Родительское собрание
по нравственному направлению
«Этика поведения»
Разработала
учитель начальных классов
Бутримова Екатерина Владимировна
Тема: «Этика поведения»
Цель: познакомить родителей учащихся со способами воспитания этических норм младшего школьника в домашних условиях и условиях школы. Повышение педагогического мастерства родителей по воспитанию нравственных качеств учащихся.
Задачи:
Оказать помощь родителями в поиске путей и способов социокультурного развития детей младшего школьного возраста в семье.
Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
Осознать необходимость заботиться о нравственном здоровье своих детей.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Уважаемые родители, здравствуйте. Предлагаю подумать над словами Васи́лия Алекса́ндровича Сухомлинского, который утверждал, что ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Согласны ли вы с высказыванием? (Ответы родителей). Уважаемые родители, кто готов определить тему нашего общения? Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим и обсудим такую проблему, как социокультурное развитие младшего школьника. Послушайте завет детям.
Мой друг! Вступая в этот мир, такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть и в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить. Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить. Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди, сумей им дать кусочек хлеба.
Стремись познать как можно больше и знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни было бы на что взглянуть.
Я надеюсь, что каждый из вас даёт такие наставления своему ребёнку.
ОРИЕНТИРУЮЩИЙ ЭТАП
Привитие хороших манер, уважение к окружающим людям мы прививает ребенку с детства. Ребенок усваивает тот стиль поведения, который дала ему семья. Мы учителя конечно же расскажем как вести себя в школе, что нужно быть опрятным , как вести себя в общественных местах. Но только семья, играет главенствующую роль в воспитании и становлении личности. Ведь в семье до школы складывается и формируется основные привычки и характер. Для начала давайте определим уровень актуальности обсуждаемой проблемы в каждой семье. Проведем анкетирование.
Анкета для родителей
Ф.И.О. родителя___________________________________________________
Ф.И. ребёнка_______________________________________класс__________
1. Я объясняю ребенку, как нужно ввести себя в общественных транспортах (не портить имущество, уважать старших, уступать место).
1.Да
2. Нет
3. Другое_______________________________________________________
2. Мой ребенок всегда здоровается со взрослыми, учителями, употребляет слова «спасибо», «пожалуйста», «извините».
1.Да
2. Нет
3.Другое___________________________________________________________
3. Мы обсуждаем/обсуждали правила поведения в общественных местах.
1.Да
2.Нет.
3.Другое________________________________________________-
Дата заполнения «____»_____________202__г. Подпись__________________
А теперь измерим температуру. Нужна ли вам помощь школы в воспитании у вашего ребёнка нравственных качеств (да, нет, частично)? Если да - зеленый стикер 36,7; красный стикер - нет 39, жёлтый стикер 37,7 - частично.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
Чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, вам нужно работать над собой. Вы пример для подражания. Не в коем случае не ругаться при ребенке, особенно применять ненормативную лексику, учить говорить «спасибо», «извините», «пожалуйста» и другие вежливые слова. Не нужно демонстрировать фальшивую вежливость, дети это чувствуют, конечно же начинаю вам подражать. А если нет Ералаш!!!!!!! Видео
Сейчас я предлагаю вам разыграть ситуации, которые могут возникнуть в семье. Потом мы их с вами обсудим.
Ситуация 1
Мама с сыном гуляют в парке. У ребенка остался коробка из - под сока, а контейнера для мусора рядом нет.
Ребенок: Мама, я допил сок, куда мне выкинуть коробку?
Мама: Да выкинь ее под елку, работники уберут.
Ситуация 2
Родители пришли в кинотеатр вместе с ребенком. Начинается фильм, ребенок начинает шуметь, вымазывать кресла ногами, мешая зрителям. Родителям делают замечание, чтоб успокоили ребенка.
Папа: Мы заплатили за билеты, а она маленькая, что мы можем поделать, пошумит и успокоится.
Ситуация 3
Мама попросила ребенка выполнить несложную работу по дому: помыть посуду и полить цветы.
Мама: Помой посуду, пожалуйста, и полей цветы.
Ребенок: Почему я должен мыть посуду и поливать цветы, я не умею?
Мама: Потому что, нужно помогать взрослым по дому, у каждого есть свои обязанности. Мыть посуду совсем не сложно, давай я покажу…
Как вы думаете, в какой ситуации не было допущено ошибок?
Какие ошибки были допущены в первых двух ситуациях.
Для того, чтобы избежать каких-либо ошибок с воспитанием нравственных качеств, я вам предлагаю ознакомиться с подсказками.
Памятка для родителей
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
1. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".
2. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
3. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
4. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.
5. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
6. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".
7. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
8. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";
если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";
для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!
Если у вас есть положительный опыт, поделитесь им. …
А сейчас я предлагаю составить синквейн. Кто не знаком с понятием синквейн? Это нерифмованное стихотворение состоящее их 5 строк. Алгоритм синквейна представлен у вас на столах. Тема синквейна «Этика».
Этика
Общепринятая, деловая.
Поддерживается, одобряется, требуется.
Соблюдается при общении с людьми.
Культура.
Давайте же представим ваши синквейны.
Замечательно. У вас получились замечательные синквейны.
Примерное решение родительского собрания:
Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании.
В воспитательном плане работы включить необходимые для коррекции нравственных качеств темы.
Наше собрание подходит к концу
А сейчас, выберите и закончите одно из предложений
Я узнал…
Мне было интересно….
Я бы добавил…
Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Успехов вам в воспитании детей.
До свидания!