СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Речь наших детей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Речь наших детей"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа









Родительское собрание

«Речь наших детей»







Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Герасимова Наталья Александровна













с. Заозерье

2017 год



«Речь наших детей»

Цель:

Ознакомление с требованиями к речи школьников и проблемами в её развитии.

Задачи:

Поставить перед родителями проблему существования в речи школьников жаргона и нецензурной речи;

Ознакомить с речевыми ошибками, встречающимися у детей и проанализировать их причины;

Убедить родителей помочь детям избавиться от жаргона и нецензурной речи на личном примере.

Ход собрания.

1 . Подготовительный этап.

Провести анонимное анкетирование детей.

Подготовить памятку для родителей «Ваша речь и Ваш ребёнок».

2.Организационный этап

Взаимное приветствие родителей и учителя.

Родители садятся за «круглый стол»

Собрание начинает учитель словами И.С.Тургенева «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

3.Этап педагогического всеобуча

1)Вступительное слово учителя.

А сегодня мы с вами поговорим о наболевшем, как у нас, педагогов, так , я думаю и у вас, родителей - о том, что засоряет и огрубляет нашу речь. К большому сожалению, грубость, мат, жаргон стали почти обыденными. Мы их слышим везде: в магазинах, на улице и в телепередачах. Почему это происходит? Ведь это всё антиобщественное явление и воспринимать их нужно, как зло.

2)Мозговой штурм.

-Почему взрослые люди ругаются нецензурными выражениями?

(Мнения родителей записываются на доске)

Чтобы понять истоки матерщины, совершим небольшой экскурс в прошлое. В древней Руси запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать - сыру - землю, Богородицу и родную мать человека. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернуться от своих родителей. Ребёнка, которого обругали «чёрным словом» с упоминанием чёрта, ведьмы и т.д. могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться при иконах, при печке (там обитал Домовой) ,так же не бранились в лесу, в поле, около водоёмов - ведь у каждого из них был свой покровитель и он мог наслать болезни и немочь. В дом, где бранятся, считали, что проникает дьявол, а ангелы покидают его.

Нельзя сказать, чтобы на Руси совсем не бранились, но не так, как сейчас. Бранились на свадьбах, чтобы отпугнуть от молодых злые силы. Бранились на поле брани, чтобы раззадорить и себя и врага.

Почему же ругаются сейчас дети и подростки?

(Высказывания родителей)

3)Знакомство с результатами анонимного опроса детей.

Психологи объясняют причину интереса к нецензурным словам тем, что ребенок хочет показаться знающим, опытным человеком. В Америке существует интересный обычай. Когда дети приносят с улицы «мерзкие слова» и спрашивают об их значении, то родители разъясняют все честно, но потом заставляют вымыть рот с мылом. Это не наказание, а гигиена: такие слова пачкают рот, душу, сознание и слух.

4) Разыгрывание педагогических ситуаций.

Приложение 1.

(работа в группах) Выслушивание мнений родителей.

Что советуют психологи?

Неприличные слова когда-либо появляются в речи каждого ребенка. Их в первую очередь привлекает эмоциональность, с которой произносятся эти слова. Ругающийся человек обычно «излучает» самоуверенность, его жесты выразительны. Наблюдения ребенка наводят его на мысль, что вставить в свою речь непристойное слово является одним из признаков взрослости. Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать их, чтобы позлить, подразнить. Бранные слова становятся орудием мести.

Как поступить в различных ситуациях родителям, Вы прочитаете в памятке.

Приложение 3.

5)Заключительный этап.

Лексика детей пестрит жаргонизмами.

У школьника: ботаник – зубрила, шухер – тревога, отпад – восторг, музон – музыка и т.д. Одна из главных психологических причин появления школьного жаргона состоит в желании самоутвердиться. Жаргон прилипчив как и нецензурная речь. Сначала школьный, потом молодежный жаргон, лишь бы он не перешел во взрослую жизнь. Жаргон убивает мысль, отучает подбирать нужные слова, обедняет речь.

То что русский язык грубеет – очевидная и ужасная вещь.

Писатель Виктор Ерофеев сказал: «Через десять лет мы все поголовно будем говорить на мате. Просто перестанем его замечать». Хочется верить, что этого не произойдет. Как говорят наши дети, зависит не только от телевидения и радио, но, прежде всего, от нас с вами.

Приложение 1. Анонимная анкета для детей.

1. Где ты чаще всего слышишь неприличные слова?

2.Как ты к этому относишься?

