Подготовила
учитель русского языка и литературы
МКОУ Березовской СОШ Аксенова Л.И.
01.03.2016г.
Почему дети перестали читать? И как привить любовь к чтению.
Существуют устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Большую часть свободного времени они проводят за компьютерными играми или перепиской в «Одноклассниках», которая оставляет желать лучшего. Есть опасение, что ребенок в сети оперирует часто неграмотно написанными текстами. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, к сожалению, менее подконтрольны. Некоторые родители иногда забывают о том, что истинная сущность воспитательной работы заключается в организации жизни ребенка.
Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры, разрушается самый важный канал передачи опыта между поколениями. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного и утильного. Так не развить мышление ребенка. Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
Как привить ребенку любовь к чтению? Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических наук хорошо разбирается в этом вопросе. Вот что он советует родителям:
Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди и делайте это с удовольствием.
Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
Читайте сами, «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие. Здесь уместно привести слова Макаренко: «Семья – это коллектив. Каждая семья должна самостоятельно решать многие педагогические задачи. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни».
Подпишите ребенка на какой-нибудь журнал, что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, исторические романы, сентиментальные истории… Может быть, ребенок просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
Ходите вместе в книжный магазин. Обязательно покупайте ребенку книги. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе мы почитаем то, что нравится и мне.
Советы “Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать” хороши, если ваш ребёнок недавно начал говорить. Что делать, если отпрыску уже 15 лет и всё, что его интересует – это компьютерные игры? Вопрос сложный и решать его нужно для каждого случая индивидуальным подходом. В вашем доме просто обязана быть библиотека с интересными книгами.
Не забывайте о том, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
В заключение хочу напомнить всем известную русскую пословицу: «Кто много читает, тот много знает».