Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы»
План собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Выступление педагога-психолога:
Система взаимоотношений с ребенком в семье в период их адаптации к новым условиям обучения.
Рефлексия
Ход собрания:
II. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период происходит: снижение показателей обученности, снижение интереса к учебе, напряженные отношения между собой, повышенная тревожность, непредсказуемые реакции, отстранение от взрослых.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главной задачей адаптационного периода является обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из – за отсутствия первой учительницы.
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Возрастные особенности младшего подростка:
Восприимчивость к промахам учителей.
Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.
Отсутствие адаптации к неудачам.
Отсутствие адаптации к положению «худшего».
Ярко выраженная эмоциональность.
Требовательность к соответствию слова делу.
Повышенный интерес к спорту.
Увлечение коллекционированием, музыкой и киноискусством.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
Повышение уровня тревожности самого ребенка.
Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе.
Рекомендации для родителей:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания.
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
III. Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору»
Родителям-актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):
«Ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты.
«Отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы).
«Мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и т.п.).
«Бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Остальным родителям дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
Что вы чувствуете сейчас?
Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
Какие выводы вы для себя сделали?
2 ситуация:
Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»).
Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать.
Критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня. … И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»).
Выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.).
«Стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя.
Предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Родителям предлагается заполнить анкету:
Фамилия, имя ребенка____________________________
Классный руководитель___________________________
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Неохотно
Без особой охоты
Охотно, с радостью
Затрудняюсь ответить
Вполне ли Ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
Пока нет
Не совсем
В основном да
Затрудняюсь ответить
Переживает ли Ваш ребенок свои учебные неудачи?
Скорее нет, чем да
Не вполне
В основном да
Затрудняюсь ответить
Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Иногда
Довольно часто
Затрудняюсь ответить
Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
В основном отрицательные впечатления
Положительных и отрицательных примерно поровну
В основном положительные впечатления
Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Довольно часто
Иногда
Не нуждается в помощи
Затрудняюсь ответить
Как ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует
Обращается за помощью
Старается преодолеть сам, но может отступить
Настойчив в преодолении трудностей
Затрудняюсь ответить
Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Часто ли ребенок жалуется на своих одноклассников, обижается на них?
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет
Скорее нет, чем да
Скорее да, чем нет
Затрудняюсь ответить
Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для Вашего ребенка? ____________________________________________________________
В чем Вы видите причину этих трудностей? ______________________________
IV. Рефлексия
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее.