РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ТОЛЬКО ВМЕСТЕ»
Пояснительная записка
Важной формой установления и поддержания контакта студент – родитель – педагог было и остается родительское собрание. Это взаимодействие, в ходе которого не только идет знакомство с текущими оценками и даже не столько передача замечаний по поводу успеваемости и поведения обучающихся. Это встречи, в ходе которых происходит обсуждение с родителями, совместное принятие решений по самым важным проблемам жизни обучающегося в колледже. Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» установлены правовые и организационные основы образования, прописаны права, обязанности и ответственность, как обучающихся, так и их родителей (законных представителей). При выстраивании сотрудничества, диалога с родителями, педагог, все свои действия, должен соотносить с данным законом. Вниманию предлагается сценарий родительского собрания «Только вместе» среди родителей студентов колледжа. Определяющая роль в установлении взаимодействия с родителями принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, устанавливаются исключением в работе с родителями дидактизма, поучения. Данное родительское собрание ориентировано на совместное размышление: педагог (мастер, куратор) советует, обсуждает вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Атмосфера родительского собрания подчеркивает значимость объединения усилий родителей и педагогов в решении проблем обучения, а также даёт установку на позитивные, взаимоуважительные отношения в семье.
По результатам родительского собрания педагогу необходимо провести анализ мероприятия и корректировку (при необходимости) собственной деятельности в отношении обучающихся. Разработка родительского собрания может быть использована для проведения собраний в группах, где наметилась тенденция снижения мотивации обучающихся к обучению, а также снижение внимания родителей к успехам и неудачам своих детей.
Основная часть
Родительское собрание по теме «Только вместе»
Цель: привлечь внимание родителей к значимости совместной целенаправленной работы при профилактике и борьбе с неуспеваемостью Задачи: 1. Выявить представление родителей о способностях и сложностях в обучении детей; 2. Обсудить причины возникновения проблем в обучении и возможные пути их решения; 3. Информационное обеспечение родителей; 4. Формирование положительной установки на сотрудничество колледжа и семьи.
Этапы собрания:
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Основной этап:
-обзор статистических данных успеваемости в группе, анализ учебных достижений обучающихся;
-информационное просвещение родителей: основные психолого-педагогические причины неуспеваемости;
- определение причин неуспеваемости. Сюжетно-ролевая игра «Подросток-Родитель-Педагог»;
-выступление психолога колледжа: мотивация обучающихся к учебной деятельности в подростковом возрасте;
-обсуждение результатов игры «Подросток – Родитель – Педагог»;
-обсуждение результатов анонимного анкетирования обучающихся «Моѐ отношение к учѐбе»;
-определение уровня удовлетворѐнности родителей работой педагогического коллектива колледжа.
3. Подведение итогов. Рекомендации родителям.
Подготовительный этап:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме собрания
2. Выявление проблем обучающихся путем наблюдений, бесед, тестов
3. Анкетирование обучающихся
4. Приглашение психолога или социального педагога
5. Подготовка кабинета для собрания
6. Оформление приглашений на родительское собрание, разработка опросника, рекомендаций для родителей
Ход родительского собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо Вам, что сегодня Вы отложили все свои дела и заботы, пришли сюда, к нам в колледж. Мы рады, что дела собственных детей, Вы, считаете наиболее важными в этой жизни. А начать наше родительское собрание хотела бы афоризмом Сергея Скотникова – современного учѐного-физика: «Педагог дает знания только тем, кто согласен их взять». Добро пожаловать на родительское собрание «Только вместе». Для сегодняшних студентов объявление о том, что они должны учиться, - просто слова Довольно сомнительны заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни, найти хорошую работу и получать достойную зарплату. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые хотя и учились когда-то хорошо, но не смогли определиться в жизни и наоборот, людей которые с трудом получили образование, но добились хорошего положения в обществе. В подростковом возрасте, в большинстве своём обучающиеся не способны к прогностическому мышлению. Они не задумываются сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, где могут им пригодиться получаемые знания и к тому же, а вдруг вообще не пригодятся. И наша с Вами задача - направить наших детей-студентов с их положительными чертами личности и в том числе, не совсем положительными, в нужном направлении на пути профессионального становления и достижения успеха. В настоящее время остро встает проблема неуспеваемости студентов. Известна замечательная фраза: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Эта цитата как нельзя лучше подходит к такому сложному педагогическому явлению, как неуспеваемость. Давайте попробуем ответить на вопрос: Что такое неуспеваемость? Высказывание мнений родителями. Обсуждение. неуспеваемость - отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Давайте посмотрим данные успеваемости обучающихся в группе на ______(указывается семестр, дата). Педагог (куратор) приводит статистические данные успеваемости в группе.
Вопреки распространенному мнению неуспеваемость обучающихся далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, отсутствие мотивации к обучению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана неуспеваемость, педагог сможет оказать обучающемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
И Вы, я надеюсь, нам педагогам в этом поможете. Просвещение родителей об основных причинах неуспеваемости и характере их проявления. Конечно же, у каждого участника учебного процесса есть своё, субъективное мнение причин неуспеваемости, и чтобы их определить я предлагаю вам немного поиграть. Сюжетно-ролевая игра «Подросток- Родитель –Педагог» Родители распределяются по рядам на три группы. Первый ряд «Подростки». Второй ряд «Родители». Третий ряд «Педагоги». Всем участникам игры предлагается письменно ответить на поставленные вопросы с позиции полученной роли. Сейчас я проанализирую Ваши ответы и прежде чем мы приступим к их обсуждению, хочу Вам предложить выслушать психолога колледжа о мотивации студентов к учебной деятельности в подростковом возрасте. Выступление психолога. Дискуссия, обсуждение способов мотивации обучающихся к учебной деятельности. Анализ и обсуждение результатов сюжетно-ролевой игры «Подросток – Родитель – Педагог». Обсуждение результатов анонимного анкетирования обучающихся «Моё отношение к учёбе». Вполне очевидно, что заставить учиться подростка, практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. Обучающемуся, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся «комплекс неуспевающего». Решающая роль здесь принадлежит не только педагогу, который должен всячески стимулировать мотивы учебных достижений, но и Вам, родители. Анкетирование родителей с целью выявить уровень удовлетворенности работой педагогического коллектива колледжа.
Вот и подходит к завершению наше родительское собрание и на этом этапе мне хотелось бы поделиться с Вами краткими рекомендациями. Нельзя решить проблемы в обучении усилением или ослаблением давления. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям обучающихся сообщает ему чувство неуверенности в себе, нежелание учится. Прежде чем упрекать своего ребенка в нерадивости, посмотрите, всё ли Вы сделали, чтобы создать необходимые условия для 5
занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, столе, а о хорошем эмоциональном фоне. Позвольте подростку выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он должен сам осознать и нести ответственность за свои поступки, удачи и неудачи. И только в этом случае обучение будет эффективным и результативным. Мне крайне импонируют слова восточного мудреца Сулайоол Э.К. : «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности». И мне очень бы хотелось, что бы в семьях придерживались этого принципа и наши дети росли нравственно здоровыми людьми.
Рефлексия: Я могу (педагог):
- Информировать обучающихся обо всех изменениях в учебной деятельности.
- Контролировать успеваемость и посещаемость учебных занятий и своевременно информировать родителей.
-Помочь в разрешении конфликтных ситуаций с педагогами и т.д.
- Прививать понимание ценности профессии, вовлекая обучающихся во внеаудиторную деятельность
Вы можете (родитель):
- Систематически контролировать процесс обучения.
- Помочь в самоопределении подростка
-Дать установку на труд, на приложение усилий для достижения цели;
- Формировать ценность овладения знаниями и культуру поведения;
- Осуществлять контакт с преподавателями (важно качество общения, а не количество).
Заключение:
Мы действительно хотим, чтобы у наших с Вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, а для этого нужно усерднее работать в этом направлении. Мы (и педагоги, и родители) - сотрудники в этой работе. Но семья значит гораздо больше, чем сто преподавателей. На этом собрании мы задумались о необходимости мотивации студентов к обучению, как самого важного элемента профилактики неуспеваемости. Надеюсь, что наши действия окажутся результативными. Залогом воспитательного успеха будут отличные знания наших детей.
