Страница:из 7
Родительское собрание "
Д
евочк
и
и мальчи
ки, два разных мира
"
Цель:
повышение компетентности родителей в вопросах гендерного
воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию
процесса социализации мальчиков и
Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание,
использование гендерного подхода при воспитании ребёнка в семье
Необходимое оборудование
: магнитофон, детские песенки, ручки, листы для
записей, мультимедиапроектор, экран, библиотечка
детской литературы для
девочек и мальчиков.
Звучит детская песенка о девочках и мальчиках.
Ход собрания
Воспитатель:
«Сегодня у нас не обычное собрание, а психологическая
гостиная.
Мы с вами поздороваемся не обычным способом. Первой начну я.
«Если жизнь
тебя обманет...»
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день
Не печалься, не грусти,
В день уныния смирись
;
День веселья, верь настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
А.А.
Пушкин.
Начнём
по кругу...Уважаемые родители!
Тема сегодняшней
психологической гостиной "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"
.
В последнее время учёные предлагают в воспитании детей обращать
внимание не только на возрастные особенности
,
но и на их пол
.
В св
язи с
этим разработана новая технология воспитания с учётом гендерных
особенностей детей
раннего и дошкольного возраста. Под гендерным
воспитанием понимается развитие у детей определённых понятий, норм
поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом. Научно
доказано, что в возрасте 2
-
3 лет ребёнок начинает понимать, к какому полу
он относится. Ребёнок понимает, что он либо мальчи
к
,
либо девочка и
обозначает себя соответств
у
ющим образом
. В период от 2 до 7 лет у детей
формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки
становятся женщинами, а мальчики
-
мужчинами, и эта принадлежность к
полу не изменница в зависимости о
т ситуации или личных желаний ребёнка.
И именно гентерное н
аправление в воспитании детей даёт возможность
формировать
качество мужественности и женственности. Готовность к
выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей,
воспитывает культуру вза
имоотношений между мальчиками и девочками. По
мнению исследователей, недифференцированный подход приводит к
отсутствию у детей специфических черт, характе
р
ных для пола
: мальчики
порой лишены эмоциональной устойчивости
,выносливости, решительности,
девочки
-
нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному
разрешению конфликтов.
Мальчика и девочку нельзя обучать одинаково. Они по
-
разному
воспринимают мир, по
-
разному смотрят и видят
,
слушают и слышат, по
-
разному чувствуют и переживают, говорят и молчат.
Цели, мето
ды и
подходы воспитания мальчик
ов
и девочек должны быть различными .Если в
дошкольные годы у девочек не заложить
–
мягкость, нежность, аккуратность,
стремление к красоте, а у мальчиков
-
смелость, твёрдость, выносливость,
решительность, рыцарское
отношение к представительницам
противоположного пола, то есть не развить предпосылки женственности и
мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми
мужчинами и жен
щинами, они будут плохо справляться со своими
семейными, общественными и со
циальными ролями.
У мальчиков, воспитанных только женщиной (матерью) наблюдается
развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость. Женщина для него
выступает в роли авторитета, защитника и командира. В других случаях
в
следствие
развития «мужественности
»
,
ребёнок, наоборот, становится
чёрствым и жёстким.
Не однозначно и влияние мужчин (отцов). Слишком
строгий, требовательный отец, которому ребёнок ни как не может угодить,
подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в освоении
ребёнком п
оловой роли в большей степени значимо, чем матери. Отец
–
развивает женственность у дочерей и мужественность у сыновей. По
-
этому
в воспитании ребёнка должны участвовать как мужчина
,
так и женщина
.
Женщина должна учить своим женским премудростям, а мужчин
а
-
быть
сильным, надёжным, умелым и мужественным.
А сейчас немного обратимся к истории. Мне бы хотелось рассказать вам о
воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Результаты
исследований свидетельствуют о том, что при рождении пуповину девочкам
и мальчикам отрезали по
-
разному. Пуповину девочке обрезали
ножни
цами,
что символизировало наделение её качествами
труженицы, хозяйки и
рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом, чтобы он в будущем
оказался хорошим работником. Интерес представляют и
традиция
наворачивания новорождённых девочек в рубаху отца, а мальчика
-
рубашку
матери. Учёные считают, что это связано с программированием
будущего
ребёнка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его
жена воплотит в себе всё то, чт
о дорого ему в родной матери, а дочь в своём
избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной
традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые
по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброт
у,
а по мужской
-
стойкость, мужество, ответственность
и многое другое, о чём
могли мечтать родители при рождении своего ребёнка. Опыт народной
педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей
осуществлялась с учётом гендерных особ
енностей. Так, например, в
колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение
не просто к маленькому ребёнку, а к
девочкам и мальчикам.
