Большинство детей испытывает адаптационный стресс при поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Собственно в это время дошкольники находятся в стрессовом состоянии, которое вызвано прощанием с родителями, непривычными условиями, вынужденным общением с незнакомыми взрослыми и немалым числом детей.
Являясь первой ступенью образования, дошкольное учреждение осуществляет множество функций. Среди стоящих перед детским садом задач, ключевой прибывает всестороннее развитие личности ребенка.
На определенных программой обучения и воспитания в детском саду занятиях ребенок приобретает особые сведения, расширяется необходимая для всестороннего развития ребенка система знаний, умений, навыков. Дети помимо специальных, учебных умений в детском саду, приобретают стержневой опыт жизни в коллективе сверстников. В ДОУ, таким образом, в процессе всего этапа дошкольного детства совершается планомерное, целеустремленное, педагогически аргументированное всестороннее развитие ребенка.
Особенности адаптации детей 3-го года жизни к условиям ДОУ.
Для ребенка серьезной психической травмой могут стать встреча с новыми взрослыми, отрыв от дома и близких, общение с незнакомыми себе подобными. Ребенок может воспринять это как лишение родительской любви, внимания и защиты, отчуждение. Чрезвычайно значимо, чтобы переход этот был плавным, мягким, менее травматичным.
Адаптация является функциональным процессом, приводящим к определенным результатам: позитивным (адаптированность) или негативным (стресс). От правильности совместного (педагоги и родители) подхода в этом периоде зависит успешное завершение данного процесса.
Наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, и если мы будем работать сообща во благо наших детей – то результат будет положительным.
С приходом в ДОУ у ребенка начинается новый этап в жизни.
Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц, следует провести должную подготовку.
Постепенный переход ребенка в сад, как показывают исследования, уменьшает риск потенциальных инфекций, облегчает адаптацию к новым условиям. Воспитатели, учитывая персональные особенности ребенка, смогут довольно быстро найти индивидуальный подход к воспитаннику.
Для ребенка детский садик, бесспорно, является новым, еще незнакомым пространством, с новым обществом и новыми взаимоотношениями. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Она состоит из обширного спектра субъективных реакций, характер которых зависит от сложившихся семейных отношений, от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок, таким образом, привыкает по-своему. При всем этом, существуют некоторые закономерности, про которые важно рассказывать родителям.
Во-первых, до 2-3 лет ребенок не чувствует потребности общения со сверстниками, она пока не выработалась. В таком возрасте старший представляет для ребенка партнера по игре, эталон для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в благожелательном внимании и сотрудничестве. Поскольку сверстники сами нуждаются в том же, то дать этого не могут.
Вследствие этого обычный ребенок не может быстро адаптироваться к саду, так как весьма привязан к матери, и ее уход вызывает неистовый протест ребенка, в особенности, если он чувствительный и эмоционально восприимчивый.
Дети 2-3 лет переживают страхи перед новыми ситуациями общения и незнакомыми людьми, что как раз в яслях и проявляется в полной мере. Одним из факторов затрудненной адаптации к яслям ребенка являются эти страхи. В яслях боязнь новых людей и ситуаций зачастую приводит к тому, что ребенок делается более обидчивым, возбудимым, ранимым, плаксивым, он более болезненный, потому что защитные силы организма истощает стресс.
Наиболее чувствительны в плане адаптации мальчики 3-5 лет, чем девочки, в связи с тем, что в этот период они преимущественно привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Существенной особенностью данного периода является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в данном возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
Если в течение 1 года и более не произошла адаптация к яслям или детскому саду, то это повод задуматься родителям, что с ребенком не все нормально и необходимо направиться к специалисту. Нормальный срок адаптации по наблюдениям психологов в среднем составляет: в яслях – 7-10 дней, в детском саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Каждый ребенок, несомненно, неодинаково реагирует на новую ситуацию, тем не менее, есть и похожие черты.
Единственные в семье дети зачастую нелегко обвыкают в детскому саду или яслях, особенно чересчур опекаемые, находящиеся в сильной зависимости от матери, избалованные необыкновенным вниманием, нерешительные и неуверенные в себе.
Ссоры и плохие отношения в семье, некоммуникабельность родителей являются усложняющим обстоятельством адаптации. Осложняет взаимоотношения детей со сверстниками невольное усваивание отрицательных черт поведения родителей. Они много беспокоятся, тревожатся, волнуются и ведут себя нерешительно, считают, что могут быть не принятыми в группе.
Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко.
Впервые попав в детский сад, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их.
Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь).
Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.
Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, малоинициативны, нелюбознательны.
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения должно проводиться целенаправленное формирование у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитие деятельности с предметами.
Прежде всего, необходимо установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые.
Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение, с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность и внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Необходимо учить ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Даже, если малыш уже ходит в детский сад и процесс адаптации протекает у него сложно, это не значит, что родители – должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт. Задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания.
Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию.
Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то и необходимо помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Нельзя забывать поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно необходимо снижать активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем надо поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
С поступлением ребенка 3-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длиться в среднем один месяц.
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни ребенка трех лет в дошкольном учреждении и в семье, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
В семье нужно готовить ребенка к поступлению в детский сад для того, чтобы он мог по возможности безболезненно и быстро адаптироваться к обстоятельствам общественного воспитания.
Некоторые родители стараются строго воспитывать детей, но у них зачастую не достаточно для этого знаний и опыта. Во многих семьях чересчур пекутся о детях, полагая, что ребенок в возрасте 2-3 лет ничего самостоятельно делать не способен. Старшие опережают каждое действие ребенка, всякое стремление к самостоятельности, угождают в любой прихоти. В прочих семьях существует мнение, что необходим только уход за ребенком, и воспитывать его еще просто рано. Бывают такие родители, которые относятся как к маленьким взрослым к детям раннего возраста, предъявляя к ним часто непосильные и немалые требования. В конце концов, попадаются и такие родители, которые полагают, что первостепенная роль в воспитании относится к яслям, саду, а они только могут определять, качественно или неудовлетворительно работают воспитатели.
Во многом зависит благополучная адаптация ребенка к условиям детского сада от взаимных установок детского сада и семьи. Если обе стороны понимают важность целенаправленного действия на ребенка и доверяют друг другу, они сформировываются наиболее оптимально. Немаловажно, чтобы родители были убеждены в положительном взаимоотношении педагога с ребенком; ощущали осведомленность педагога в задачах воспитания; но основное – ценили его человеческие качества (внимательность, чуткость к людям, сердечность).
Педагогическим учреждением, которое дает возможность получить квалифицированные советы по приготовлению ребенка к условиям социального воспитания родителям является детский сад. Но зачастую с педагогическим составом детского сада родители знакомятся лишь только тогда, когда в первый раз приводят своего ребенка в группу. Подготовительный этап для ребенка в семье иногда заканчивается обещаниями: «Тебе там будет хорошо!». Не всегда в соответствующей мере родители понимают, что, поступая в детский сад, ребенок оказывается в иных условиях, значительно разнящихся с семейными.
Родители для ребенка в семье прибывают неизменными воспитателями. Воспитатели же в детском саду сменяют один другого, по характеру могут быть неодинаковы, требования их могут не совпадать, отличаются по тону общения.
Если ребенок дома совершает нежелательные поступки, капризничает, одни родители наказывают, другие – все прощают, третьи – внимательно разберут основания такого поведения. При этом любой из родителей при проявлении ребенком новых достижений, умений и навыков с большой радостью забудут все недавние капризы и проказы малыша.
В ДОУ в ситуации воспитания детей раннего возраста субъективный подход к ребенку определяется, с одной стороны знанием его психических и физических особенностей, и с учетом его экспансивного расположения в определенное время, состояния здоровья. Воспитатель с другой стороны требовательно скоординирует свои поступки с задачами воспитательной программы и развития малыша. В том числе значительная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду – это неодинаковый характер реагирования на поступки ребенка.
Часто ребенок раннего возраста, особенно если ему в этом не помогают взрослые, не может быстро и безболезненно прижиться в новой обстановке.
Ведь, обычно, в группе 20 и более человек, а он привык находиться в окружении не более 5-6 чел. в семье. В связи с этим, обязательным условием успешной адаптации ребенка является неделимость требований, приемов и методов влияния, координирование тактики введения ребенка в систему коллективного воспитания. Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Малышу необходимо обеспечить в любое время года пребывание на свежем воздухе, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Воздушные ванны и водные процедуры являются важным средством закаливания, но выполнять их нужно в соответствии с существующими правилами.
Также надлежит уделять внимание одежде ребенка. Вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, если его чрезмерно кутать, а это ведет к остужению организма и простудным заболеваниям. Может стать причиной заболевания также чрезмерно легкая одежда.
Одним из очень важных для процесса привыкания факторов, является режим дня ребенка в семье. Они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада, если в семье дети едят, гуляют, спят в разное время. Негативно влияет на самочувствие ребенка различие домашнего режима с режимом детского учреждения, малыш становится апатичным, капризным, равнодушным к происходящему.
В адаптационный период для самочувствия ребенка немалое значение имеет то, в какой мере выработаны у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), а самое главное, не во всех семьях уделяется должное внимание вырабатыванию указанных навыков и привычек. Зачастую дети двух и трехлетнего возраста, приходя в детский сад, не просятся на горшок, не умеют самостоятельно есть, не умеют одеваться и раздеваться.
Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, таким образом, является базой благополучной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Для успешного достижения цели рекомендовано ознакомиться с советами родителям по подготовке к ДОУ.