СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему (Профилактика суицидального поведения)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему (Профилактика суицидального поведения)»

Что надо знать взрослым о подростковом суициде?  Подготовила педагог-психолог  Суржикова Кристина Олеговна

Что надо знать взрослым о подростковом суициде? Подготовила педагог-психолог Суржикова Кристина Олеговна

Основные причины подросткового суицида:   Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется) Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя) Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего) Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)

Основные причины подросткового суицида:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется)
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя)
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего)
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)
Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают:   1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.

Основными мотивами суицидального поведения у детей и подростков специалисты считают:

  • 1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  • 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  • 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  • 5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • 6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться.
  • 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  • 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • 9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  • 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
Факторы, обусловливающие суицидальное поведение несовершеннолетних : Биологические Психологические неблагоприятные физиологические, анатомические особенности организма ребёнка, затрудняющие его социальную адаптацию Социально-педагогические наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей

Факторы, обусловливающие суицидальное поведение несовершеннолетних :

Биологические

Психологические

неблагоприятные физиологические, анатомические особенности организма ребёнка, затрудняющие его социальную адаптацию

Социально-педагогические

наличие у ребёнка психопатологии или чрезмерного усиления отдельных черт характера

дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей

Личностные особенности,  не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы - неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний; - отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу; - общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам); - эмоциональная нестабильность (а также неумение ослабить эмоциональное напряжение); - повышенная внушаемость; - бескомпромиссность; - отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.

Личностные особенности, не позволяющие подростку адекватно реагировать на жизненные проблемы

- неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний;

- отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость стрессу;

- общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам);

- эмоциональная нестабильность (а также неумение ослабить эмоциональное напряжение);

- повышенная внушаемость;

- бескомпромиссность;

- отсутствие навыков конструктивного решения проблемы.

Почему ребенок решается на самоубийство?   - нуждается в любви и помощи; - чувствует себя никому не нужным; - не может сам разрешить сложную ситуацию; - накопилось множество нерешенных проблем; - боится наказания; - хочет отомстить обидчикам; - хочет получить кого-то или что-то.

Почему ребенок решается на самоубийство?

  • - нуждается в любви и помощи;
  • - чувствует себя никому не нужным;
  • - не может сам разрешить сложную ситуацию;
  • - накопилось множество нерешенных проблем;
  • - боится наказания;
  • - хочет отомстить обидчикам;
  • - хочет получить кого-то или что-то.
В группе риска - подростки, у которых:   - сложная семейная ситуация; - проблемы в учебе; - мало друзей; - нет устойчивых интересов, хобби; - перенесли тяжелую утрату; - семейная история суицида; - склонность к депрессиям; - употребляющие алкоголь, наркотики; - ссора с любимой девушкой или парнем; - жертвы насилия; - попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

В группе риска - подростки, у которых:

  • - сложная семейная ситуация;
  • - проблемы в учебе;
  • - мало друзей;
  • - нет устойчивых интересов, хобби;
  • - перенесли тяжелую утрату;
  • - семейная история суицида;
  • - склонность к депрессиям;
  • - употребляющие алкоголь, наркотики;
  • - ссора с любимой девушкой или парнем;
  • - жертвы насилия;
  • - попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
Что в поведении подростка должно настораживать? Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время Резкое изменение поведения (стал неряшливым не хочет разговаривать, начал раздавать дорогие ему вещи, отдаляется от друзей…)

Что в поведении подростка должно настораживать?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым не хочет разговаривать, начал раздавать дорогие ему вещи, отдаляется от друзей…)
Что в поведении подростка должно настораживать? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть, о нежелании продолжить жизнь; Ребенок «приводит свои дела в порядок»; Ребенок живет на грани риска, не бережет себя;

Что в поведении подростка должно настораживать?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть, о нежелании продолжить жизнь;
  • Ребенок «приводит свои дела в порядок»;
  • Ребенок живет на грани риска, не бережет себя;
Признаки суицида:   - угрожает покончить с собой; - отмечается резкая смена настроения; - раздает любимые вещи; - «приводит свои дела в порядок»; - становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать; - живет на грани риска, не бережет себя: - утратил самоуважение.

Признаки суицида:

  • - угрожает покончить с собой;
  • - отмечается резкая смена настроения;
  • - раздает любимые вещи;
  • - «приводит свои дела в порядок»;
  • - становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;
  • - живет на грани риска, не бережет себя:
  • - утратил самоуважение.
Как вести себя с ребенком? будьте внимательны к своему ребенку; умейте показывать свою любовь к нему; откровенно разговаривайте с ним; умейте слушать ребенка; не бойтесь прямо спросить о самоубийстве; не оставляйте ребенка один на один с проблемой; предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы; вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно; привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц; обратитесь за помощью к специалистам.

Как вести себя с ребенком?

  • будьте внимательны к своему ребенку;
  • умейте показывать свою любовь к нему;
  • откровенно разговаривайте с ним;
  • умейте слушать ребенка;
  • не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;
  • не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
  • предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;
  • вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;
  • привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;
  • обратитесь за помощью к специалистам.
 Чего нельзя делать?   - нельзя читать нотации; - не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание; - не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.; - не спорьте; - не предлагайте неоправданных утешений; - не смейтесь над подростком.

Чего нельзя делать?

  • - нельзя читать нотации;
  • - не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание;
  • - не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;
  • - не спорьте;
  • - не предлагайте неоправданных утешений;
  • - не смейтесь над подростком.
Что не следует говорить ребенку? «Когда я был в твоем возрасте…, да ты просто несешь чушь!» «Думай о тех, кому хуже, чем тебе!» «Где уж мне тебя понять!» «Не получается, значит не старался» «Все дети как дети, а ты?» «Сам виноват…не жалуйся…бестолочь»

Что не следует говорить ребенку?

  • «Когда я был в твоем возрасте…, да ты просто несешь чушь!»
  • «Думай о тех, кому хуже, чем тебе!»
  • «Где уж мне тебя понять!»
  • «Не получается, значит не старался»
  • «Все дети как дети, а ты?»
  • «Сам виноват…не жалуйся…бестолочь»
Как следует говорить? «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» Расскажи мне, что ты чувствуешь? Я действительно хочу тебя понять» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

Как следует говорить?

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»
  • Расскажи мне, что ты чувствуешь? Я действительно хочу тебя понять»
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»
Куда обратиться? Общероссийский Детский телефон доверия для детей, подростков и их родителей : 8 800 200 01 22

Куда обратиться?

  • Общероссийский Детский телефон доверия для детей, подростков и их родителей :
  • 8 800 200 01 22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!