«Хорошее начало,
или
как помочь первокласснику адаптироваться
к школе»
Разработка родительского собрания
1 класс
Цель: знакомство с родителями первоклассников; ознакомление с
расписанием жизни первоклассников; вызвать родителей на разговор,
обсуждение возникающих проблем в жизни будущих учеников;
формирование активной педагогической позиции родителей;
предоставление родителям психолого-педагогических советов;
привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Надпись на доске, или выведено на экран.
«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А. С. Макаренко)
«Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог».
(В. А. Сухомлинский)
«Не надо другого образца, когда в глазах пример отца».
(А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
(В. А. Сухомлинский).
Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Хорошее начало, или как помочь первокласснику адаптироваться к школе». Ребёнок пошёл в 1 класс. Как изменилась его жизнь, что появилось нового, насколько он готов к этим изменениям и какие трудности могут встретиться на этом пути. Вот про это мы сегодня с вами будем вести разговор.
А скорее всего, это будет не разговор, а игра, которая поможет нам обозначить ваше место в жизни ребёнка в это трудный и ответственный период, подскажет нам, как помочь нашим детям в решении возникающих проблем.
Прежде чем начать собрание, мы с вами познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Ми поиграем, и узнаем, как вас зовут, как зовут вашего ребёнка, какое увлечение есть у него.
Знакомство
Упражнение «Паутинка»
Для этого варианта нужен клубок ниток, который участники бросают друг другу в свободном порядке, и тот, кто поймал его, рассказывает про себя (как зовут) и своего ребёнка (как зовут, его увлечения). Потом «паутину», которая получилась, распутывают в обратном порядке, называя имя человека, которому бросают клубок.
Ожидания участников
Садитесь на свои места. Продолжаем наше собрание. Я хочу узнать от вас, что вы ожидаете от сегодняшней встречи, что вы хотите услышать, про что узнать.
Упражнение «Птицы»
Ожидания записывают на птичках, которые летают вокруг дерева, нарисованного на доске, а под конец собрания «садятся» (или не «садятся») на него.
Всем участникам предлагается упражнение «Снежинка»
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите правый и левый верхний уголочки.
Снова сложите лист пополам.
Снова оторвите правый и левый верхние уголочки.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый и левый верхний уголочки.
Продолжайте эту процедуру, пока это будет возможно. Теперь
разверните свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу найти среди других снежинок точно такую, какая у вас. Снежинки должны быть абсолютно одинаковые. Нашли? (Участники отвечают, что не нашли). А почему? Как вы думаете? (Варианты ответов будут самые разные и постепенно по мере их поступления аудитория приходит к выводу): одинаковых людей не бывает, поэтому и снежинки вышли разные, хотя инструкция была для всех абсолютно одинаковая.
Этот вывод – это начало нашего разговора, что дети все разные. Разные их способности, возможности и личностные качества.
І. Основная часть
Вот в такой доброй и тёплой атмосфере мы с вами и поговорим про адаптационный период первоклассников в начальной школе.
Что такое адаптация? Адаптация – это приспособление к новым условиям. Почему именно в этот период мы говорим про то, что необходимо быть очень внимательным к тому, как протекает этот процесс? Начало обучения в школе – это очень напряжённый период, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных способностей и физических сил. Школа кардинально меняет способ жизни ребёнка. Процесс знакомства со школой, её правилами, учителем и подростками очень тяжёлый для ребёнка своей новизной. А ситуация новизны для каждого человека тревожна, что вызывает беспокойство. Это характерно и для взрослых, а тем более для ребёнка, который недавно покинул такие знакомые и родные стены детского сада, где были такие знакомые воспитатели, друзья, все правила поведения.
Попадая в школу, ребёнок начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, прежде всего потому, что в его жизни появляется новый взрослый человек – учитель, которого он ещё не знает, он знакомится сразу с большим количеством детей. Для него все школьные правила - новые, каждое дело для первоклассника – новое, и трудности могут возникать там, где взрослый их и не предполагает, период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он может продолжаться месяц, у других – первую четверть, у третьих – растянется на год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от сформированных позитивных эмоциональных установок по отношению к школе. Первый год обучения определяет всю дальнейшую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых осуществляет чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
ІІ. Родители и дети
Теперь давайте поговорим про то, как вы, родители, можете помочь своему ребёнку преодолеть в этот нелёгкий период в его жизни.
В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:
будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;
придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись без моралей, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;
встречая ребёнка со школы после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел поработать самостоятельно, без вас, целых четыре часа;
терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите, и ни в коем случае не ругайте - ведь пока не за что.
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника это очень важно. Замечания должны быть конкретными и не касаться личности ребёнка. Он не бестолковый, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт к озлоблению, или формированию неуверенности в себе; серьёзно, по-взрослому объясните ребёнку правила поведения в школе. Можно пожаловаться на огорчение, которое он доставляет вам своим плохим поведением, но обязательное правило – делайте это с глазу на глаз, без посторонних, не ставьте ребёнка в неудобное положение ни перед другими взрослыми, ни перед его сверстниками (особое внимание в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребёнок должен знать, что он у вас всегда найдёт поддержку, понимание, должен быть уверен, что вы поможете найти выход с любой тяжёлой ситуации.