Если у девочки нет склонности к игре в кухню или к ка
танию коляски, а у
мальчика к игре с машин
ками, нужно разобраться, почему так происходит,
но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или
кулы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него
куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребёнок должен общаться
с
противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять
же проще
сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблемы
противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться
трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для
малыша это, в первую очередь защитник, тов
арищ или отражение
собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи
.
Задание No1 «Позитивные высказывания»
Задание No2 «Садовник и волшебное семечко»
Один родитель выполняет роль садовника, другой
-
ростка.
Жил садовник и решил он посадить
дерево. Вырыл ямку ,посадил семечко.
Он ухаживал за ним, поливал, окучивал. Семечко начало расти и
превратилось в росток. Но подул сильный ветер, который мог сломать
росток
, садовник ограждал его от ветра. Пекло сильное солнце, садовник
защищал его и от не
го. И опять сильный ветер и град..... но садовник смог
уберечь свой юный росток, который его стараниями вырос в прекрасное
дерево, с сочными, вкусными плодами. Садовник ел с удовольствие плоды
своего дерева и угощал ими прохожих, своих друзей. Все благодарил
и и
радовались за него.
Помогите ребёнку осознать его истинное половое «я». Учите мальчика быть
мальчиком а девочку
-
девочкой.
Стремитесь к собственному совершенству,
чтобы ребёнок, подражая перенял только ваши лучшие черты. Так как
воспитывают не
словом а делом.
ЗаданиеNo3 «Творческая мастерская»
А сейчас творческая мастерская. Предлагаем папам соорудить кошелёк
принцессы, а мамам
-
пароход для сына (работа в
под
группах).
Надо помнить, как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви
нуж
дается он сам.
Приложите максимум усилий
,
чтобы любовь ваша была
взаимной. Малыш
,
живущий в спокойной, благополучной семье, незаметно
сам научится воспринимать отношения полов, потому что родители подают
ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка
-
женственности матери, и делают они это без каких либо наставлений.
Кроме
того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей дети учатся, вести
себя
с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у
ребёнка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из
родителей.
Опыт первых отношений ма
льчиков и девочек является фундаментом для
дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет
особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и
самочувствие среди людей.
Задание No
4
"В гостях у сказки".
Дети не только
любят играть с игрушками, но смотреть мультфильмы и
слушать сказки.
Предлагаем родителям разделить на две команды (с помощью жетонов),
подойти к книжной полке и выбрать сказки, которые бы они хотели
прочитать своей девочке и мальчику. После этого просят
назвать сказки,
которые они выбрали для чтения своим детям и почему.
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В
гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы:
"мужские", отражают мужские стратегии поведения,
где главный герой
-
мужской персонаж;
"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная
героиня
-
персонаж женского пола;
"смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о
взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женс
твенности
и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины
является предтечей гармоничного союза.
Для мальчика важно обладать всеми атрибутами социального успеха:
принятие со стороны сверстников; занимать лидирующее, заметное
положение; иметь успе
х у девочек; обладать деньгами и собственной
территорией. Задача родителей
-
рассказать о конструктивных средствах
достижения этих благ. Поэтому важно при чтении сказок интерпретировать
сказки, выделяя стратегии успеха и соотносить их с реальностью.
Сказки
для мальчиков
-
"Три поросенка", "Колобок". Сказка символически
транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с
противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать
ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все,
что мальчик
запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка",
"Маша и медведь", "Крошечка
-
Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др.
Все "женские" сказки помогают девочке п
остичь смысл женственности и
тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины
создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя
защищенной, уметь принимать помощь. Первое, что должна мама учить
девочку, это умение выбрать для с
ебя лучшее. А выбор лучшего связан со
способностью слушать себя. "Ты самая красивая, твое доброе сердце бьется
ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя
маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить
и бы
ть любимой. Все что ты задумаешь с любовью
,
обязательно исполнится.
А печали отойдут стороной
».
Задание No5 «Пойми меня»
Невербальная игра. В тишине не озвучивая ни слова. Нужно нарисовать
разноцветными красками сюжетную картину. Вербальными знаками
пользоваться можно.
Заключительная часть
М
алыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам
научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители
подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца,
девочка
-
женственности матери, и делают они это без каких
-
либо особых
наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей,
дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье
хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное
желание отдать
предпочтение одному из родителей.
Проанализируйте стиль отношений в
семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые
проблемы за счёт ребёнка.
Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете
еди
ные требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а
что нельзя
–
он будет разрываться между вами, а это может привести к
неврозу.
Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для
дальнейшего развития личности дошкольника
и во многом определяет
особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и
самочувствие среди людей.
Помните, что отец
–
это опора и защита в семье.
Он воспитывает в детях
самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уваже
ние к
старшим и слабым, мужественность, чуткость. А мать
–
это любовь, доброта,
уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку
эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие,
уверенность в свои силы