ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
родительского собрания
на тему: «Учебная мотивация или как помочь ребенку полюбить учебу».
Разработала
студентка группы Н-4Б
Кудряшова Екатерина Лукьяновна
Ростов-на-Дону
2020г.
Цель: ознакомление родителей с приемами формирования мотивации к обучению, через анализ основных ошибок, которые способствуют снижению мотивации.
Задачи:
Показать значение мотивации для успешности обучения;
Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
Объединить усилия педагогов и родителей;
Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
Форма: фрональная.
Ход собрания
Организационный этап.
Учитель приветствует родителей, просит сесть на места, эмоционально настраивает на тему родительского собрания, просит обратить внимания на цитаты.
Поставлены следующие вопросы: Что такое учебная мотивация? В чём заключаются основные причины понижения мотивов учения? Как могут родители повысить у ребенка желание учиться?
Демонстрация результатов анкетирования детей.
Педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга. Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.
Заставить ребенка учиться невозможно. Можно заставить на неделю, месяц, год, но заставить увлечься какой-либо деятельностью нельзя. Источником активности человека являются его потребности.
Мотив – это то, что движет человеком, побуждает его к активности, придает его действиям смысл.
Мотивация – это процесс стимулирования человека к деятельности.
Младший школьный возраст – это самый замечательный возраст в жизни ребенка. Ребенок еще не старшеклассник, но уже и не дошкольник. В этот период ведущей деятельностью является – учебная деятельность. И учеба определяет характер всех остальных видов деятельности. Поэтому родителям очень важно создать для ребенка такие условия, которые помогут применить ребенку в домашних условиях те знания, умения и навыки, которые он приобрел в школе. Это сделает процесс обучения осмысленным и поможет ребенку осознать необходимость и полезность полученных в школе знаний.
Самооценка младшего школьника напрямую зависит от его успеваемости, от отношения к нему одноклассников, родителей и педагогов. Часто родители выставляю завышенные требования к своему ребенку, и тогда ему очень сложно соответствовать этим требованиям. Но бывают и такие ситуации, когда родители недооценивают своего ребенка, и тогда он просто перестает верить в свои возможности.
К сожалению, большинство родителей зачастую выражает свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Тем самым родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки младшего школьника, способствуют появлению у него неуверенности, страхом перед совершением ошибки, снижением коммуникативных навыков и интереса к получению новых знаний.
Родители должны помнить, что в обучении имеет значение не полученная ребенком оценка, а реальные знания и умения, потребность в получении новых знаний, целеустремленность и упорство, и, конечно же, вера родителей в возможности своего ребенка, оказание ему помощи в вопросах обучения.
Основной этап
Выделяют основные причины снижения уровня школьной мотивации:
Отношение младшего школьника к учителю.
Значимость данного предмета для школьника.
Непонимание цели обучения.
Неумение подчиняться правилам и требованиям в школе.
Страх перед учителем, родителями.
Завышенные ожидания родителей.
Излишняя критичность родителей к своим детям.
Строгий контроль выполнения домашнего задания. Из-за этого у ребенка не формируется собственный внутренний контроль, его заменяет внешний – родительский.
Конфликты с одноклассниками и/или учителями
Низкий уровень знаний по школьным предметам.
Ролевая игра «У меня нет …».
Описание игры. Родители перед игрой получают набор школьных принадлежностей. В нем есть тетрадь, карандаши, ручка, альбомный лист, линейка, листы цветной бумаги, ножницы и т.д. На первый взгляд наборы все одинаковые, но в одном наборе нет простого карандаша, в другом – альбомного листа, в третьем – тетради, в четвертом отсутствует один из цветных карандашей (и другие варианты). Учитель просит родителей выступить в роли учеников и проводит с ними интегрированный урок. На уроке родители обязательно используют весь набор полученных школьных принадлежностей: работают в тетрадях, чертят, разукрашивают, вырезают, моделируют и т.д. Как только выясняется, что у кого-то необходимые принадлежности отсутствуют, он громко произносит: «У меня нет …». Учитель вынужден прервать «урок», просит кого-нибудь поделиться принадлежностями, затем продолжает тему и так несколько раз. В завершении игры учитель просит ответить родителей на несколько вопросов:
- Было ли Вам комфортно на уроке?
- Все ли у Вас получалось?
- Может ли Ваш ребенок, даже если он не силен в математике или не умеет хорошо рисовать и т.д. чувствовать себя комфортно, с желанием идти на урок и получить свою минуту (ситуацию) успеха, если он плохо готов к уроку и имеет не все необходимые школьные принадлежности?
Цель: через игру показать родителям важность такого, простого, на первый взгляд, аспекта как подготовка к урокам, показать, что союз семьи и школы начинается с малого, но позволяет ребенку получить свою ситуацию успеха, показать один из вариантов повышения мотивации любого ученика, сформировать у родителей позитивные позиции при решении проблемных ситуаций.
Заключительный этап
Для того, чтобы ребенок был ориентирован на знания, а не на оценку, родителям необходимо запомнить несколько простых правил:
- не придавайте большое значение оценке, она имеет ситуативный характер, так как оцениваются знания ребенка в данный момент, а не он сам.
- спокойно выражайте свои чувства и эмоции по поводу полученных оценок;
- не ругайте, не оскорбляйте и не кричите на ребенка, а лучше подбодрите, подумайте вместе как можно исправить плохую отметку, допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
- никогда не обвиняйте учителя в необъективности;
- внимательно выслушайте версию о получении оценки. Не сомневайтесь в правдивости рассказа вашего ребенка, так как он видит ее по-своему;
- научите ребенка анализировать и находить причины получения отрицательного результата; необходимо, что бы ребенок сделал вывод, что он сам ответственен за тот результат, который он получает.
- постепенно «передавайте» ответственность ребенку за его учебу. Когда ребенок слишком ленив, значит, в его окружении есть кто-то, кто перехватил всю ответственность и сам ребенок не отвечает ни за что.
- развивайте у ребенка навыки самоконтроля.
Решение родительского собрания:
- педагог опирается в педагогическом процессе на положительные качества учеников, подбирает для детей дифференцированные задания, учитывает ведущую модальность, а также темперамент;
- родители хвалят ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось, ставят перед ребенком доступные цели и учат его самого контролировать, их достижение.
Памятка
Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.
Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
Читайте вместе с детьми книги по ролям.
Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.
Рекомендации по подготовке домашнего задания
У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
— встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
— проверяя работу, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, ….!");
— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Организация выполнения домашних заданий
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Наиболее трудными считаются уроки обучения грамоте, математики, иностранного языка, информатики.
Поэтому лучше готовить домашние уроки так:
· 1-й урок – уроки средней сложности
· 2–3-й уроки – уроки максимальной сложности
· 4-й урок – более лёгкий.