Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
3. Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитании и обучении детей.
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.
Ход собрания.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби. Вступительное слово классного руководителя.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребята встретились с новой системой обучения, классным руководителем, учителями, преподающими разные предметы.
Естественно, что этот период требует социальной адаптации учащихся к новым условиям.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, другие переживают изменения в школьной жизни, и период адаптации у них затягивается.
В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. В результате – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда ухудшается сон и аппетит.
Все переживания и изменения этого возраста естественны, и они помогают ученику взрослеть. Задача учителей и родителей быть в этот период жизни особенно внимательнее и добрее к ребятам.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Встает вопрос — Что такое адаптация?
Адапта́ция ( adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Выделяют три уровня адаптации:
психофизиологическая адаптация,
психологическая адаптация,
социальная адаптация.
Психофизиологическая адаптация -это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.
Социальная адаптация, приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
Для успешной адаптации ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам. Обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня. Основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Анкетирование родителей
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Я хочу Вас познакомить с маленьким фрагментом наследия Януша Корчака.
Прислушайтесь к его "заповедям"! Ведь детство ваших детей - это фундамент их будущей жизни.
«Десять заповедей для родителей».
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Рекомендации родителям.
Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Создайте условия для общения ребенка с одноклассниками после уроков.
Обязательно введите в рацион детей витаминные препараты, фрукты и овощи. Следите за правильным питанием ребенка.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.
ПАМЯТКА
Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Создайте условия для общения ребенка с одноклассниками после уроков.
Обязательно введите в рацион детей витаминные препараты, фрукты и овощи. Следите за правильным питанием ребенка.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.
ПАМЯТКА
Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Создайте условия для общения ребенка с одноклассниками после уроков.
Обязательно введите в рацион детей витаминные препараты, фрукты и овощи. Следите за правильным питанием ребенка.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме.
Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.