Родительское собрание
Тема: «Конфликт поколений, толерантные взаимоотношения»
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»
Пифагор
«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства»
(Декларация прав ребёнка)
Форма: обучающий семинар
Цели:
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье
помочь в осознанном выстраивании отношений с окружающим миром;
повысить педагогическую культуру родителей.
План
Введение в тему собрания
Информационная страничка о конфликтах
Результаты анкетирования учащихся
Толерантность – часть нравственной культуры человека
Памятка для разрешения конфликтов
Организационные вопросы(успеваемость, Новый год)
Ход собрания
Введение в тему собрания.
Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Стержень ломается, ржавеет, и любимые люди становятся злейшими врагами. А нужно учиться уступать друг другу, учиться прощать. Ведь мы же люди, мы умеем говорить, значит нужно говорить вслух; часто из-за недомолвок возникает недопонимание.
- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Давайте попробуем разобраться, что такое конфликт? «Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона».
Ульям Линкольн.
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов».
Сенека.
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Назовём основные причины возникновения конфликтов.
Подростки в конфликте:
кризис переходного возраста;
стремление к самостоятельности и самоопределению;
требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
борьба за собственную власть и авторитетность;
отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
не подтверждение родительских ожиданий.
Результаты теста «Конфликтный ли вы человек?», составителями которого являются Потёмкина О.Ф., Потёмкина Е. В. проведённого среди учащихся нашего класса показали следующие результаты:
-человек (от 22 до 32 очков)
Тактичные и миролюбивые дети, ловко уходящие от споров и конфликтов, избегающие критических ситуаций. Их считают гибкими, способными легко адаптироваться к ситуации.
-человек (от 10 до 20 очков)
Многие считают таких подростков конфликтным. Но на самом деле конфликтуют они, лишь если нет иного выхода. Они твёрдо отстаивают своё мнение, не думая о том, как это отразится на ваших взаимоотношениях. При этом не выходят за рамки корректности, не переходят к оскорблениям.
-человек (менее 10 очков)
Споры и конфликты – это воздух, без которых подросток не может жить. Он любит критиковать других, но, если слышит замечания в свой адрес, готов «съесть живьём». Его критика – ради критики. Очень трудно приходится тем, кто рядом с таким подростком.
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
“Что же тут страшного?” — спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.
Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.
Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведёт себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон.
Какую бы стратегию решения конфликта вы не выбрали, в любом случае необходимо проявить толерантность. Толерантность–– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Родители часто произносят фразу «Я в твоё время уже…» или «Мы были другими…» Современные подростки живут в другом, отличном от вашего времени обществе, в других условиях. Было бы странным если бы они были точно такими же как и их родители. Стоит проявить терпимость в отношении своих детей. Другие – не значит плохие. Может быть наоборот, стоит чему-то поучиться у своих детей, тем самым проявляя не только терпимость, но и уважение к личности ребёнка. Всё это обязательно поможет в разрешении конфликтных ситуаций.
Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Я провела анкетирование.
- Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?
- Способен ли ты уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?
- Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?
- Оцени по пятибалльной шкале свою способность понимать и принимать окружающих людей.
- Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь?
- Ты конфликтный человек?
Китайская притча «Ладная семья» «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:- И все?- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.»
Люди, давайте будем добрее! Давайте прямо сегодня начнём воспитывать в наших детях сочувствие и терпимость к окружающим. То, какими вырастут наши дети – зависит только от нас. Поверьте мне, никакая школа не воспитает Вашего ребёнка за Вас! Говорите с Вашими детьми чаще: о жизни, о книгах, о фильмах, о поступках людей, о том, что волнует Вас и Ваших детей… Растите личность, а не потребителя благ, думающего только о себе. Прививайте детям любовь. Да, это нелегко. Придётся потратить своё драгоценное время, пожертвовав какими-то своими интересами. Но если не Вы, то кто?
Любовь – это отнюдь не дорогие подарки. Любовь – это соучастие, участие в жизни Вашего ребёнка. В любви, в настоящей понимающей любви, ребёнок не может вырасти жестоким.
Не ленитесь любить своих детей. Иначе наше общество с каждым годом будет становиться всё страшнее, а истории, когда подростки избивают своих одноклассников, учителей и стариков, и даже убивают своих родителей или нанимают для этого киллеров – будут происходить всё чаще…
- Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций.
Решение родительского собрания
Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения
Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни
Памятка для разрешения конфликтов
Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Анкетирование.
Понимают ли тебя окружающие так, как тебе бы этого хотелось?
Способен ли ты уважать человеческое достоинство даже тех людей, которых не понимаешь?
Являются ли твои родители для тебя образцом понимания окружающих людей?
Оцени по пятибалльной шкале свою способность понимать и принимать окружающих людей.
Можешь ли ты нормально общаться с теми сверстниками, которых недолюбливаешь?
Ты конфликтный человек?