Родительское собрание.
Тема «Нелегкий разговор о требовательности»
Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог
в краткой форме определить сущность
моего педагогического опыта, я бы ответил,
что как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему.
А.С. Макаренко
Задачи: обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребенка; формировать культуру родительского требования к ребенку.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа: подготовка необходимых материалов для организации дискуссии; подготовка ситуаций для обмена мнением.
Ход собрания
Слайд 1.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас «Нелегкий разговор о требовательности».
Ведущий 2: Почему нелёгкий? Уже в 16 в. в «Домострое» всё написано: семья - единый организм: муж-добытчик, работал и приносил пропитание, «жена да убоится мужа своего…»
Ведущий 1: Да-да, это любимая цитата всех мужей и обычно это единственное, что вы помните из «Домостроя». Но мы сегодня говорим об отношениях родителей и детей.
Ведущий 2: Дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали.
Ведущий 1: Да, «Домострой» четко обозначал иерархию: Бог – царь – родители – дети. Каждый знал свое место и обязанности. Это снижало вероятность ссор и конфликтов. Только сейчас эта иерархия разрушена. И разговор у нас нелёгкий, потому что у требовательности много противопоказаний и осложнений. С одной стороны, дети часто воспринимают требовательность взрослых как давление и отвечают на это протестом. С другой стороны, если родители боятся быть требовательными, чтобы не потерять контакт с ребёнком, то он садится им на шею.
Поэтому первый вопрос:
- Что такое требовательность? Нужна ли она?
Ведущий 2: Любите вы всё усложнять… Требовательность – это настойчивость в своих требованиях. Невозможно быть нетребовательным родителем. Требования предъявляются к ребенку с самого раннего возраста: убери игрушки, почисть зубы, сделай уроки и т.д. Требовательность направлена на умение ребенка подчинять свои желания и поступки важным и осознанным целям, ответственно относиться к своим обязанностям, а поэтому имеет большое значение в процессе воспитания ребенка. Исследования психологов, проведённые в текущем десятилетии доказывают, что в семьях, где любовь к ребенку сочетается с требовательностью, дети растут организованными, дисциплинированным, целеустремлёнными и становятся успешными. Дети же слабовольных родителей вырастают безалаберными, безвольными, безответственными в жизни.
Ведущий 1: Согласна. То, что в детские годы ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому требовательность – это не воспитательный принцип, который применяется по желанию, а нелёгкая обязанность родителей.
Но отсюда вопрос второй:
- Какой должна быть требовательность? Я просила Вас найти наглядный пример.
Ведущий 2: Давайте посмотрим отрывок из детского тележурнала «Ералаш».
Слайд 2 Просмотр видео
Ведущий 1: Да, это уж точно «Домострой»: телесные наказания тогда были обычным средством воспитания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях.
(обращается к родителям) Как вам такой воспитатель? Такой должна быть требовательность? (Ответы родителей)
Ведущий 2: Я же не спорю. Мой пример – это доказательство «от противного».
Ведущий 1: И всё-таки обратимся к опыту педагогов-классиков: Слайд 3
«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему», - писал А.С. Макаренко
Ведущий 2: То есть 1-ое правила требовательности: Слайд 4
Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Ведущий 1: Теперь мой пример. Есть такая притча:
Жена одного бедного мужчины готовила масло, а он потом продавал его в местную бакалею. Женщина придавала маслу форму круга, вес которого составлял 1 кг. Полученная выручка была неплохим подспорьем для семьи.
Но однажды бакалейщик стал сомневаться в честности бедняка, продававшего ему масло, и решил взвесить купленные круги. Оказалось, что каждый из них весил не килограмм, а 900 граммов. Это очень рассердило мужчину.
На следующее утро, когда тот самый нищий снова пришел в магазин, бакалейщик раздраженно сказал:
— Больше не приноси мне свое масло! Я все равно у тебя ничего не куплю, обманщик! Ты мне говорил, что круги весят по килограмму, тогда как на самом деле в них 900 граммов. Я не позволю себя дурить!
Бедолага заметно раскис, потупил взгляд и сказал:
— У нас, хозяин, нет весов… Мерой мне всегда служил килограмм сахара, который я купил у тебя. По нему мы с женой и делали масло…
Ведущий 2: А причём здесь воспитание и требовательность?
Ведущий 1: Давай спросим у родителей (ответы родителей). Как вы поняли смысл этой притчи?
Ведущий 1: Всегда помни: твоей мерой могут измерить и тебя самого... Отсюда 2-ое правило требовательности: Слайд 5
Ведущий 2: Да, это нелегко. Теперь у меня вопрос:
- Как быть требовательным и не устать от этого?
