СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: «формирование бесконфликтных взаимоотношений с детьми старшего школьного возраста»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение , почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.

Цель:

- познакомиться с особенностями старшего школьного возраста

- научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений с ребенком

- показать родителям необходимость уважения и соблюдения психологических границ ребенка и других членов семьи.

Форма проведения: семинар-тренинг.

Целевая аудитория: родители учащихся 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: «формирование бесконфликтных взаимоотношений с детьми старшего школьного возраста»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Азова












РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НА ТЕМУ:


«ФОРМИРОВАНИЕ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»




Составитель: Курлова Марина Евгеньевна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ №3 г. Азова









г. Азов

2015 г.

Пояснительная записка


Введение

Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение , почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.

Цель:

- познакомиться с особенностями старшего школьного возраста

- научиться понимать внутренние мотивы ребенка, помочь в построении нормальных отношений с ребенком

- показать родителям необходимость уважения и соблюдения психологических границ ребенка и других членов семьи.

Форма проведения: семинар-тренинг.

Целевая аудитория: родители учащихся 9-11 классов


Теоретическая часть

Психологические особенности старшего школьного возраста

Старший школьный возраст или ранняя юность охватывает возрастной период с 15 до 17 лет. Именно на него приходится окончание полового созревания человека, интенсивные умственные нагрузки и выбор дальнейшего жизненного пути.

  Человек в 15-17 лет – это уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Юноши и девушки, достигшие этого возраста, переживают сложный период своего развития, на который существенное влияние оказывают возрастные особенности старшего школьного возраста. Вчерашние неуклюжие и угловатые подростки постепенно превращаются во взрослых по внешним признакам людей. Физиологические и гормональные изменения организма влекут за собой переоценку таких понятий как любовь и дружба. Общие интересы уже не являются основой товарищества между старшеклассниками, им на смену приходят общие убеждения и взгляды на жизнь. На первый план в общении выходят верность, готовность прийти на помощь другу, возможность поделиться с ним самым сокровенным. Дружба между девушкой и парнем нередко перерастает во взаимные чувства. Первая любовь часто связана с переживаниями, и неудачное её завершение может породить кучу комплексов.

В старшем школьном возрасте большинство девушек и юношей начинают более осознанно относиться к учёбе. Старшеклассников в этот возрастной период можно условно разделить на 2 основные группы: те, кто начинает интенсивно изучать один или несколько предметов, которые им в дальнейшем понадобятся для поступления в вуз и те, кто учится равномерно, не показывая своего предпочтения перед какой-либо одной наукой. Такое разное отношение к учебному процессу можно объяснить мотивацией школьников старших классов. Если ученик уже точно знает, куда будет поступать после школы и какую профессию выберет, он всё своё свободное время тратит на изучение наук, которые ему понадобятся в будущем. Такие старшеклассники дополнительно занимаются с репетиторами, посещают лекции, записываются на специализированные курсы. Если же ученик старших классов всё ещё находится в раздумье по поводу выбора своего дальнейшего пути, он не стремится углублённо изучать какой-либо предмет и распределяет свои интересы равномерно.

  Если учащийся средних классов может позволить себе помечтать и представить себя представителем любой профессии, тогда старшеклассник уже чётко осознаёт свои способности и наклонности, отдаёт себе отчёт по поводу состояния своего здоровья, а также учитывает материальное положение родителей, ведь достойное образование можно получить сегодня только за хорошие деньги. Эти объективные факторы он берёт во внимание при выборе своей будущей специальности. Часто на профессиональную ориентацию школьника огромное влияние имеют его родители, которые берут на себя ответственность за выбор его будущей профессии. Игнорирование взрослыми профессиональных интересов сына или дочери нередко приводит к непониманию между поколениями.

