СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу - важный и ответственный период в жизни ребенка. Для успешного обучения в школе необходимо подготовить будущего первоклассника к школе. Данная разработка вклюает комплекс качеств, необходимых ребенку для успешного обучения в 1 классе, упражнения для развития данных качеств, рекомендации воспитателям и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»»

Родительское собрание в детском саду (подготовительная группа)

«Готовность ребенка к школе»


Цель: информирование родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• помочь родителям в правильной организации работы по подготовке ребенка к обучению в школе;
• повышать педагогическую культуру родителей;
• вызвать заинтересованность родителей к вопросу подготовки ребенка к школе.

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал мох, украшенный тремя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.

Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом столбике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и даже вызов.

Я запустил пальцы под мокрую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот в чем дело!»

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока она доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с лица земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы – ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

В. Астафьев








ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ!!!


-Ура! Мне уже 6 лет! – радуется ребенок.

-Ужас! Ему уже шесть лет,- хватаются за голову родители.

-Почему? Причина одна – скоро в школу. Ребенок счастлив: он будет школьником, то есть уже человеком взрослым. Его никто не будет укладывать днем спать! Ему купят настоящий портфель! И он не просто летом поедет в гости к бабушке и дедушке в деревню, а поедет на каникулы!!!


Что такое готовность к школе?

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Меняется его социальная роль: был дошкольником, станет школьником.

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: " ...готовность ре­бенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость") — это тот уровень морфологического, функ­ционального и психического развития ребенка, при кото­ром требования систематического обучения не будут чрез­мерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего уче­ника? - М., 1991. – С.10).

Каждый ребенок проходит период адаптации к школе, приспосабливается к новому режиму дня, социальной среде, новой деятельности, социальной роли, требованиям.

Залогом успешной адаптации к школе является готовность ребенка к обучению!


Для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребёнка и взрослого.

Родительский практикум (работа в группах)

Что по вашему мнению, является главным в подготовке ребенка к школе, чтобы он стал успешным. (Мнения родителей)

Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе?

Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий малыш придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.

Почему это происходит?

Готовность ребенка к школе – это комплекс качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Это и физическая, психологическая, педагогическая готовность к обучению.

Физическая готовность (выдержать физические нагрузки)

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

  • рост, вес;

  • общее состояние здоровья;

  • состояние зубов, зрения;

  • развитие мышц;

  • развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций;

  • ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки;

Физиологическая готовность.

С началом школьного обучения резко возрастает умственная и физическая нагрузка на организм ребенка. Рано вставать, проводить 4-5 часов за партой, большой объем новой информации, изменение распорядка дня, пребывание в школьном коллективе. С одной стороны организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться с нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

  • Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.

  • Прежде всего, уделить внимание соблюдению режима дня. Особенно это касается детей, не посещавших ДОУ. Если ребёнок не приучен ложиться и вставать в одно и то же время, ему крайне тяжело «включиться» в работу в классе, слушать и запоминать учебный материал. Нередко такие дети быстро теряют интерес к учёбе, переходят в разряд неуспевающих, и, если проблема не решается в ближайшее время, способны даже к отставанию в умственном развитии, не имея до этого никаких отклонений от возрастной нормы.

Важно также сбалансированное питание, чтобы ребёнок вовремя принимал пищу, соблюдал гигиенические требования, обязательно проводил не меньше 1 часа на свежем воздухе, меньше времени проводил за игрой в компьютерные игры, просмотром телепередач. Необходимо помнить, что физически здоровый ребёнок способен легче справляться с учебными нагрузками;


Наряду с заботой о физическом здоровье, необходимо заботиться о психическом и умственном развитии ребёнка. С ним нужно заниматься каждый день от 15 до 30 минут. Главное в занятии с ребёнком не количество часов, а их регулярность. Чем чаще вы будете заниматься, тем лучше будет развиваться ваш ребёнок.


Психологическая готовность

2.1. Интеллектуальная готовность

Важно, чтобы ваш ребёнок был умственно развит.

Развитие основных познавательных процессов:

  • логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам: мебель, транспорт и т. д., сравнивать, классифицировать, обобщать);

  • произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово - картинка либо слово - ситуация);

  • произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

У ребёнка формируется такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание.

Упражнение «Имена»

Цель: Установление контакта между участникам и создание доброжелательной атмосферы.

Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу. У кого она в руках, тот называет своё имя и отчество, затем продолжает фразу «Я люблю…». Я начну: «Меня зовут Екатерина Анатольевна. Я люблю смеяться». (все поочерёдно произносят своё имя и отчество)

Затем просим каждого повторить то, что сказали участники) - произвольность внимания, памяти.

Необходимо сформировать у детей умение внимательно слушать взрослого (учителя). Это является одним из важнейших факторов школьной зрелости.

Определить, насколько внимателен, усидчив ребёнок, поможет простое наблюдение за тем, как он слушает вас, когда вы читаете ему сказку: если он часто меняет позу, то и дело вскакивает, ходит по комнате, совершает навязчивые движения - это первые признаки гиперактивности. Решать данную проблему нужно ни в коем случае не криком и упрёками, а своевременным обращением к специалистам (психологу, неврологу).

  • познавательная активность;

  • развитие у ребенка кругозора;

Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребёнком занимаются. Причём, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст «почемучек».