Ведущий1: Надо принять, что в родительском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, которые сменяются победами. И ваша требовательность не всегда будет давать ожидаемые результаты. Но, как известно, вода камень точит. И со временем требовательность принесёт свои плоды. Давайте вместе разберем ситуации, связанные с умением взрослых предъявлять требования.
Ситуация 1: разбросанные игрушки Слайд 6
Наступив на миниатюрную машинку, перепрыгнув через Китайскую стену из Lego и зацепившись ногой о провода от игрушечных телефонов, мать начинает в третий раз требовать убрать игрушки после игры. "Я еще играю!" - кричит сын, собирая пазлы в другой комнате. И так несколько раз в течение дня мать или отец дергают ребенка, пытаясь сделать из него организованного человека.
обсуждение
3-ое правило требовательности: Слайд 7
Предъявляя требования, не акцентируйте внимание на мелочах, пытаясь довести всё до перфекционизма, сосредоточьтесь на главном
Ошибка многих родителей, заключается в том, что мы недовольны мелочами, которые совершает или не совершает ребенок в течение дня, потому что сами бы мы сделали иначе. Требуем – и выбиваемся из сил. А ведь, действительно, можно попросить ребенка убрать игрушки лишь ближе ко сну, ведь в течение дня он будет часто к ним обращаться, но потребовать, чтобы игровая территория была чётко ограниченной.
Слайд 8
Ведущий 2:
Ситуация 2. Дочь отпросилась на дискотеку и вернулась далеко позже назначенного ей времени. Отец возмущен неисполнением ею требования. Мать считает, что в этом ничего страшного нет - в другой раз придет вовремя.
обсуждение
4-ое правило требовательности: Слайд 9
Слайд 10
Ведущий 1
Ситуация 3. Мать и отец приходят с работы. В раковине - гора невымытой посуды, сын - в телефоне (игры, соцсети…) Мать кричит, отец ругает сына. Он демонстративно затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду.
обсуждение
5-ое правило требовательности: Слайд 11
Истинная требовательность не криклива, но не уступает капризам и не делает поблажек.
Слайд 12
Ведущий 2
Ситуация 4. Вы несколько раз повторяете ребёнку требование сделать что-то: пропылесосить, вынести мусор, полить цветы, идти обедать и т.п. Он не делает, но постоянно отвечает вам из комнаты: «Сейчас».
обсуждение
6-ое правило требовательности: Слайд 13
Предъявляя требования, установите с ребёнком зрительный контакт
Слайд 14
Ведущий 1
Ситуация 5. Учитель жалуется, что ребёнок не выполняет домашнее задание или делает это недобросовестно, требует усилить контроль. Мать ругается, требует учиться. Ребёнок говорит, что он не успевает всё сделать.
обсуждение
7-ое правило требовательности: Слайд 15
Требовательность должна быть понятна и посильна, требования – конкретными. Если ребёнок не справляется, ему нужно помочь.
Слайд 16
Ведёщий 2
Ситуация 6. Сын собрался в многодневный поход. Мама требует отказаться, аргументируя это тем, что он может простудиться и заболеть и вообще это небезопасно.
Обсуждение
8-ое правило требовательности: Слайд 17
Ведущий 1: Кстати…. 3 стратегии, которые никогда не сработают
Слайд 18 Сарказм и грубость
Родители порой прибегают к саркастическим, оскорбительным выражениям или применяют силу, требуя от детей выполнения их требований. Это вернется бумерангом - дети обижаются, могут найти не менее колкие выражения или бросаться на родителей с кулаками, и тогда ситуация только усугубится. Если хотите, чтобы ребенок вас уважал, уважайте его.
Слайд 19 Сравнение с собой в детстве в качестве примера
Говоря о том, что вы в детстве никогда ТАК не делали, вы не вызываете доверие у детей, так как они не могут этого проверить. Таким образом, вы только дистанцируете ребенка от себя, показывая ему, какие вы разные.
Слайд 20 Навешивание ярлыков
Когда мы называем ребенка словами с негативной оценкой (Какой ты ленивый/глупый/непослушный), мы невольно формируем этот образ в голове у ребенка. Если ребенок слышит такое слишком часто, эти черты становятся чертами характера его самого.
Подведение итогов
Ведущий 2
Мудрое воспитание — это комбинация высоких требований, дисциплины, поддержки и любви. Мудрые родители очень требовательны: четко обозначают границы и правила, помогают ставить цели и держат высокую планку личных достижений. Но в то же время они оказывают ребенку поддержку в его интересах, проявляют заботу и отзывчивость. Они искренне уважают детей как независимых и разумных личностей. Это самый эффективный стиль воспитания, — и это то, к чему мы все должны стремиться!
Слайд 21
Ведущий 1: И закончить хочется словами другого выдающегося педагога: «Нравственное воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо» (В.А. Сухомлинский).