СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Информационная безопасность подростков в сети Интернет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для многих российских школьников Интернет становится средой, без которой они не представляют свою жизнь. Вместе с тем, в Интернете находятся огромные массивы информации, которые могут нанести вреж как психическому, так в дальнейшем и физическому здоровью детей и подростков. Материал содержит информацию о видах опасности в сети Интернет и способах её профилактики. Его можно использовать как классному руководителю для подготовки родительского собрания, так и педагогу-психологу для работы с педагогами и родителями. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Информационная безопасность подростков в сети Интернет"»

Родительское собрание для 5 кл.

«Информационная безопасность подростков в сети Интернет»


Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Литература.

Образование.

Личное общение.

Искусство.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

сетевые игры;

просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;

обмен файлами;

использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;

ведение блогов и пр.

Статистика посещения детьми интернета

Компания RUметрика провела масштабное исследование, сделав следующие выводы:

Детская аудитория Интернета составляет почти 9 млн. Из них три четверти пользуются ресурсами без контроля со стороны родителей.

Около 40 % детей посещают сайты, содержащие материалы с пометкой 18+.

Примерно 20% просматривают видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы (нецензурная лексика, наркотики, суициды).

4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией

40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

Только половина детей не встречали в сети ссылок или ресурсов, содержание которых не предназначено для детей.

4. Виды угроз сети Интернет.

Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы.

Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии , убийствам, страницы с националистической или фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в сети без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Предупреждение незаконных контактов:

· Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;

· Объясните подростку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;

· Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;

· Не позволяйте Вашему подростку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;

· Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

• Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются новшеством для большинства из нас, но скоро и эта угроза может стать весьма актуальной.

Не менее важная проблема сети Интернет – кибербуллинг. Это относительно новое понятие, которое мы заимствовали у Запада вместе с социальными сетями и чатами. Что такое кибербуллинг, как его предотвратить, как противостоять? Это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов. Чтобы лучше понять, что такое кибербуллинг (cyber-bullying), давайте рассмотрим происхождение термина. Если его первая часть понятна и без объяснений, то вторая часть названия этого виртуального террора происходит от английского слова bull («бык»). Отсюда идут все родственные значения – придираться, агрессивно нападать, провоцировать, терроризировать, донимать, бередить, травить и проч. Главная проблема. Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового. То есть, не видим человека, соответственно, не можем со 100% уверенностью утверждать, кем он является в действительности. Получается, каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем плохо, некорректно. Это подробный ответ на вопрос о том, что такое кибербуллинг. Подростки часто пользуются такой возможностью, «примеряют» на себя другие роли, причем делают это с удовольствием. Есть и взрослые люди, которые осведомлены, что такое кибербуллинг, они используют это забавы ради или вследствие психологических заболеваний.

Какими могут быть последствия? К сожалению, самыми печальными. Хотя слово это и относительно новое, но уже известны случаи о попытках суицида, о травмах, о трагических смертях, и все это вследствие нападения на подростка через чаты, социальные сети, электронную почту. Цель виртуального террора – нанесение психологического вреда. Невидимым, но очень страшным является кибербуллинг. Чем он опасен, какими грозит последствиями, к сожалению, знают уже многие родители и подростки. Изучите всю информацию, чтобы уберечь своего ребенка от любителей злых шуток и провокаций. Интернет-троллинг и кибербуллинг в чем-то схожи, однако последний вид имеет более серьезные последствия.

Типы буллинга. Террор в виртуальном пространстве имеет много форм проявления. Самая безобидная – шутки, приколы. На противоположной же стороне – мощное психологическое воздействие, приводящее к суицидам и смертям. Кибербуллинг - инновационный способ насилия над ребенком, который не каждый родитель может вовремя заметить и каким-либо образом правильно отреагировать. Изучите типы террора и будьте во всеоружии.

Тип 1: перепалки (флейминг) Имеется в виду обмен маленькими, но очень эмоциональными репликами. Как правило, участвуют в этом двое людей, хотя не исключено и присутствие нескольких человек. Разворачивается эта перепалка в «публичных» местах Интернета. Может закончиться быстро и без последствий, а может перерасти в длительный конфликт. С одной стороны, это противостояние равных участников, с другой – при определенных условиях может превратиться далеко не в равноправный психологический прессинг, влекущий за собой сильные эмоциональные переживания жертвы.

