Родительское собрание в 5 классе
Адаптация
пятиклассников
Представьте себе ситуацию:
«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.
Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»
Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.
С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?
5 класс
2004
М.
-
2005
Д.
2006
3
1
1
1
5
-
8
1
Вопросы родителям:
- Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
- Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
- Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
- Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Сравнительная таблица
1
4 класс
5 класс
9
предметов
2
1 0
предметов
22
часа
3
4
27
часов
3
учителя
7
учителей
1 - 2
часа
2 - 4
часа
Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.
Много учителей
Новые виды домашних заданий
Увеличения числа предметов
Кабинетной системы
Изменения в школьной жизни пятиклассника
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- новый классный руководитель;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Опросник «Отношение к учебным предметам». Предлагается напротив предмета в одной из трех граф поставить «+» и выразить тем самым свое отношение.
№
1.
Предмет
Русский язык
2.
Изучаю
с интересом
Равнодушен
3
Литература
3.
Не люблю
6
7
Английский язык
4.
1
Математика
3
2
5.
9
-
5
История
6.
3
1
7.
Природоведение
5
-
4
8
Музыка
8.
1
2
7
9.
ИЗО
10.
Технология
8
3
-
2
-
5
Физическая культура
-
5
8
-
2
-
- Школа для меня (путь к знанию, домик, где я получаю много знаний, как дом, второй дом)
- В школе я (пытаюсь работать активно, люблю разговаривать с друзьями, ходить в другие классы , чувствую себя хорошо, испытываю себя, проверяю свои знания, учусь, общаюсь с друзьями, узнаю много нового, стаю образованным человеком, получаю большое количество знаний и мне это нравится, люблю учиться)
- Больше всего в школе мне (заниматься на уроках, нравится изучать математику, литературу, физкультуру, нравятся разные уроки, нравятся перемены)
- Учителя меня (уважают, хвалят, не ругают, не орут, не обижают, учат и радуют новостями, иногда ругают, не очень хвалят, но иногда я их удивляю)
- В классе я чувствую себя (комфортно и уютно, хорошо, лучше, чем в остальных классах, уютно, как дома)
- В классе у меня много (учителей, друзей, одноклассников, подруг)
- не очень (2 человека)
- нравится (8 человек)
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется часто остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному (10 человек)
- иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю (4 человека) - остался бы дома ( 1 человек) - пошел бы в школу (5 человек)
4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится - бывает по-разному ( 8 человек) - нравится ( 2 человека)
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы ( 5 человек) - не хотел бы - не знаю ( 5 человека)
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю ( 1 человек) - не хотел бы ( 6 человек) - хотел бы (3 человека)
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто ( 7 человек) - редко ( 3 человека) - не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя?
- точно не знаю ( 5 человек) - хотел бы - не хотел бы (5 человек)
9.У тебя в классе много друзей?
- мало ( 1 человек) - много ( 9 человек) - нет друзей
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
- У тебя это не получится
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
- Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Способы преодоления тревожности:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
- Помогите ему найти дело по душе.
- Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.
Создание благоприятной семейной атмосферы
(памятка для родителей)
Помните:
- От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
- Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
- Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
- Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви…
Р. Рождественский