И ещё… Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за грязные пелёнки, а вот за грязные тетради - сколько угодно. Хотя и в том, и в другом случае этот период неизбежен. Ребёнку не нужна позиция прокурора, которую часто принимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не будет хорошо!» Помните, пожалуйста, это недопустимо.
Отдельное внимание заслуживает режим дня – это старый и надёжный способ поддержки здоровья первоклассника. Сон не меньше 10 часов в сутки, обязательное полноценное питание, физические упражнения.
Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие детей длительные (около двух часов) прогулки на свежем воздухе. Для успешной адаптации так же очень важно, чтобы атмосфера в семье была спокойной и стабильной. Неправильные методы воспитания, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье и школе – всё это усложняет вхождение ребёнка в новую полосу жизни. Следовательно, как ребёнок будет учиться, станет ли радостным и счастливым в этот период жизни в семьи или раскроет раннее невидимые трудности, многое зависит от вас, уважаемые родители, и помните: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего».
ІІІ. Ребёнок и школа
Вам, родители, конечно же всем хочеться , чтобы ваш ребёнок учился только
на отлично, был старательным во всём, но… Обучение – это очень тяжёлый
труд для малыша. Бывают проблемы, которые можно решить сопокойно,
совместно, мирно. Давайте их рассмотрим.
Боится или не хочет отвечать возле доски.
Ребёнок зажат, боится ошибится, боится насмешек.
Что делать? Хвалить ребёнка за любой маленький успех. Внушать веру в себя, в свои возможности.
Неряшливо пишет в тетради.
Очень часто через неразвитую мелкую моторику руки.
Что делать? Покупаем пластилин, и лепим животных, человечков. Вырезаем ножницами картинки. Раскрашиваем мелкие рисунки.
Пропускает буквы в словах.
Это бывает, когда плохо развит фонетический слух.
Что делать? Вместе раскладывайте слова на буквы. А может он просто «торопыга»? Приучите ребёнка дважды прочитать спокойно написанное.
Быстро всё забывает.
Значит нужно тренировать пам'ять.
Что делать? Можно поиграть в игру на запоминания: «Вспомни, в какой одежде пошёл папа на работу?», «Закрой глаза и опиши, какие предметы лежат у тебя на столе. А в комнате?»
Часто отвлекается, не может сосредоточится.
Это может быть последствием нарушения дня.
Что делать? Не допускать, чтобы ребёнок просижыавл перед компьютером или телевизором полдня. Обязательные прогулки, физические нагрузки, спорт, подвижные игры. Еда и сон своевременно.
Педагог стремится построить учебно-воспитательный процесс, и важно, чтобы он работал не один, чтобы вы тоже принимали участие в нём. Ваша мнение очень важно.
IV. Анкетирование родителей. (Приложение 1)
V. Итог собрания.
А сейчас я хочу предложить вам известную всем сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу принять активное участие в её разборе.
Жили-были дед и баба. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь Колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок.
Первая заповедь. Осознанно подходи к вопросу пополнения семейства.
По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок. Поставили его на подоконник остывать.
Вторая заповедь. Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился Колобок по дорожке и встретил там сначала зайца, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь. Научите детей общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лисица ласковая, хитрая.
Четвёртая заповедь. Научите детей различать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лисица Колобка.
Пятая заповедь. Научите детей самостоятельно, с честью и достоинством, без вреда для здоровья, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы по поводу услышанного.
А сейчас, пожалуйста, подойдите к дереву и решите, долетела ли ваша птичка до дерева – оправдались ли ваши ожидания от нашего общения.
В конце собрания предлагаю на листе бумаге обвести свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне что-то посоветовать, как строить отношения с вашим ребёнком, потому что вы, родители, знаете его больше. Может вы посоветуете какие-то формы роботы, направленные на объединение класса. Свой листок можно подписать, а можно и не подписывать. И ваши руки-помощи помогут нам в дальнейшей работе с нашими детьми.
На этом наша встреча заканчивается. Я прошу вас взять приготовленные для вас небольшие памятки и обращение к родителям первоклассников. (Приложение 2,3).
До окончания начальной школы ребёнок должен хотеть уметь и хотеть учиться. Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаю Вам всего доброго!
Приложение 1
Анкета для родителей первоклассников
ФИО ребёнка.
Состав семьи.
Есть ли старшие братья или сёстры, которые учатся в школе?
С кем из взрослых ребёнок проводит большую часть своего времени?
Посещал ли ребёнок детский сад?
Если да, то с какого возраста?
С желанием ли он туда ходил?
Как ребёнок реагирует на похвалу?
Какие формы поощрения используются дома? Какие из них действуют эффективнее, какие – нет?
Как реагирует на упрёки, замечания?
Какие формы наказания применяются дома?
Какие из них действуют сильнее, какие – слабее?
Есть ли у ребёнка дома постоянные обязанности?
