СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Формирование толерантного поведения у подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: • Сформировать у родителей представление о толерантности. • Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье. • Показать, к чему могут привести ошибки воспитания. • Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций. Тип родительского собрания: информационно-просветительское. Форма проведения собрания: информация, диалог с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Формирование толерантного поведения у подростков»»

Родительское собрание «Формирование толерантного поведения у подростков»

Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
• Сформировать у родителей представление о толерантности.
• Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
• Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
• Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.
Тип родительского собрания: информационно-просветительское.
Форма проведения собрания: информация, диалог с родителями.

Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать всех вас! Наше
собрание посвящено одной из важных тем воспитания-толерантности.
Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Формирование толерантного поведения у подростков». Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, которому предстоит войти большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет насколько человек будет успешен в жизни. Что такое «толерантность»? Как научить детей общению с окружающим его людьми? Как реагировать на мнение и поступки других людей? На все эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

2. Анализ анкетирования учащихся.
Я хотела бы начать с результатов проведенного анкетирования учащихся.(Классный руководитель знакомит родителей ( анонимно) с полученными результатами тестирования в цифровом и процентном соотношениях.) (Приложение 1)

3. Выступление по теме собрания классного руководителя.

Что же такое "толерантность"? Предлагаю Вам несколько определений данного понятия.
- это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению». (энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова)

- это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.(словарь В.И.Даля)
-толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.(словарь С.И.Ожегова)
Как видно, толерантность – это не отдельно взятое качество, а совокупность взаимосвязанных свойств личности.
Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому родители сами должны начать относиться к своему ребенку толерантно. Толерантность предполагает уважение к внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Для того чтобы родители смогли воспитать толерантных детей, нужно владеть определенными знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, терпение к другим, взаимное принятие, прощение, добродушие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какого типа воспитания придерживаются родители, зависит, какой вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями увлечения, беседы, поддержка подростка в разных его начинаниях, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители и семья должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в сложной жизненной ситуации. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение другой точки зрения, право на отличие, принятие другого человека таким, каков он есть, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимание и принятие традиций и культуры людей других национальностей. Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. По мнению психологов воспитание нужно начинать как можно раньше. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери нужно самой быть такою и учить ее женственности, чистоплотности. Не менее важную роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от его поведения и поступков, зависит то, какого типа мужчину она выберет, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать спокойно, но в строгости. Это не значит, что его не надо любить. Дети, в своей жизни познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают свод понятий и правил, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Уважительное отношение к ребенку является одним из главных принципов воспитания. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Проявляя уважение к мнению ребенка и принимая его поступки, при необходимости корректируя их, мы своим примером показываем толерантное отношение к человеку с другим взглядом на мир.
4. Анкетирование родителей. Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье.
В методике используется 9-балльная шкала оценки:
1- очень низкий уровень;
2- низкий уровень;
3- ниже среднего;
4- чуть ниже среднего;
5- средний уровень;

6- чуть выше среднего;

7- выше среднего;

8- высокий уровень;

9- очень высокий уровень;

10-наивысший.

Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. Вначале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.

Вопросы анкеты.

1. Каков уровень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?

 

Реально

Желательно бы

1.

Сплоченность родителей с детьми

 

 

2.

Организация совместных творческих дел

 

 

3.

Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка

 

 

4.

Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка

 

 

5.

Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций

 

 

6.

Стимулирование позитивного поведения детей

 

 

7.

Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуаций



Происходит обсуждение полученных результатов. Обсуждаются основные проблемы, выделенные родителями как актуальные и наиболее сложные.

5. Рекомендации по формированию толерантного воспитания детей.

Уважаемые родители, предлагаю Вам несколько простых правил воспитания толерантной личности, которыми вы можете воспользоваться:

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:

  • терпение

  • умение владеть собой

  • доверие

  • чуткость

  • способность к сопереживанию

  • снисходительность

  • расположение к другим

  • чувство юмора

  • терпимость к различиям

  • доброжелательность

  • гуманизм

  • любознательность

  • умение слушать

  • несклонность осуждать других

  • альтруизм.

6. Заключительное слово классного руководителя.

Наше собрание завершается. И в заключении напомню слова А.Макаренко «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить и воспитывать своих детей. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.



Приложение 1.

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»


1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.


Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.


Ключ к тесту:
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью!


Тест взят  из методички : Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность : игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002. – С. 4- 5.


Приложение 2.

Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей)

В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:

1- очень низкий уровень;

2- низкий уровень;

3- ниже среднего;

4- чуть ниже среднего;

5- средний уровень;

6- чуть выше среднего;

7- выше среднего;

8- высокий уровень;

9- очень высокий уровень;

10-наивысший.

Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. Вначале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.

Вопросы анкеты.

1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?

 

Реально

Желательно бы

1.

Сплоченность родителей с детьми

 

 

2.

Организация совместных творческих дел

 

 

3.

Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка

 

 

4.

Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка

 

 

5.

Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций

 

 

6.

Стимулирование позитивного поведения детей

 

 

7.

Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях




Используемая литература:

  1. Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность : игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк, 2002.

  2. Дереклеева Н.И «Родительские собрания», ВАКО, Москва, 2010.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!