
- Мировое кафе
- Дискуссия
- Беседа.
- Круглый стол
- Собрание - конференция
- Собрание-презентация
- Вечер вопросов и ответов
- Родительское собрание в письменной форме
- Индивидуальная консультация
- Комбинированная форма
Секреты успешности родительского собрания
- 1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
- 2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
- 3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
- 4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на обсуждении постройте собрание.
- 5. Жестко определите регламент собрания. Берегите время родителей.
- 6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуаций, интересных телепередач и т.д.).
- 7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно, не отмалчиваться, отвергая предложения; вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени – отчеству, а не «Катина мама…».
- 8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
- 9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
- 10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Упражнения для родителей в познании своего ребёнка и себя
"Какой он – мой ребенок"
«В лучах родительского солнца»
- Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается
- расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву.
- В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
- Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:
- Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех.
- Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
- Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми
- словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
- Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
- На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
- Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
- Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
- “ Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
- С. Соловейчик
Родительское собрание: «Дневник – это…»
- План проведения собрания:
- 1. Приветствие и вступительное слово классного руководителя.
- 2.Этап актуализации проблематики собрания.
- 3.Этап реализации основных целей собрания
- 4. Этап обобщения и принятия решений.
- 5.Прощание. Заключительный этап родительского собрания.
2. Этап актуализации проблематики собрания.
Групповая работа по столам.
Закончите фразы:
- «Дневник моего ребёнка – это ……»
3.Этап реализации основных целей собрания
*Результаты анкетирования……
*Запишите доводы «за» и «против» наличия бумажного школьного дневника
*Работа по технике «Водоворот»
1 стол-Заполнение личных данных ребёнка и учителей.
2 стол- Заполнение расписания уроков самим ребёнком.
3 стол- Запись домашнего задания самим ребёнком.
4 стол- Еженедельный контроль родителей по подпись.
5 стол- Выставление отметок ( текущих и итоговых за четверть и год)
4. Этап обобщения и принятия решений
2. Желаемая ситуация:
Нерегулярно записывается домашнее задание;
3. В чем заключается проблема:
4. Каким образом решаем проблему:
дети не успевают полностью записывать домашние задания;
дневник – это средство самоорганизации домашней работы ученика;
5. За счет каких ресурсов (кадровых, временных, информационных, организационных, кадровых и т.д.) решаем проблему?
Родители забывают своевременно расписываться в дневнике;
ослабление единых требований к ведению дневника со стороны родителей и классного руководителя и др.
- Кто отвечает за решение проблемы?
дневник – средство быстрого реагирования родителей на изменение учебной ситуации;
Дневник превращается в жалобную книгу;
- Как определим, что проблема решена?
Инструкция по ведению школьного дневника
- Инструкция по ведению школьного дневника
- 1.Дневник должен быть установленного образца..
- 2.Дневник должен быть в ОБЛОЖКЕ. Все записи в дневнике ведутся на русском языке.
- 3.Для записей использовать синюю шариковую ручку. Категорически ЗАПРЕЩЕНО писать в дневнике карандашом, цветными ручками.
- 4.Названия месяца и названия предметов пишутся с маленькой буквы.
- 5.По физкультуре в графе «задания» писать название упражнения или другой вид работы, но не слово «форма».
- 6.Также уточнять задания по другим предметам: например, писать номер упражнения, что сделать: читать, пересказывать или другое.
- 7.После каникул отсчет дней ведется со дня выхода в школу, не пропуская пустые страницы в дневнике.
- 8.Если ученик отсутствовал по болезни, то пропущенные дни(недели) заполняются по общим правилам, без пропусков дней (недель), с обязательным указанием домашнего задания.
- 10.ОБЯЗАТЕЛЬНО в дневнике должны быть заполнены все строчки, без пропусков отдельных дней.
- 11.Дневник должен выглядеть ОПРЯТНО И АККУРАТНО.
- 12.Учащийся обязан СВОЕВРЕМЕННО выполнять все записи в дневнике.
- 13.Записи должны быть АККУРАТНЫМИ.
- 14.Также следует ПОДАВАТЬ ДНЕВНИК УЧИТЕЛЮ НА ЛЮБУЮ ОЦЕНКУ.
- 15.Регулярно давать дневник на подпись классному руководителю и родителям
5.Прощание. Заключительный этап родительского собрания
- Ведущий (классный руководитель) благодарит всех собравшихся за совместно проделанную работу.
Спасибо за совместную работу
Использованная литература
- 1. Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
- 2. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.
- 3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001. - 64 с.
Интернет ресурсы:
- 4.Формы родительских собраний. https://lektsii.org/10-35549.html
- 5. https://vk.grsu.by/documents/rodit_sobr.pdf
- 6.Мультиурок, можно создать бесплатный сайт педагога, пользоваться разработками коллег.
- 7. ВК группа - Форум классных руководителей.