Практико-ориентированная интернет-панорама
«Технологии счастливого детства»
(опыт работы современного классного руководителя)
Тематика интернет-панорамы
«Классный руководитель
и современное детство»
(сценарий творческого мероприятия,
классного часа, родительскогособрания);
Родительское собрание
«Каково на дому – таково и самому»
( для родителей учащихся 13-14 лет)
Подготовила
классный руководитель
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Пакалёвская основная школа»
Тонкинского района
Нижегородской области
Кумаева Вера Анатольевна
с. Пакали
2021 г.
«Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя», - так говорил великий Конфуций.
Сегодня мы поговорим о семье, о роли семейного воспитания в формировании ребенка как личности.
Эта тема собрания неновая, но именно от того, как складываются взаимоотношения в семье, достаточно ли внимания и любви получает ребенок дома, зависит жизнь ребенка в будущем, как он сможет жить в дальнейшем в современном обществе среди других людей.
Семья - это тожешкола, но не в обычном понимании, а такая школа, которая дает любовь для взрослых и детей, в ней люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Наша современная жизнь, с ее суетой и беготней, отнимает столько времени, что мы не всегда успеваем поговорить друг с другом, а тем более со своими детьми. И сегодня мы собрались поговорить, обсудить и просто пообщаться по вопросам семейного воспитания.
Педагогические исследования доказали, что ни одно учреждение воспитания, ни детский сад, ни школа не может дать того, что дает нормальная семейная атмосфера, взаимоотношения ребенка с отцом и матерью.
Сейчас мы с вами как и дети поиграем и вспомним некоторые фразы, пословицы, поговорки, касающиеся самого понятия «семья». Эти небольшие предложения, которые прочно остались в нашей голове еще со школьных лет, раскрывают сам смысл семейного воспитания- эти предложения- народная мудрость о семье.
Чтобы вам легче было вспомнить забытое, я буду начинать предложение, а вы постарайтесь его продолжить:
В гостя хорошо – ( а дома лучше).
Вся семья вместе, -(так и душа на месте).
Где мир да лад,-( там и Божья благодать).
Дерево держится корнями, а человек( семьей)
В своем доме и стены (помогают).
Отца с матерью почитать — (горя не знать).
На что клад, коли в( семье лад).
Моя семья –( мое богатство)
Эти народные мудрости раскрывают понимание отношений в семье, что в дружной семье все должно строиться на любви и взаимопонимании.
Перед родительским собранием всем учащимся была дана анкета. После анализа проведенного анкетирования я решила построить родительское собрание по ответам ваших детей.
вопрос; С какими словами родители вас утром будят и провожают в школу?
Ответы:
Вставай быстрей, опоздаешь в школу;
Хватит спать, быстро одевайся!
Сейчас из-за тебя и я опоздаю на работу!
Поторапливайся и беги в школу!
Интересные , как мне показалось следующие ответы:
Мое солнышко просыпайся, надо собираться в школу.
Дорогой, давай немного быстрее одевайся и беги в школу. Но будь внимателен на улице.
Дорогая моя ученица, просыпайся! Школа ждет тебя!
Казалось бы, что такого может случиться , если утром перед школой повысить голос на ребенка или сказать необдуманную фразу? Но это ведь не просто слова - это настрой на весь предстоящий день! И оттого, какие слова вы скажете своему сыну или дочери перед выходом из дома в школу зависит настроение вашего ребенка, а значит и настрой на плодотворную учебу, на взаимоотношения его в школьном коллективе. Если Вы сказали ему ласковые слова, пожелали удачи и просто поцеловали ребенка, я уверена, что ему захочется порадовать вас сегодняшними результатами на уроках и хорошими поступками.
2 вопрос:Какими словами вас встречают родители из школы?
Ответы:
как дела, какие оценки?
переодевайся и садись делать уроки;
ну что сегодняполучил?;
если ли двойки?
как прошел сегодня твой день?
много задалиуроков учить?
долго же ты шла из школы домой;
наконец–то пришла;
сколько двоек сегодня принес домой?
давай посмотрим твой дневник
сколько «пятерок» получила?
пришел двоечник?
Такие шаблонные фразы сразу вызывают негативные эмоции у ребенка. Если каждый день задавать эти вопросы ребенку, особенно тем детям, который испытывает трудности в обучении, можно не только понизить его самооценку, но и уменьшить мотивацию к учению, а без мотивации любой , даже способный ребенок, постепенно перестает хорошо учиться.