Перечисляя психологические особенности старшего школьного возраста, нельзя не упомянуть о становлении собственного мировоззрения юношей и девушек, на которое значительное действие оказывает как учебная деятельность, так и окружающее общество. На формирование их личности влияют исторические деятели, герои прочитанных книг. У учеников старших классов уже сложилось теоретическое и логическое мышление, сформирована самостоятельность, приближается период социальной зрелости. Но старшеклассник всё ещё стремится отвечать ожиданиям своих друзей, поэтому всячески старается следить за своим внешним видом и поведением. Для него очень важно то, что думают о нём окружающие. Любое несоответствие надеждам товарищей, родителей и учителей способно вызвать у старшеклассника неуверенность в собственных силах и даже депрессию. Особенности старших школьников очень явно проявляются в их эмоциональной сфере. Им свойственна излишняя чувствительность и ранимость, повышенные требования к своему внешнему виду. 



Поговорим о правилах…

Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают ребенку чувство безопасности, уверенности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то скорее всего дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения». Поэтому сегодня мы рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила (вывешиваются поочередно на доске).

1. Правила должны быть обязательно в жизни каждого человека.

2. Взрослые должны согласовать правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

3. При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

4. Дайте свободу.

Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

5. Никаких нотаций.

Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

6. Уступает тот, кто умнее.

Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

7. Не надо обижать.

Прекращая ссору, не стремитесь сделать больно ребенку с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

При составлении или изменении правил в вашей семье следует помнить о таких моментах:

  1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

  2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту).

  3. Ограничение должно быть выполнимым.


Практическая часть.

Беседа: Вспомним своих родителей

Ваш подросток стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен, стараетесь изменить подходы в общении с ним. Ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя. Вы можете даже не догадываться, что усвоили представления о родительской роли задолго до того, как обзавелись детьми. Разумеется, вы усвоили это представление, наблюдая за поведением собственных родителей (или других людей, заботившихся о вас) и оценивая их отношение к вам и друг к другу.
Упражнение1
Вспомните поведение ваших родителей, когда вы были подростками. Насколько сильное влияние могло оказать поведение ваших родителей в тот период на ваше нынешнее отношение к собственным детям.

  • Какими были ваши родители? Были ли они любящими, жестокими, нежными, бесстрастными, строгими, снисходительными, честными?

  • Каким было преобладающее выражение их лиц? Улыбались ли они, хмурились или избегали смотреть в глаза?

  • Как они обращались с вами, когда сердились? Кричали они на вас, бранили или наказывали вас, и если да, то, каким образом?

  • Отдавали ли они предпочтение кому-либо из детей, если у вас были братья или сестры?

  • Вспомните самое плохое и самое хорошее, что вам приходилось слышать от них. Как они выражали свой гнев, страх, любовь, печаль?

  • Пытались ли они манипулировать вами? Если пытались, то каким образом, — заставляя вас испытывать чувство вины, пугая вас, подкупая вас, расточая вам фальшивые комплименты?

  • Какими были их жизненные девизы или семейные пословицы (Например, «Тише едешь – дальше будешь».) Полезными или сковывающими оказались для вас эти изречения?

  • Доверяли ли вы своим родителям? Лгали ли они вам?

  • Соревновались ли они с вами или друг с другом?

  • Было ли у вас ощущение, что, в общем и целом, они находятся на вашей стороне?

  • Что вам особенно не нравилось в них? Почему?

  • Что вам особенно нравилось в них? Почему?

Ваши ответы дадут вам возможность больше узнать о том, какими были ваши родители. Воспользуйтесь этой информацией для более полного осознания своего сходства с ними или отличия от них.
Просмотрите свои ответы и спросите себя: «В чем я могу копировать их?». Какие ваши манеры, жесты или тон голоса напоминают родительские. Спросите себя также: «В чем я сознательно стараюсь быть непохожим на них?».
Это упражнение является примером того, как решения, принятые нами на основе раннего опыта, становятся частью нашего мира и оказывают сильное влияние на развитие нашей личности.

