СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Компьютер и здоровье ребенка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Компьютер и здоровье ребенка"»

Слайд 1

Управление образования администрации Калининского муниципального района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области»





Конкурс методических разработок «Здоровьесбережение»











Родительское собрание

по вопросам формирования навыков

здорового и безопасного образа жизни


Тема: "Компьютер и здоровье ребенка"













Автор: Петрова Оксана Николаевна,

педагог дополнительного образования













г. Калининск, 2022 г

Слайд 2

Цель:

- просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»,

- дать рекомендации по использованию элементов здоровьесберегающих технологий при работе детей за компьютером в домашних условиях.

Подготовительные мероприятия:

- анкетирование учащихся по теме собрания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).


Вопросы для обсуждения:

  1. Поощрение или протест родителей к пожеланиям ребенка пользоваться компьютером;

  2. Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?


Ход родительского собрания

Слайд 3


Вводное слово педагога

В последние годы значительно увеличилось количество людей, проводящих весь рабочий день за компьютером. Персональный компьютер стал нашим спутником и дома. Без компьютера не обходятся и наши дети, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях.

Слайд 4

Уже с раннего возраста у детей, при непосредственном участии родителей, формируется привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром. Но рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска:

А) Проблемы зрения;

Б) Проблемы, связанные с мышцами и суставами;

В) Проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

Г) Стресс, депрессия и другие нервные расстройства, вызванные влиянием компьютера на психику.

Д) Компьютерная зависимость.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Слайд 5


I. Мотивация к деятельности. Тренинг


Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

Вопросы:

  • Место компьютера в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера детьми.

  • Как часто повторяется вопрос: «Ты опять весь день просидел за компьютером»? Необходим ли в доме компьютер?


II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций

Слайд 6-7


А) Проблемы зрения

Это первый и самый главный фактор причин возникновения у ребенка головных болей, головокружения и зрительного переутомления, снижение остроты зрения.

Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором.

Однако заметим, что компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, чрезмерное увлечение телевизором, другими гаджетами (телефон, планшет и т.д.) и чтение в темноте.

С началом «эры компьютеризации» было отмечено специфическое зрительное утомление у детей и взрослых, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром».

«Компьютерный зрительный синдром» обусловлен следующими особенностями работы за компьютером и погрешностями в этой работе:

- свечением и мерцанием монитора;

- постоянным переводом глаз с монитора на клавиатуру;

- использованием устаревшей техники.

Основные симптомы данного расстройства:

- быстрая утомляемость глаз;

- сухость, покраснение, резь в глазах;

- головная боль;

-болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч;

- слезоотделение;

-подёргивание век.

Детские психологи утверждают, что для любого человека и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведённое за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза, причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведённого за компьютером. Например, если ребёнку 6 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 12-18 минут с перерывом на один час, а также не играть перед сном.

При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

  1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.

  2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

  3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.

  4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

(родителям раздаются памятки «Комплекс упражнений для снижения утомления глаз» ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд 8-9


Б) Проблемы, связанные с мышцами и суставами

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Работа человека, сидящего за компьютером, - одна из самых напряженных и утомительных. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.

  1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

  2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

  3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника

Как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте детям перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

(родителям раздаются памятки «Комплекс упражнений для снижения утомления мышц и суставов» ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Слайд 10


В) Проблемы, связанные с электромагнитным излучением

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

По возможности необходимо минимизировать пагубное влияние электромагнитного излучения:

1. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.

2. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать "спящий режим" для монитора.

3. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.

Слайд 11-12

4. По возможности сократите время работы за компьютером и почаще прерывайте работу.


Г) Стресс, депрессия и другие нервные расстройства, вызванные влиянием компьютера на психику человека


Следующий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.



Д) Компьютерная зависимость


Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция).

Первые признаки развития зависимости у ребенка:

- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

- Прогулял школу – сидел за компьютером.

- Приходит домой, и сразу к компьютеру.

- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.

- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.

- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.

Слайд 13-14

- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

Как противостоять?

Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына (дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ - программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.

Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь».

Слайд 15

Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.


IV. Рекомендации родителям. Ознакомить ребенка с правилами работы за компьютером (можно распечатать список и повесить на стену около компьютерного стола, ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Золотые правила при работе за компьютером

Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

Правило второе: когда работаешь, сиди расслабленно, но следи за осанкой.

Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе. В среднем, раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, делать 1—2 упражнения.

Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.

Правило пятое: закончил занятие — сделай разминку.

Слайд 16

Правило шестое: при работе на компьютере необходимо постоянно заботиться о зрении.


V. Подведение итогов и рефлексия


Экспресс анкетирование родителей:

  1. Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?

  2. В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?

  3. Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?

  4. Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?

  5. Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера?

Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2-№5, но при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои отношения с ребёнком, т.к. компьютер для него более верный и надёжный “товарищ”. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

(после анкетирования, родители сравнивают свои ответы и ответы своих детей, делают соответствующие выводы)

Слайд 17



Список литературы и источников


  1. Адаменко, М. В. Компьютер для современных детей: настольная книга активного школьника и дошкольника / М. В. Адаменко, Н. И. Адаменко.– Москва: ДМК-Пресс, 2016. – 438 с.