Такие фразы могут вызвать конфликт между детьми и родителями и дети чаще начинают говорить неправду, изворачиваться от точных ответов на поставленный вопрос. Следствие из всего этого - испорченные отношения, раздражительность или даже агрессивность ребенка .
Еще хуже, когда дети в своих ответах написали, что их родители совсем ничего не спрашивают, не интересуются делами в школе.
Ребенок чувствует себя в такой ситуации одиноким, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
Рассмотрим интересную ситуацию:
Девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери. но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату. В чем сложность этой ситуации?
Выслушаем вашу оценку ситуации.( Выводы родителей)
Ребенок в данной ситуации чувствует себя ненужным. Отсюда и уход от реальности в виртуальные общения в Интернете, дети часто заводят знакомства с незнакомыми людьми и делятся с ними своим сокровенным. А это может привести к непоправимым последствиям.
Но были и другие ответы детей, которые показывают какие отношения присутствуют в их семье.
Что сегодня было интересного в школе?
Что-то ты грустный , мой дорогой, какие у тебя проблемы, давай обсудим их?
Как дела? Нужна ли тебе моя помощь?
Как настроение?
3 вопрос:Всегда ли после школы тебе хочется идти домой?
Ответы были тоже разные: да, не всегда, не хочется, иногда.
При анализе анкетирования я учитывала возраст детей ( 13-14 лет). В этом возрасте им хочется погулять после уроков, поиграть , пообщаться со сверстниками.
Но основную причину данной ситуации нам помог узнать четвертый вопрос.
4 вопрос. «Чувствуешь ли ты себя дома комфортно (хорошо)?»
50% учащихся ответили - невсегда.
Таким образом, можно сделать вывод, что обстановка и понимание в доме влияет на эмоциональное состояние ребенка. В семье он всегда должен найти поддержку, получить нужный совет.
Рассмотрим еще одну ситуацию:
Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в телевизор ,где сейчас идет ее любимый фильм. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками и девочка искала совета взрослого человека.
И опять ребенок чувствует свое одиночество и порой многие дети начинают искать понимание на улице. Находят компании, в которых и проводят свободное время, а дома они не делятся своими проблемами.
Вопросы семейного воспитания затрагивали в своих трудах многие известные люди .Что они вкладывали в понятие «семья»?
Цитаты о семье .(Написаны на слайде и выведены на экран).
«Семья – это то, что с тобою всегда» (Л. Н. Толстой).
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).
«Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители - пример ему» (Себастьян Брандт (XІV век).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости
(Эмиль Золя (1840-1902) — французский писатель)
Современные ученые оценивают семью, как: систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми малую группу, члены которой связаны родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Через семью наши дети входят в общество. А вот какими они войдут в это общество зависит от нас с вами.
Послушаем стихи поэтессы А. Сусловой, которые раскрывают нам само значение «семьи».
А дом, заставленный добром,
ещё не дом.
И даже с люстрой над столом –
ещё не дом.
И на окне с живым цветком –
ещё не дом.
И даже с чайника баском –
ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
так эта истина понятна и проста:
что от ладоней до окна наполнен дом
твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
и стала комната бездонна и пуста.
И среди этой первозданной пустоты
весь мир мой – ты, и дом мой – ты.
А дом, заставленный добром,
ещё не дом.
И даже с люстрой над столом –
ещё не дом.
И на окне с живым цветком –
ещё не дом.
И даже с чайника баском –
ещё не дом.
Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми. Ваше общение должно быть наполнено любовью и пониманием, тогда оно будет результативным. Если ребенок дома получает любовь и понимание родителей, он будет себя чувствовать уверенно и комфортно в обществе. Ведь каково на дому – таково и самому.
Слайд на экране. В качестве решения собрания сформулируем правила для родителей «Отношения родителей с детьми».
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт детским любящим сердцам.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
Я забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковых ситуаций.
Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире. (Важно не упустить момент. Когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становится причиной семейного раздора)
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчить удары судьбы. (Задача родителей создать такую живительную среду, чтобы ребенок мог сам развиваться, активно строить свою уникальную личность).
Любовь и справедливость - вот что надо нашим детям постоянно! Тогда будет ребенку дома комфортно и спокойно, и он состоится как личность.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» - так говорил великий Л.Н.Толстой.
Желаем Вам удачи в воспитании детей!