Приложение А
Шаблон приглашения на родительское собрание
Уважаемые, __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Ваш ребёнок стал студентом 1-го курса. Как сложится его обучение в колледже, какие трудности в обучении могут возникнуть на пути его профессионального становления, как совместными усилиями сделать так, чтобы Ваш ребенок благополучно одолел все преграды и трудности этого пути и успешно закончил обучение,– на эти и на многие другие вопросы поможет ответить наша с вами встреча на родительском собрании «Только вместе», которая состоится ________________________
С Уважением_______________________________________________ тел._________________________
Приложение Б
Информационный листок
ПРИЧИНЫ И ХАРАКТЕР ПРОЯВЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ |
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: -обстоятельства жизни обучающегося в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные обучающиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких обучающихся действуют умнее, активнее и сообразительнее |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Обучающиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: -пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные обучающиеся); - неправильная организация учебной деятельности | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Приложение В
Вопросы анкетирования обучающихся «Моё отношение к учёбе»
1. Для чего нужно учиться?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что может помешать Вам в учёбе?_________________________________________
________________________________________________________________________
3. Вы, считаете себя, хорошим студентом? Почему?_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Зачем и для кого Вы учитесь в колледже?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем отличается образованный человек от необразованного?_________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Считаете ли Вы пунктуальность хорошим качеством человека? Почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Считаете ли Вы верным, что пунктуальный человек это человек слова, дела? Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что Вы ждете от обучения в колледже?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение Г
Вопросы к сюжетно-ролевой игре «Подросток – Родитель – Педагог»
При ответах на вопросы, попробуйте поставить себя на место ___________(укажите полученную роль)
Поясните Ваше отношение к указанным ситуациям с позиции полученной роли.
1. Обучающийся спит на занятии, не реагирует на требования и замечания педагога. Почему?_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Обучающийся на занятии не отрывается от мобильного телефона. Почему?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Обучающийся регулярно опаздывает, иногда пропускает учебные занятия. Почему?_________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. На занятии обучающийся не выполнил задания контрольной (проверочной, самостоятельной) работы. Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Обучающемуся преподавателем было предложено подготовить к следующему занятию доклад. Задание было взято, но не выполнено.
Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение Д
Анкета для родителей
Прочитайте утверждения и оцените степень согласия с ними по следующей шкале:
«Да»
«Нет»
«Трудно сказать»
№ п/п | Наименование вопроса | «Да» | «Нет» | «Трудно сказать» |
1 | В колледже проводится специальная работа по адаптации обучающихся (беседы, консультации, семинары-практикумы с родителями и т.д.) | | | |
2 | Взаимодействие родителей и педагогов в колледже осуществляется в достаточном уровне | | | |
3 | Психологический климат в колледже (отношения Вашего ребенка со сверстниками) не вызывает у Вас опасений | | | |
4 | У Вас есть желание участвовать в совместных мероприятиях с участием родителей, детей и педагогов | | | |
5 | Родители получают достаточно информации о жизни и об успехах студента в колледже(информационный стенд, телефонные звонки, устные сообщения, индивидуальные встречи) | | | |
6 | Вас удовлетворяет проводимая в колледже воспитательная работа в отношении Вашего ребёнка | | | |
7 | По Вашему мнению, обучение в колледже (общение с педагогами, сверстниками, организованная воспитательная и просветительская работа, участие в мероприятиях колледжа) играют положительную роль в воспитании Вашего ребёнка | | | |
8 | Вас удовлетворяет качество знаний, получаемых Вашим ребёнком в колледже | | | |
9 | По Вашему мнению, педагоги учитывают индивидуальные особенности Вашего ребёнка | | | |
10 | Вы чувствуете, что педагоги колледжа доброжелательно относятся к Вам м Вашему ребёнку | | | |
11 | Вашему ребёнку нравится обучение в колледже | | | |
12 | Вы удовлетворены работой педагогического коллектива колледжа | | | |
Список источников и литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 Ф-3 « Об образовании в Российской Федерации»
Устав БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», 2014 г.
Дереклеева Н. И. Анкеты для родителей и учащихся /Воспитание школьников/- 2002 г. №1
Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний /Классный руководитель/ -1999г. №5
Популярная психологическая энциклопедия. Под редакцией Степанова С.С., Москва, ЭКСМО- 2005 г.
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация, не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.