Тип 2: нападки (постоянные атаки) Это регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы (много СМС-сообщений, постоянные звонки) вплоть до перегрузки приватных каналов. Встречаются такие нападки в форумах и чатах, играх онлайн.

Тип 3: клевета Как понятно из названия, это распространение неправдивой, оскорбительной информации. Это могут быть песни, текстовые сообщения, фото, которые часто имеют сексуальный характер.

Тип 4: самозванство. Кибербуллинг - опасное виртуальное «быкование», которое также подразумевает перевоплощение в определенную личность. Преследователь использует данные жертвы (логины, пароли к аккаунтам в сетях, блогах) с целью осуществления от ее имени негативной коммуникации. То есть человек (жертва) и не подозревает, что рассылает оскорбительные сообщения или ведет переписку.

Тип 5: надувательство. Это выманивание преследователем какой-либо конфиденциальной информации жертвы и использование ее для своих целей (публикация в Интернете, передача третьим лицам).

Тип 6: отчуждение. Любой человек рано или поздно хочет быть включенным в какую-либо группу. Исключение из нее воспринимается очень остро, болезненно. У ребенка падает самооценка, разрушается его нормальный эмоциональный фон.

В этом подростковом возрасте дети тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями, различными субкультурами (например, вейперов)

Очень важным для подростка является мнение о нем группы (в том числе и виртуальной), к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Но не все группы, к тором может принадлежать ваш подросток, могут быть безопасны для его здоровья (как физического, так и психологического).

Тип 7: киберпреследование. Это одна из самых ужасных форм. Жертву скрыто выслеживают для совершения нападения, избиения, изнасилования. Тип 8: хеппислепинг (в переводе "счастливое хлопанье") Название появилось после ряда случае в метро Англии, когда подростки избивали случайных прохожих, а другие люди записывали видео на мобильные телефоны. Такое жестокое поведение используется для того, чтобы сделать видео, разместить его в Интернете и набрать большое количество просмотров.

Профилактика и предотвращение кибербуллинга.

Что же делать взрослым, как уберечь своего ребенка от злой реальности, ведь телефон или компьютер все прочнее входит в жизнь? В первую очередь надо быть очень внимательными к своему чаду, его увлечениям, особенно виртуальным. У взрослых и подростков разные предпочтения в фильмах, музыке, Интернете. В последнем, как и в случае с правилами дорожного движения, нельзя все пускать на самотек, необходимо объяснять подрастающему поколению «правила игры», что можно делать, а что категорически запрещено в виртуальном мире. Доступ к Интернету надо регулировать, четко разъяснять, какое поведение может быть плохим и опасным.

Где у вас в доме расположен компьютер? Если в самом дальнем углу квартиры, где никто не видит, чем конкретно занят сын (дочь), рекомендуется перенести его в то место, где практически постоянно есть люди (гостиную, кухню). Занимаясь своими делами, вы сможете не только «нечаянно» следить за посещаемыми страницами, но и видеть настроение своего ребенка. Следите за его интересами не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни, это поможет узнать, чем он живет, что его интересует, какие эмоции вызывает тот или иной факт. Начинайте бить тревогу и «ломать» дома все гаджеты, если ребенок после работы за компьютером неважно себя чувствует, не идет на контакт, избегает общения со сверстниками, категорически отказывается идти в школу и проч.

Как преодолеть проблему, если это случилось? Если вдруг ваше чадо все же стало жертвой преследователей, постарайтесь сохранить все имеющиеся доказательства, свидетельства террора. Были получены сообщения – сделайте копии, это касается и видео, и СМС, и всего остального. Не паникуйте, будьте спокойны, особенно если ребенок сам рассказал вам о проблеме, иначе в следующий раз он не придет за помощью. Поддержите подростка эмоционально, объясните, что ничего страшного не случилось, в вашем лице он должен видеть и чувствовать только друга, который искренне желает добра. Проговорите с подростком всю ситуацию, пусть он расскажет, как все было, с самого начала. Объясните ему правила поведения – как надо или не надо реагировать на всякого рода преследования, что делать, чтобы по возможности этого избежать. Помимо всего прочего, расскажите ребенку, что очень важно иметь собственную хорошую репутацию, а не «примерять» роли. Он должен знать, что если получил оскорбительное или непонятное сообщение, картинку, надо немедленно обратиться за помощью к родителям, дабы не запустить ситуацию. В крайнем случае (если ничего не помогает) следует идти в правоохранительные органы. Будьте внимательны к своим детям, тогда ничего страшного не произойдет!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!