Упражнение2.
Подумайте о том, когда вы в последний раз сердились на своего восьмиклассника (девятиклассника). Опишите его поведение несколькими фразами. Будьте по возможности объективны. Теперь спросите себя, не напоминает ли вам поведение подростка ваше собственное поведение в прошлом или представление о том, как следует себя вести по отношению к родителям.
Мы уже пришли к выводу, что практически невозможно сразу изменить к лучшему личность вашего подростка. С другой стороны, вы можете измениться сами, но для этого нужно сначала хорошо узнать себя и понять, что нужно изменить.


Упражнение 3 «Осознанное родительство»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои личностные затруднения в сфере родительства, дать им понять, что родители не одиноки в своих переживаниях, что проблемы есть во всех семьях.

Инструкция. Участникам дается задание поделить лист бумаги на две части и закончить такие предложения. В первой части: «В родительстве нравится…», во второй части: « В родительстве особенно трудно и неприятно…»

Эти листы обсуждают по кругу, находя созвучные своим проблемы. Групповое обсуждение строится по схеме:

  • какие проблемы я выделяю?

  • какова моя роль в возникновении проблем?

  • как изменится ситуация, если проблема будет решена?

  • какие затруднения мне показались неожиданными у моего партнера?

  • как можно решить данные проблемы?

  • чего больше в родительстве, радостей или огорчений?


Упражнение 4 «Границы моего тела»

Участникам нужно разделиться на группы по 5 человек и встать в круг, в центре человек, определяющий свои психологические границы. Сначала группа находится достаточно далеко от центра, постепенно круг сжимается, делая медленные шаги внутрь. Человек в центре должен сказать «стоп», когда нужно закончить приближение к нему, когда ему становится дискомфортно.

Обсуждение ощущений. Выводы: Границы важны для государства, важны для семьи и для каждого отдельного человека в ней. И у каждого человека психологические границы свои. Что допустимо для одного, может оказаться немыслимым для другого.

Из чего же состоят границы? Что в себя включают? Как не нарушать границы мужа или ребёнка?

Упражнение 5 «Круги».

Сейчас мы попробуем представить вас и членов вашей семьи, близких вам людей в виде нескольких окружностей, олицетворяющих степень близости друг к другу.

Встаньте, пожалуйста, на свободное место и нарисуйте на полу вокруг себя окружность. В мифические времена сказок и легенд про нечистую силу, говорили, нарисованная таким образом окружность являлась препятствием для проникновения к человеку, находящемуся внутри круга, кого или чего бы то ни было дурного, пока человек из своего круга не выйдет. Так будет и в вашем случае. Пока вы в своём первом круге, вы защищены, способны адекватно мыслить, оценивать ситуацию, эмоционально реагировать. Вы в согласии с собой, а значит в согласии с миром.

Что же входит в первый круг?

Вы и ваша здоровая личность, словно стержень, состоящий из 4 прутьев:

  • Физическое «Я» (здоровое и красивое тело, дом, одежда, еда, материальное обеспечение)

  • Интеллектуальное «Я» (знания, опыт, интересы, общение, достижения в работе…)

  • Эмоциональное «Я» (эмоциональные реакции, любовь, привязанности…)

  • Духовное «Я» (ценности, потребности, мировоззрение, вера…)

Наполнение этих сфер – эта ваша обязанность и ответственность (об этом мы говорили в начале нашей встречи). Учитесь уделять СЕБЕ внимание, прежде всего!

Теперь, не выходя из начерченного круга, вам предстоит нарисовать ещё 3 окружности вокруг себя. Можно подойти к границам 1-й окружности, но переступать её нельзя. Нарисовали? Не слишком большое пространство получилось, не правда ли? Это и есть психологическая территория для самых близких и дорогих вам людей.

Сейчас перечислите в уме тех, кого вы считаете для себя самыми близкими. Сколько человек вы вспомнили? Распределите их в оставшихся кругах.

И чем сильнее может влиять на вас человек и вы на него, тем ближе он находится к вам. Итак, разберёмся, кто же находится во 2-м круге.

Анкета для родителей.

Анкета для определения самого близкого человека

  • С кем из названных вами людей чаще всего у вас бывает телесный контакт?