3.Кто чаще всего говорит неприличные слова?

4.Говорил ли ты сам неприличные слова?

5.Как ты себя при этом чувствовал?

Приложение 2.

Ситуация 1.

Ваш ребенок пришел с прогулки, сообщил, что Васька сказал плохое слово и называет его. Ребенок спросил значение слова. Ваши действия.

Ситуация 2.

Вы слышите, как во время игры ребенок выразил свои чувства нецензурным выражением, копируя манеры вашего знакомого. Как Вы поступите?

Ситуация 3.

Вы выполняете трудную работу , но что-то не получается. Свои эмоции выразили нецензурным выражением. Рядом находится ваш ребенок. Как Вы оправдаетесь?

Ситуация 4.

Кто-то из ваших близких часто выражается нецензурно. Вы с этим ничего не можете поделать. Как Вы объясните поведение родственника?

Приложение 3. Памятка родителям.

«Ваша речь и Ваш ребёнок»

  1. Объясняйте детям, что люди используют нецензурную речь в случае, когда от отчаяния им не хватает слов, но это их не оправдывает.

  2. Следите за собственной речью.

  3. Если ребенок спрашивает о значении нецензурного слова, нужно честно сказать, что его значение настолько неприлично, что Вы не хотите его произносить.

  4. Если ребенок интересуется, почему люди произносят эти слова, скажите, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или позлить человека.

  5. Если в присутствии ребенка Вы нецензурно выразились, извинитесь, скажите, что, к сожалению, Вы не смогли сдержаться и поступили плохо. Дайте ему понять, что раскаиваетесь и впредь постараетесь держать себя в руках. Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является частью нашего языка, не нужно навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, кому они обращены.









































«Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

И.С.Тургенев







 Тема родительского собрания «Речь наших детей»  выбрана не случайно. Все чаще грубость, мат, жаргон звучат с экранов телевизоров. Не гнушаются лихих словесных оборотов медийные лица. Стыдливо “запикивает” отдельные моменты телевидение. Неприличная брань давно прописалась в современной литературе. И в употреблении крепких слов давно не видит ничего зазорного молодежь.

-Почему это происходит? Ведь все это антиобщественное явление и воспринимать их нужно, как зло.

-Почему взрослые ругаются нецензурными выражениями? А дети как под копирку все повторяют за ними. (просмотр Видео2 слайд)

«Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова» (слайд3 )
                                                                                   Логан Пирсолл Смит
Что такое сквернословие? (слайд 4 )
    Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

      В  древней Руси запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать - сыру - землю, Богородицу и родную мать человека. У русских славян считалось грехом  бранить детей, ибо на том свете они отвернуться от своих родителей.  Ребёнка, которого обругали «чёрным словом» с упоминанием чёрта, ведьмы и т.д. могли унести по поверью злые силы.  Нельзя было браниться при иконах, при печке (там обитал Домовой) так же не бранились в лесу, в поле, около водоёмов- ведь у каждого из них был свой покровитель и он мог наслать болезни и немочь. В дом, где бранятся, считали, что проникает дьявол, а ангелы покидают его.

Нельзя сказать, чтобы на Руси совсем не бранились, но не так, как сейчас.  Бранились  на свадьбах, чтобы отпугнуть от молодых злые силы.  Бранились на поле брани, чтобы раззадорить и себя и врага.

-Почему же ругаются сейчас дети и подростки? (слайд 5)

        В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Среди учащихся нашей школы я провела анкетирование. Посмотрите на результаты анкетирования на вопрос: «Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?» (слайд6 )


    Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь". (Слайд 7)

Результаты анкетирования на вопрос: Если ты используешь в своей речи бранные слова, то объясни почему? (слайд8  )

История возникновения сквернословия  (слайд 9)
  Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. (слайд10) Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
 Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
  Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
  Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
   Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. (слайд11  )
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

    Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Результаты анкетирования на вопросы: Ты произносишь эти слова? Ругаются ли матом в твоей семье? (слайд12, 13 )

Сквернословие и здоровье (слайд 14)
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. (слайд15  )

С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! (слайды 16,17,18, 19, 20, 21, 22)             

    Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. (слайд23) 

   Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. (слайд 24)
   Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
 

    О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. ( слайд 25)

  Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы голоса, слова могли произноситься то громко, то шепотом.

Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Результаты анкетирования на вопрос: -Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов? - Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял(а) эти слова? (слайды26, 27  ) 


Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. (слайд 28)

Результаты анкетирования на вопрос: - Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали нецензурную брань? (слайд29  )


Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! (слайд30 )