СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Физиологические и психологические трудности адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения".»

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы»

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. Выступление педагога-психолога:

  • Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

  • Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

  1. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период их адаптации к новым условиям обучения.

  • Ролевая игра «Услышать ребенка».

  • Анкета для родителей пятиклассников.

  1. Рефлексия

Ход собрания:

II. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период происходит: снижение показателей обученности, снижение интереса к учебе, напряженные отношения между собой, повышенная тревожность, непредсказуемые реакции, отстранение от взрослых.

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главной задачей адаптационного периода является обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из – за отсутствия первой учительницы.

Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • Восприимчивость к промахам учителей.

  • Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.

  • Отсутствие адаптации к неудачам.

  • Отсутствие адаптации к положению «худшего».

  • Ярко выраженная эмоциональность.

  • Требовательность к соответствию слова делу.

  • Повышенный интерес к спорту.

  • Увлечение коллекционированием, музыкой и киноискусством.

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:

  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

  • Повышение уровня тревожности самого ребенка.

  • Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

  • Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

  • Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.

  • Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

  • Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе.

Рекомендации для родителей:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания.

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  •  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

III. Ролевая игра «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору»  

Родителям-актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):

  1. «Ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты.

  2. «Отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы).

  3. «Мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и т.п.).

  4. «Бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). 

Остальным родителям дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  1. Что вы чувствуете сейчас?

  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

  3. Какие выводы вы для себя сделали?

2 ситуация:

Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  1. Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»).

  2. Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать.

  3. Критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня. … И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»).

  4. Выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.).

  5. «Стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя.

  6. Предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Родителям предлагается заполнить анкету:

Фамилия, имя ребенка____________________________

Классный руководитель___________________________

  1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

  • Неохотно

  • Без особой охоты

  • Охотно, с радостью

  • Затрудняюсь ответить

  1. Вполне ли Ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

  • Пока нет

  • Не совсем

  • В основном да

  • Затрудняюсь ответить

  1. Переживает ли Ваш ребенок свои учебные неудачи?

  • Скорее нет, чем да

  • Не вполне

  • В основном да

  • Затрудняюсь ответить

  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • Иногда

  • Довольно часто

  • Затрудняюсь ответить

  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

  • В основном отрицательные впечатления

  • Положительных и отрицательных примерно поровну

  • В основном положительные впечатления

  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

  2. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

  • Довольно часто

  • Иногда

  • Не нуждается в помощи

  • Затрудняюсь ответить

  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

  • Перед трудностями сразу пасует

  • Обращается за помощью

  • Старается преодолеть сам, но может отступить

  • Настойчив в преодолении трудностей

  • Затрудняюсь ответить

  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

  • Сам этого сделать не может

  • Иногда может

  • Может, если его побудить к этому

  • Как правило, может

  • Затрудняюсь ответить

  1. Часто ли ребенок жалуется на своих одноклассников, обижается на них?

  • Довольно часто

  • Бывает, но редко

  • Такого практически не бывает

  • Затрудняюсь ответить

  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

  • Нет

  • Скорее нет, чем да

  • Скорее да, чем нет

  • Затрудняюсь ответить

  1. Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для Вашего ребенка? ____________________________________________________________

  2. В чем Вы видите причину этих трудностей? ______________________________

 

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

  2. Какая часть вызвала особый интерес?

  3. Ваши предложения и пожелания на будущее.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!