Родительское собрание №1
ГБОУ средняя школа №229
Петрова Марианна Александровна
2022 год
Ваш ребёнок идёт в школу
Это переломный момент в жизни ребенка
- меняется весь уклад его жизни, на смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, соблюдение требований школьной дисциплины, напряженный умственный труд, активизация внимания;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка;
- меняется его место в системе общественных отношений
Понятие адаптации
непосредственно связано с понятием
«готовность ребенка к школе»
У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
В первые недели и месяцы обучения
могут появиться жалобы детей
- на усталость
- головные боли
возникнуть
- раздражительность
- плаксивость
- нарушение сна
- снижение аппетита детей
- снижение массы тела
случаются и трудности психологического характера:
- чувство страха
- отрицательное отношение к учебе, учителю
- неправильное представление о своих способностях и возможностях
Готовность к школьному обучению
- Физиологическая
- Психологическая
- Личностная
- Мыслительная
- Мотивационная
Физиологическая готовность
- Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.
- Оценку физиологической готовности детей к школе осуществляют медики по определенным критериям, поэтому все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе.
- Ребенок, считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
- Часто болеющие, физически ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Личностная готовность
- умение строить отношения с учителем;
- умение общаться со сверстниками;
- вежливость, сдержанность, послушание;
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки)
- знание основных правил поведения;
- умение управлять своим поведением, оценивать его;
- умение концентрировать внимание на задании
Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с
достижениями других детей.
Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку».
Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность
это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность
- это твердое желание учиться, получать знания;
- понимание важности и необходимости учения;
- проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- умение слушать учителя и выполнять его задания
(отнюдь не всегда интересные);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми
(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Мыслительная готовность
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Мотивационная готовность
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
- расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
- воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
- на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Каким уровнем навыков и мыслительных процессов должен обладать ребёнок на момент поступления в первый класс?
Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру -зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом/слово - картинка либо слово-ситуация).
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний!
Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Советы родителям
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
Загадывайте загадки, составляйте их вместе, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями.
Беседуйте о прочитанном, попытайтесь выяснить, как ребенок понял содержание.
Приучайте детей к самообслуживанию
- собрать портфель,
- завязать шнурки , застегнуть
пуговицы , молнию,
- надеть спортивный костюм,
- убрать за собой в столовой …
и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
Часто задаваемые вопросы
Режим образовательного процесса в 1 классе
Школа работает в 1 смену, 5 дневная учебная неделя.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 уч. недели. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Продолжительность уроков по ФГОС НОО в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут).В середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки, чтобы детям легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной.
Обучение в 1 классе осуществляется с использование «ступенчатого» режима обучения:
в первом полугодии (сентябрь, октябрь) - по 3 урока в день по 35 минут каждый,
в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый);
во втором полугодии (январь – май) – по 4 урока по 45 минут каждый (согласно новым Сан.ПиНам)
По какой образовательной системе будут учиться дети?
Программа Перспектива
обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
ДА.
Обязательное ношение школьной формы в России введено с 1 сентября 2013 года. Каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.
Есть ли в 1 классе домашние задания?
Нет.
Однако, если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые предложит учитель. В 1 классе безотметочное обучение. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда.
Вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?»
«Что сегодня было самое интересное?»
«Чем вы занимались на уроке чтения?»
«В какие игры вы играли?»
«С кем ты подружился в классе?»
«Что веселого было на уроке физкультуры?
«Чем вас кормили сегодня в столовой?»
Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.
Можно ли носить в школу игрушки?
ДА, можно!
Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Режим дня
это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.
Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).
Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».
Как питаются первоклассники в школе?
Закон позволяет обеспечить бесплатным питанием (завтраками) детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года.
Дети из многодетных и малоимущих семей могут рассчитывать на двухразовое бесплатное питание. Такая мера поддержки малоимущих семей называется государственной социальной помощью (подтверждается пакетом документов).
Группа продленного дня (ГПД)
Функция ГПД - осуществление присмотра и ухода за детьми.
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно- бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Время работы с 13.00 – 19.00.
Родителям необходимо подать заявление на зачисление ребенка в группу продленного дня.
Внеурочная деятельность:
«Чтение с увлечением»
«Шаги к успешности»
«Занимательная грамматика»
«Хоровод праздников»
«Город над вольной Невой»
Кружки
Самбо
Танцевальная студия «Игрис»
Картины шерстью
Шахматы
Оригами
Лепка
Английский язык
Служба поддержки
При возникновении сложностей в социализации, адаптации и появлении личных проблем, как у детей так и у родителей, можно обратиться за консультацией к психологу и/или социальному педагогу.
В случае возникновения конфликтных и спорных ситуаций в коллективе следует соблюдать следующую субординационную последовательность обращения за их разрешением:
- учитель
- психолог и социальный педагог
- завуч
Заключение
- Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы.
- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.
- Я очень прошу вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
- Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности.
Верьте в ребенка, верьте в учителя!
Спасибо за внимание.
До новых встреч!