Какие домашние дела выполняет регулярно, а какие – иногда?
Играет ли ребёнок во дворе сам?
Есть ли у ребёнка друзья?
Приходят ли друзья домой?
Как ребёнок вступает в общение со сверстниками?
- инициативно;
- ожидает, когда с ним заговорят;
- избегает общения.
19. Как вступает в общение со взрослыми?
- инициативно;
- ожидает, когда с ним заговорят;
- избегает общения.
20.С желание ли другие дети общаются с вашим ребёнком?
21. Каким играм ребёнок отдаёт предпочтение?
- подвижным или настольным;
- индивидуальным или коллективным.
22. Есть ли у ребёнка идти в школу?
23. Просит ли научится чему-то, что связано со школой?
24. Знает ли буквы?
25. Умеет ли читать?
26. Умеет ли ребёнок считать, в каких пределах?
27. Умеет ли складывать, вычитать в каких пределах?
28. Может ли ребёнок дома
- сам себя развлекать;
- постоянно ищет общества со взрослыми.
29. Что бы вы хотели ещё сообщить о своём ребёнке?
30. ФИО папы.
31. ФИО мамы.
32. Домашний адрес, телефон.
33. Какие пожелания вы хотели бы выразить учителю?
Приложение 2
Памятка родителям первоклассников
Чтобы ребёнок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте маленькие фишечки, занимайтесь мозаикой.
Рисуйте «кривулички», дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Ребёнок научится видеть не только площадь, но и линию. Это разовьёт его воображение.
Раскрашивайте рисунок карандашами. Карандаш хорошо менять на толстый, потом тонкий.
Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку, и учите ребёнка обводить рисунок. Сначала большие (фигурки, цветы), потом поменьше (ягодки, кружки). Потом закрасьте рисунок акварелью, чтобы кисточка оставляла тонкий след. Так рука и глаза научатся работать вместе.
Лепите с пластилина, вяжите, тренируйте пальчики, они очень непослушные.
НЕ заучивайте алфавит на память. Изучайте буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите разницу и схожесть в картинках. Это поможет развить логику.
Нужно пытаться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, который не задаёт вопросов – это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеке, в интересных беседах, противостояниях. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задание взрослого не в том, чтобы отвечать на вопросы, а в том, чтобы побуждать его думать, предлагать, выбирать.
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
Оценивая результат деятельности ребёнка, не переносите их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
Чаще ставьте себя на место своего ребёнка и вспомните себя в его веке.
Приложение 3
Обращение к родителям первоклассников
Вы отдаёте в мои руки сердечка своих детей. Вместе с этим вы возлагаете на меня свои надежды. И все обязательно хотите, чтобы ребёнок с первых дней школьной жизни стал умным, умеющим писать, читать, считать. Но важно помнить, что не каждый ребёнок сможет сразу успешно начать учится, да и это не самая важная ценность, ради которой живёт человек.
Ребёнок – Божья искорка, которая пришла в этот свет, несёт свою великую миссию, имеет свой путь, свои мысли. Поэтому перед нами стоит особое задание – РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА. Это возможно через воспитание ребёнка: любовь к людям, уважение, толерантность, проявление сострадания и умение радоваться за других.
Верьте в безграничность вашего ребёнка и помогите ему поверить в свои силы. Это поможет ребёнку преодолеть трудности!
Путь развития каждого ребёнка индивидуальный.
Кто-то начинает раньше других ходить, но долго не говорит; кто-то наооборот, не умеет улыбаться, зато потом говорит целыми фразами и хорошо запоминает буквы. Поэтому до школьного возраста дети имеют разный багаж опыта, знаний, умений, навыков, привычек. Безусловно, со временем каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но к моменту поступления в школу важно, чтобы ребёнок имел способность к учёбе. Именно от готовности зависит адаптация малыша к школьной жизни, овладение им учебной деятельностью, формирование личности.
Часто вы считаете основным показателем готовности к школе знакомство ребёнка с буквами, умение читать, считать, знание стихов и песен. Однако не только это влияет на успешность обучения.
Важным этапом подготовки ребёнка к школе является развитие мелкой моторики кисти руки. Дети, у которых рука не готова к письму, быстро устают, теряют желание писать и вообще учится.
Большое значение в подготовке ребёнка к учёбе играет его здоровье. Делайте всё от вас возможное, чтобы ребёнок был здоров, сыт. Проводите процедуры закаливания.
Школа и семья. Это длинная цепочка, которая готова преодолеть все трудности. Без вашей помощи я не в силах буду донести до сердец и ума всё то, что вы хотите видеть в своих детях. Давайте будем толерантными, взаимовежливыми, доброжелательными, терпеливыми, неравнодушными к своим детям.
Пролетит четыре года и тогда можно будет с гордостью сказать про результат нашего с вами труда, про все победы, достижения, знания и умения, которые приобрели наши дети.
Не забывайте:
Школа – Мастерская Человечности;
Школа – Мастерская Гуманности;
Школа – Сообщество Учителя и Ученика;
Школа – Храм!
С уважением ваш учитель