МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»
«Что такое дисграфия и как помочь ученику ее преодолеть?»
Подготовила: учитель-логопед I категории
Шабалина Т.Г.
- Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Письмо дисграфика.
Причины возникающих трудностей
- патологии беременности, родов, асфиксии,
- детские инфекции,
- длительные соматические заболевания.
- неправильная речь окружающих,
- дефицит речевых контактов,
- двуязычие в семье,
- недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых,
- обусловлены органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Основные проблемы ученика
- Несформированность образа буквы и слова, путаница букв, слогов;
- Нечитаемый почерк;
- Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
- Неумение применить правило в процессе письма;
- Неумение составлять связные, логичные тексты;
- Нелюбовь и даже ненависть к чтению;
- Негативное отношение к урокам русского языка;
Что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
- Прослушать, проговорить слово.
- Определить какие звуки услышал в слове.
- Потом вспомнить, какими буквами эти звуки обозначаются.
- Затем представить, как же эти буквы выглядят, вспомнить расположение элементов буквы в пространстве.
- После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения ручкой.
- Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Если на каком-то этапе возникает сбой, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками
На что нужно обратить внимание:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу. У него не наступила психологическая готовность обучению.
6. Если у ребенка имеется зеркальное написание букв, т.е. буквы повернуты в другую сторону.
7. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
8. Если ребенок регулярно путает буквы : б-п, б-в,т-п, а-о, Е-З, д-у, и-у.
9. Ошибки, связанные с нарушением произношения, ребенок пишет так, как говорит: лыба (рыба), зыраф (жираф).
10. Если у Вашего ребенка нарушено фонематическое восприятие - смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
11. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, умны (умный).
Правила, к которым необходимо придерживаться при выполнении письменных работ:
1.Во время письма ребенок должен проговаривать слова вслух.
2. Прочитайте сначала всё предложение. Посчитайте количество слов в нем.
3. Если в предложении есть предлоги, обратите внимание ребенка на то, что они пишутся отдельно от слов.
4. Диктовать себе можно только две буквы.
5. Под гласными буквами нужно ставить точки, чтобы не пропустить гласные буквы.
6. Выделяем орфограммы.
7. Очень важно, что бы ребенок сам нашел допущенные ошибки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лабиринты
«Найди слово в слове»
Составь предложение.
Вящикепищалималенькиецыплята.
В ящике пищали маленькие цыплята.
Прочитай и запиши предложение.
«Реши пример»
Дом + ик; Вы + ход
Пропо – про + это - о
Сок – к + ночи – но + ня + ет
Игра помогает уточнить и дополнить
у детей знания о составе слова:
«А ну-ка прочитай!»
… - ыт, ценок
мяинатыпси месв,
йобос с ёе имьзов и
йорказ укчодартет ыТ
«Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать можно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или в различии которых у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
«Пропущенные буквы»
Н_ст_п_л_ п_зд_я_ о_е_ь. Д_и ст_л_ к_р_ч_ и х_л_дн_е. Ч_ст_ и_ут д_жд_. Д_ет х_л_дн_й в_т_р. Пр_р_да г_т_в_тся к з_м_е_у отд_ху. С_вс_м оп_ст_ли л_га и п_ля. Д_р_вья ск_ну_и св_и з_л_тые нар_ды и окун_л_сь в глуб_кий с_н.
«Пропущенные буквы»
Наступила поздняя осень. Дни стали короче и холоднее. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Совсем опустели луга и поля. Деревья скинули свои золотые наряды и окунулись в глубокий сон.
Пишем диктанты, но по-особому.
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!)
Затем давайте тетрадь на исправление
ребенку. Он имеет возможность
самостоятельно найти ошибку и
не зачеркивать, а стереть ее,
написать правильно.
Советы родителям:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разделите текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Письмо по клеточкам.
Чего нельзя делать?
- Дети с дисграфией имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки . Выполнение таких упражнений может отрицательно сказаться на учащихся. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать .
Рекомендуемая литература для родителей.
- 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
- 2. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».
- 3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
- 4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
- 5. Калинина И.Л. « Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса». 6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».
- 7 .Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранений нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов
- 8 . Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет». Юрова Е. В. 200 упражнений для развития письменной речи.
- 9. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».
-