  • С кем ваши интересы совпадают?

  • С кем вы готовы поделиться вашей радостью или горем?

  • С кем вы в первую очередь поделитесь новой идеей, мыслью, открытием?

  • Кому вы готовы доверить самое сокровенное?

  • Чьё мнение для вас будет самым значимым?

  • Чьё восприятие мира соответствует вашему восприятию?

  • Кто, как вы считаете, понимает вас лучше других?

  • Чья любовь и забота для вас самые приятные?

Итак, второй круг принадлежит одному человеку - мужу. Вы его выбирали сами, исходя из ваших интересов и вкусов. Именно с мужем может быть взаимообмен по всем 4-м сферам.

Если нет второй половины – этот круг должен оставаться пустым и ждать, что его наполнят.

Третий круг – для ваших несовершеннолетних детей.

До рождения ребёнка и впервые месяцы жизни мама и малыш – одно целое – психологическая пуповина не разорвана, ребёнок находится в вашем первом круге. Эмоции мамы ребёнок переживает как свои: съела мама что-то не то, щёчки ребёнка порозовели… . Но вот ребёнок немного подрос. Он уже ходит, пытается что-то говорить, у него появились свои интересы. Настала пора ему занять место, которое ему принадлежит до 14 лет – 3-й круг. У ребёнка должно формироваться своё психологическое пространство, наполняться свои 4 сферы. Вы не сможете контролировать его царапины и разбитые коленки. Вы не сможете отвечать за его эмоции, за него учиться говорить, думать. Но вы сможете ему показать: как выражать эмоции, чтобы никого не обидеть, как реагировать на различные ситуации, дать знания из различных областей науки и т.д.

Примерно, с 1 года до 14-15 лет мы должны дать ребёнку знания, наполнить его 4 сферы жизни, чтобы в дальнейшем, используя наш опыт и знания, мог самостоятельно наполнять себя. Ничего, не прося взамен.

Дать ребёнку знания, свободу выбора, формирования своих интересов и ценностей. После 15 лет ваши дети перемещаются в 4-й круг. Ваше влияние друг на друга сокращается.

Четвёртый круг – родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, тёти (не более 5-6 человек).

Посмотрите, какое огромное пространство за пределами кругов, что вы нарисовали – оно для всех остальных (коллеги, знакомые….).

Чтобы построить здоровую счастливую семью нужно соблюдать и уважать психологические границы каждого из тех, кого мы любим, и кто нас окружает.

Заключение: Метафора «Золотой шар»

Ту любовь, что я получил от своего отца,

Я не вернул ему, потому что,

Будучи ребёнком, не мог ещё оценить таких даров

И был суров к отцу. 

Теперь у меня растёт сын, так горячо любимый,

Как никто, моим отцовским сердцем;

И я растрачиваю то, что было мною получено в детстве,

На того, кто мне ничего не вернёт.

 

Ведь когда он станет мужчиной и станет думать,

Как все мужчины,

Он, как и я, пойдёт собственным путём:

С тоской, но без зависти я буду смотреть,

Как он дарит моему внуку то, что предназначалось мне.



Я устремляю свой взор далеко в будущее,

В зеркало жизни:

Каждый с улыбкой бросает золотой шар дальше,

Но никто не возвращает его!

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

  • Не подозревать дурного;

  • Не высмеивать;

  • Не выслеживать;

  • Не выспрашивать;

  • Не подшучивать;

  • Не принуждать к ответственности;

  • Не контролировать интимный опыт общения;

  • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;

  • Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;

  • Давать право на собственный опыт;


Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)

  1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

  2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

  3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

  4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

  6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Успехов Вам!

 


Литература.

1. Леус Т.В. Папины дочки или маменькины сынки: игры, в которые играют семьи. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. - 256 с.

2.http://veselajashkola.ru/shkola/psixologicheskie-osobennosti-starshego-shkolnogo-vozrasta-i-ix-vliyanie-na-uchebnyj-process/
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология.  М.:Екатеринбург, 2000



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!