СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание"Кризисы взросления младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительский лекторий по теме: " Кризис подростового возраста. Приемы общения с ребенком в кризисный период".

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание"Кризисы взросления младшего школьника"»

Родительское собрание в 4 классе

Тема: «Кризисы взросления младшего школьника»


Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.

Задачи собрания:

  • учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;

  • развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Подготовительная работа к собранию: предварительное тестирование учащихся.


Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители. Начнем наше собрание с « воображалки». Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.

Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность, и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

Тема нашего собрания «Кризисы взросления младшего школьника» Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

Проблема детской трудности помолодела, и говорить о ней нужно уже в начальной школе.

Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка выделяют шесть:

1.Кризис 1 года.

2.Кризис 3 лет («Я сам»).

3.Кризис 6-7 лет.

4.Кризис 11-12 лет.

5.Кризис 14-15 лет.

6.Кризис 17-18 лет.

Все эти кризисы характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии.

Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще большему сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый уйдет в себя, замкнется.

Чем же характеризуется этот 4 кризис?

Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых, то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Начало подросткового периода характеризуется большой тревожностью детей.

Существуют мотивы детской неуправляемости. Какие же они?


Мотивы детской неуправляемости

  1. Мотив первый - борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.

Основа родительской помощи не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.

  1. Неверие в свой успех.

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

  1. Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

    1. неверие в его способности и возможности;

    2. сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

    3. за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;

    4. за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;

    5. за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

    6. за родительскую ложь.

  1. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей.

Борьба за самоутверждение - одна из самых потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей».

«Умные» — дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники и хорошисты. Высоко котируются теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция.

«Сильные, смелые, волевые» — ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Авторитет спортсменов всегда очень высок. Они представляют и защищают честь коллектива.

«Активисты» — ученики, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой.

«Талантливые» — дети, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – активные участники художественной самодеятельности, члены кружков, танцевальных групп. Их уважают в коллективе.

«Надежный друг, верный товарищ» — сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить. Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они доброжелательны, дисциплинированны, уступчивы и пользуются симпатиями сверстников.

В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.

Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрел бы душевное равновесие. Это может быть какая-то секция, кружок, студия, дворовая компания.

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.



При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей. Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками.

Анализ теста

Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.

1) Если ты совершил плохой поступок, то:

А. Ты сразу расскажешь об этом родителям – 9/38%;

Б. Ты расскажешь об этом, но дождешься удобной минуты – 11/43%;

В. Ты вообще об этом не расскажешь – 19%.

2) За плохую отметку тебя:

А. Отругают – 13/48%;

Б. Посочувствуют – 4/38%;

В. Накажут – 3/14%.

3) Если тебя родители ругают, то ты будешь:

А. Молчать – 14/66%;

Б. Доказывать свою правоту, даже если ты не прав – 10%;

В. Оправдываться – 6/24%.

4) Если тебя накажут несправедливо, ты:

А. Согласишься с этим – 4/24%;

Б. Промолчишь – 5/19%;

В. Будешь доказывать свою правоту – 11/57%.

5) Вы себя лучше чувствуете:

А. Дома – 8/40%;

Б. В школе – 0%;

В. Среди друзей – 12/60%.


6) Если у тебя плохо на душе, ты обратишься к:

А. Родителям – 15/86%;

Б. Друзьям – 4/14%;

В. Посторонним людям – 0%.


Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

  • все более возрастает ценность общения со сверстниками;

  • ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;

  • он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;

  • развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном

Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.

  • Доверяйте ребенку.

  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!”.

  • Помогите ему найти дело по душе.

Всё происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно. Главное для родителей– это понять и принять изменения, происходящие в ребенке, поддержать его как личность самостоятельную и индивидуальную.

Один великий мудрец сказал: «Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего малыша, загляните в его светлые родные глаза и вспомните о птице, о которой мы говорили в самом начале. Какая ответственность за судьбу этой птички – малыша лежит на нас.

 Надеюсь, мои советы помогут вам разобраться в психологии детей данного возраста. Мы совместно «перерастём»  кризисный  период. Это поможет детям преодолеть трудности в обучении.



Решение родительского собрания:

1. Учитывать в общении с детьми трудности «переходного возраста»

2. Внимательно относиться к школьным проблемам детей, решать их по мере возникновения.

3. Помогать преодолевать тревожность,

4. Быть образцом поведения для собственных детей.













Приложение

Раздать родителям


Мотивы детской неуправляемости


  1. Мотив первый - борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребенку.

Основа родительской помощи не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.

  1. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребенок стремящийся к самостоятельности не всегда можно её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей.

  1. Неверие в свой успех.

  2. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

  3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребенок мстит за:

    • неверие в его способности и возможности;

    • сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

    • за унижение друг друга в кругу семьи, за потерю одного из родителя в результате развода;

    • за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;

    • за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;

    • за родительскую ложь.

Борьба за самоутверждение.

Одна из самых потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих « ролей».

«Умные» — дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники и хорошисты. Высоко котируются теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция.

«Сильные, смелые, волевые» — ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Авторитет спортсменов всегда очень высок. Они представляют и защищают честь коллектива.

«Активисты» — ученики, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой.

«Талантливые» — дети, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – активные участники художественной самодеятельности, члены кружков, танцевальных групп. Их уважают в коллективе.

«Надежный друг, верный товарищ» — сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить. Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они доброжелательны, дисциплинированны, уступчивы и пользуются симпатиями сверстников.

В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.

Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрел бы душевное равновесие. Это может быть какая-то секция, кружок, студия, дворовая компания.