  2. Куроуз, Дж. Ф. Компьютерные сети. Нисходящий подход / Джеймс Куроуз, Кит Росс. - 6-е изд. – Москва: Э, 2016. - 907, [1] с.: ил

  3. Бондаренко, С. А. Компьютер и ноутбук для детей / [С. А. Бондаренко]. – Москва: Эксмо, 2016. - 79 с.

  4. Онлайн-заявка | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

  5. Все уроки — Урок Цифры (xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai)

  6. Учительский портал - международное сообщество учителей (uchportal.ru)

  7. Библиотека материалов для учителей от ООО «Инфоурок» (infourok.ru)

Приложение 1


Экспресс анкетирование учащихся:



  1. Сколько времени вы проводите за компьютером?


________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. В какие игры вы играет? Название, правила этих игр?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие сайты, и с какой целью вы посещает?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Помогают ли вам ваши родители использовать компьютер как средство образования и получения информации?

______________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Часто ли вы «призываете» родителей на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера? Что они отвечают?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Приложение 2


«Комплекс упражнений для снижения утомления глаз»


Специальные упражнения для глаз не только тренируют мышцы, управляющие их движением, они активизируют кровообращение в данной области и снижают умственное утомление.


1. «День – ночь» Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5–6 раз с интервалом 30 секунд.

2. «Пол, потолок» Посмотрите вверх, вниз,

3. «Тик – так» Посмотрите вправо, влево и в обратном направлении.

2–е и 3–е упражнения можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Упражнения выполняются сидя. Количество повторений каждого из них 3 – 4 раза.

4. Сидя за столом, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть их на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствуя расслаблению мышц глаз.



Приложение 3

«Комплекс упражнений для снижения утомления мышц и суставов»

Упражнения для рук и кистей:

1) Опустите руки вдоль туловища и немного потрясите расслабленными кистями. Так кровь будет приливать к кончикам пальцев и позволит рукам больше расслабиться.

2) Потом поставьте локти на стол, а руки поднимите вверх и сделайте несколько круговых движений в разные стороны расслабленными кистями рук.

3) Постарайтесь, как можно более сопротивляясь, сжать пальцы в кулак и так же с силой их разожмите. Сначала сжимайте все пальцы вместе, а затем поочерёдно соберите в кулак. После этого снова расслабьте руки, опустив их вдоль туловища и немного встряхнув кистями.

4) Сделайте из пальцев "замок" и повращайте кистями вправо и влево и, не расцепляя рук, повторите эти движения большими пальцами - один вращается вокруг другого. В том же положении сделайте волновые движения руками.

5) Сложите ладони и пальцы вместе и с силой надавите одной рукой на другую.

Упражнения для снятия общего напряжения:

1. Стойка ноги врозь, руки, согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево "удар" правой рукой вперед. 2 – и.п. 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Дыхание не задерживать.

2. О.с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и.п. Повторить 4–6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

1. О.с. 1 – руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 – локти вперед. 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо. 2 – и.п. 3 – голову наклонить влево. 4 – и.п. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

Упражнения для снятия утомления туловища и ног:

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4–6 – то же в другую сторону. 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3–4 – и.п. 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

3. Упражнение «Крылышки». Основная нагрузка – на мышцы плечевого пояса; предназначено для нормализации работы позвоночника спинного мозга.

Руки на пояснице сзади. Кулаки неплотные. Отводить локти назад и вперёд попарно и поочерёдно.

4. Упражнение «Кочерга». Ногу поднимать перед собой носком вовнутрь. Выполняется сидя ногами поочерёдно и попарно.

Приложение 4


Инструкция по правильной посадке за компьютером:


  1. Сядьте прямо.

  2. Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору (нельзя сидеть вполоборота).

  3. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.

  4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

  5. Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.

  6. Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.

  7. Линия плеча должна располагаться прямо над линией бедер.

  8. Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

  9. У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.

  10. Руки выпрямите более чем на половину (угол в локте должен быть больше 90 градусов)

  11. Локти согнуты и находятся примерно в 3 сантиметрах от корпуса.

  12. Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.

  13. Голову держите прямо, по желанию – с небольшим наклоном вперёд.

(инструкция раздаётся родителям)
















Золотые правила при работе за компьютером






  • Правило первое: перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

  • Правило второе: когда работаешь, сиди расслабленно, но следи за осанкой.

  • Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе. В среднем, раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, делать 1—2 упражнения.

  • Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.

  • Правило пятое: закончил занятие — сделай разминку.

  • Правило шестое: при работе на компьютере необходимо постоянно заботиться о зрении.






























Приложение 5


Тест выполняется анонимно, для себя!


Экспресс анкетирование родителей:


  1. Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?

______________________________________________________________________________________________________________________________


  1. В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?

____________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2-№5, но при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои отношения с ребёнком, т.к. компьютер для него более верный и надёжный “товарищ”.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!