2.2. Личностная (мотивационная) готовность: внутренняя (познавательная), внешняя (игровая)

Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу меняется социальная роль ребенка.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка, приучать следует постепенно: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. Помните, что в школе без этого умения вашему малышу будет очень трудно.


2.3. Коммуникативная готовность

  • отношение к взрослому (признает авторитет взрослых и учителя, понимает, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;

  • отношение к сверстникам (умеет договариваться, работать в коллективе, успешно выполнять совместные  действия, спокойно чувствовать себя в условиях конкуренции );

  • отношение к самому себе (способность ребенка познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности; адекватное отношение ребенка к своим способностям; результатам работы, поведению, т.е. определенный  уровень развития самосознания и самооценки, понимание своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право.

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Это те качества, которые обеспечат ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.


2.4. Эмоционально-волевая готовность

В школе ребёнка ждёт напряжённый труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

  • умеет соблюдать дисциплину;

  • умение регулировать своё поведение;

  • эмоциональная устойчивость;

  • вежливость, сдержанность, послушание;

  • способен контролировать желания, гнев;

  • умение выражать свои желания и чувства, обращаться к взрослым с просьбами, мирно разрешать конфликты и ссоры, сдерживать свой гнев и агрессию, умение извиниться;

  • доброжелательное отношение к окружающим;

  • умеет сознательно подчинять свои действия правилам и нормам, понимать их необходимость и целесообразность;

  • умение чётко выполнять предъявляемые требования. Н-р: прибрать игрушки, умыться, выключить телевизор, …Если ребенок не выполняет вашу просьбу, не реагирует на ваши слова – это может быть проявлением дефицита внимания или ребенок привык делать то, что хочет.

  • умеет внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания;

  • ответственное отношение к порученному делу и умение доводить дело до конца;

  • способен поставить цель;

  • принять решение;

  • наметить план действия, исполнить его;

  • проявить определенные усилия в случае преодоления трудностей;

  • объективно оценить результат своего труда;

  • аккуратность – также имеет большое значение для успешного обучения. Ребёнок, у которого нет порядка в вещах, то и дело что-то ищет, перекладывает принадлежности, стараясь освободить рабочее место, упуская информацию, сообщаемую учителем, не успевают за темпом класса. Со временем пробелы в знаниях накапливаются. И даже ребёнок с нормальным умственным развитием, хорошо подготовленный, со временем может перейти в разряд неуспевающих. Поэтому добиваться дисциплины, аккуратности нужно как можно раньше, до начала школьного обучения;

3. Педагогическая готовность

(включает знания, умения и навыки, то чему ребенок научился в детском саду)

Знания и представления об окружающем мире:

  • знает в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

  • знает свое имя и фамилию, адрес, день рождения, полные имена членов семьи, имеет общие понятия о различных видах их деятельности;

  • знает названия предметов быта;

  • знает времена года, названия месяцев, дней недели, умеет различать цвета;

  • знает о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.


Речевая готовность

  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

  • ребёнок четко произносит все звуки речи, легко выделяет в слове заданный звук, определяет место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

  • называет в слове все звуки по порядку, произносит слова по слогам;

  • не путает букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.);

  • 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, хорошо, если ребенок может слитно читать слоги, если читает предложения или целые тексты, то должен понимать, о чем он читает;

  • умеет общаться в диалоге;

  • обладает довольно обширным словарем (в 6 лет 5-7 тысяч слов);

  • умеет составлять предложения из 3-5 слов, рассказ по картинке;

  • имеет навык пересказа;

  • умеет отвечать на вопросы полным ответом;

  • задавать вопросы;

  • умеет высказывать свое мнение, построив законченное предложение.

Рекомендации логопеда

  1. У будущего первоклассника должны быть усвоены все звуки русского языка!

  2. Если у Вашего ребёнка есть дефекты речи обратитесь за помощью к логопеду. Выполняйте чётко советы и рекомендации, предложенные данным специалистом.

  3. Любые нарушения звукопроизношения ведут к образованию специфических ошибок на письме. Это замена букв, искажения, пропуски и др.

Подготовка к чтению:

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).

  • Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

  • 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.

  • Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

  • ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка к грамматике:

  • ребёнок может четко произносить все звуки речи, легко выделять в слове заданный звук, определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце),
    называть в слове все звуки по порядку, произносить слова по слогам.
    Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы, составлять предложения из 3-5 слов, рассказ по картинке. Он может наизусть читать любимые стихотворения, последовательно передает содержание сказки.

Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!


Математические представления

  • знает цифры от 0 до 9;

  • умеет считать до 10 и обратно;

  • умеет называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

  • умеет сравнивать числа первого десятка;

  • умеет соотносить цифру и число предметов;

  • умеет сравнивать две группы предметов, больше, меньше или равно;

  • умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • знает названия основных геометрических фигур;

  • умеет сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

  • умеет ориентироваться в пространстве;

  • умеет уменьшать или увеличивать группу предметов на заданное количество, уравнивать множество предметов;

  • умеет ориентироваться оперировать понятиями: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

Уважаемые родители! Помните, что специалисты дошкольных и школьных учреждений - лишь ваши помощники в вопросах воспитания и развития вашего ребёнка.

Основную ответственность за образование, развитие и воспитание своего ребёнка несут родители. (ст. 63, гл. 12 Семейного кодекса РФ).


А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку "Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

Помните: всё в ваших руках!

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки!

Будьте терпеливы и терпимы!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!