Родительское собрание для родителей будущих первоклассников. «Подготовка ребёнка к школе»
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”.
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания: -Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.
Задачи: -Познакомить родителей с трудностями адаптации ребёнка к школе и дать рекомендации по данной теме. -Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребёнка к школе.
Ход собрания
Знакомство: – Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен ещё и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретём ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Игры: «Давайте познакомимся».
– С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплочённым.
Вас интересует вопрос “Готов ли Ваш ребёнок к школе?”
Готовность к школе – это …умение читать и писать?
Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно!
Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, буквах и звуках). Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после текста.
Для готовности к школьному обучению не принципиально, на самом деле, умеет ли ребёнок читать или считать.
Но есть вещи, принципиальные для учёбы в школе. Какие?
1. Фонематический слух, звукопроизношение.
деди (дети)
сима (зима)
клупок (клубок)
кнга (книга)
Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.
К пяти годам он должен произносить все звуки !
2. Память. Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика. Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, ребёнку потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем.
3. Ориентация в пространстве.
Нарисуйте ребёнку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идёт дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д..
И пусть ребёнок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.
4. Качество детского рисунка является одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма
Всего 10–15 минут в день работы с книжкой-раскраской – и многие школьные проблемы будут решены ещё до поступления в первый класс!
Важно, чтобы ребёнок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создаёт спокойное, умиротворённое настроение.
5. Личностная готовность.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе. Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях. Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: “Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!” В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.
6.
– Обязательна ли школьная форма в 1 классе? ДА!
Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от школьника. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении все дети – они теперь первоклассники.
– Есть ли домашнее задание в 1 классе?
Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
– Почему учителя не ставят оценки в 1 классе?
В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребёнок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
– Что делают дети на переменах?
Отдыхают. Причём отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребёнку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности, и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
– Можно ли носить в школу игрушки?
Да, можно! Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Полезные советы:
Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребёнка, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не все сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.
Хвалите его обязательно. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился.") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если Вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
Рекомендации психолога для родителей.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребёнок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребёнку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребёнка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребёнок начнёт думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймёт, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребёнка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребёнка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребёнка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребёнка будет хорошее настроение.
Дайте ему время поиграть, расслабиться. Нельзя лишать жизнь ребёнка многообразия, радости, игры.
Любите своего ребёнка!
Любите любым: неталантливым, неудачным.
Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!
Спасибо за внимание!