СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: "Как привить любовь к чтению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько важных факторов, влияющих на отношение ребенка к чтению. Правильное поведение взрослых - главное условие успехов ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Как привить любовь к чтению"»

Сценарий родительского собрания в 1 классе «Как помочь ребенку полюбить чтение» (собрание рецептов)

Цели: привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование: оформление доски (тема, эпиграф), памятки для родителей.

Предварительная подготовка: анкетирование детей.

Ход собрания

Никогда не поздно устроить себе счастливое детство.

Глория Стайнен

Учитель. Добрый день, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы. Я прочитаю сейчас фрагмент газетной статьи, прослушав который, уверена, вы сами согласитесь с важностью и необходимостью сегодняшней встречи.

«...Странное у меня сегодня настроение: какая-то мрачная меланхолия и хандра. Смотрю по сторонам и замечаю сплошное несовершенство в окружающем мире, необъяснимые несоответствия... Кажется, причина тому - очередное знакомство с положением дел сына в школе. Ученический дневник, испещренный просящими, кричащими, угрожающими записями, яснее ясного характеризует ситуацию. Неясно только одно: почему? что мы делаем не так? чего не хватает нашему способному, но безнадежно ленивому мальчику?

Школьный уголок оборудован, книг изобилие, папа с мамой грамотные, ребенок под неусыпным контролем... Все как положено, только результат нулевой.

Мама! Я читаю уже восьмую страницу! Осталось две! - сообщает сын из соседней комнаты, чем лишает меня остатков сил и терпения; процесс чтения у нас протекает «из-под палки»: непотопляемые ежедневные десять страниц требуют большого вложения моих нервов...» (Газета «Рио-пресс» от 15.11.2004.)

Думаю, многие из вас испытывали то же самое настроение, что героиня этой истории.


Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой? - таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому - у нас вновь не просто родительское собрание, а собрание рецептов.

Один рецепт у нас уже есть. Это эпиграф нашего разговора. «Никогда не поздно устроить себе счастливое детство», - сказала английская писательница о книгах и процессе чтения. «Никогда не поздно создать для ребенка счастливое детство и научить его жить там», - хочется добавить мне. Не будем медлить... Начнем.

Накануне нашей встречи мы провели опрос детей нашего класса, позволивший выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях.

Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Читают ли родители тебе книги?

2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?

5. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

6. Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?

7. Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи ее название и автора.)

Обработав результаты анкетирования мы получили следующие результаты... (Знакомство родителей с итогами анкетирования.)

Приучение ребенка к чтению - длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированное™ его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.


Вопросы для дискуссии.

1) Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то они на каток, то они еще куда-нибудь.)

2) Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга — это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор - это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу - делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное - не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это...».)

3) Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что... делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научаются читать. и казалось бы, что вот уже все. и этот мир открыт, и они должны стать читателями... Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствием школьным требованиям родители частенько забывает о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой и неосторожно обрывают их.)

4) Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок.)

5) Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй...)

6) Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также.)

Учитель. Интересной и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. Возможно, не все будет просто... Но все должно получиться. Об этом сказка Леонардо да Винчи, которую я хочу вам подарить на прощание. Послушайте. Думаю, вы обязательно поймете, что я хотела ею сказать...

Сказка «кремень и огниво»

Получив однажды сильный удар от Огнива, Кремень возмущенно спросил у обидчика:

- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.

- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило Огниво в ответ. - Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.

При этих словах Кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары Огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.

(Для учителя: сказка для тех, кто поначалу робеет в учебе или другом новом и трудном деле. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы.)





Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей

1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

3. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

4. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.

5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.

7. Помни: хорошая книга-твой лучший друг.

Учитель. Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли. (Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения учитель может выступить со своим советом. Варианты таких советов предлагаются после каждого вопроса.)



Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей

1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

3. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

4. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.

5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.

7. Помни: хорошая книга-твой лучший друг.

Учитель. Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли. (Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения учитель может выступить со своим советом. Варианты таких советов предлагаются после каждого вопроса.)



1. Читают ли родители тебе книги?

____________________________________________________________

2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

____________________________________________________________

3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

______________________________________________________________________

4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?
________________________________________________________________________

5. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

_____________________________________________________________________

6. Считаешь ли ты книгу подарком? Радуешься, ли когда тебе дарят книгу?

______________________________________________________________________

7. Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи ее название и автора.)
_________________________________________________________________________