СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Нелёгкий разговор о требовательности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе сценария - обсуждение с родителями значения требовательности как меры разумного воспитания своего ребёнка.  

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Нелёгкий разговор о требовательности"»

Родительское собрание.


Тема «Нелегкий разговор о требовательности»

Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог

в краткой форме определить сущность

моего педагогического опыта, я бы ответил,

что как можно больше требования к человеку

и как можно больше уважения к нему.

А.С. Макаренко


Задачи: обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребенка; формировать культуру родительского требования к ребенку.


Форма проведения: дискуссия.


Подготовительная работа: подготовка необходимых материалов для организации дискуссии; подготовка ситуаций для обмена мнением.



Ход собрания


Слайд 1.


Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас «Нелегкий разговор о требовательности».

Ведущий 2: Почему нелёгкий? Уже в 16 в. в «Домострое» всё написано: семья - единый организм: муж-добытчик, работал и приносил пропитание, «жена да убоится мужа своего…»

Ведущий 1: Да-да, это любимая цитата всех мужей и обычно это единственное, что вы помните из «Домостроя». Но мы сегодня говорим об отношениях родителей и детей.

Ведущий 2: Дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали.


Ведущий 1: Да, «Домострой» четко обозначал иерархию: Бог – царь – родители – дети. Каждый знал свое место и обязанности. Это снижало вероятность ссор и конфликтов. Только сейчас эта иерархия разрушена. И разговор у нас нелёгкий, потому что у требовательности много противопоказаний и осложнений. С одной стороны, дети часто воспринимают требовательность взрослых как давление и отвечают на это протестом. С другой стороны, если родители боятся быть требовательными, чтобы не потерять контакт с ребёнком, то он садится им на шею.


Поэтому первый вопрос:

- Что такое требовательность? Нужна ли она?


Ведущий 2: Любите вы всё усложнять… Требовательность – это настойчивость в своих требованиях. Невозможно быть нетребовательным родителем. Требования предъявляются к ребенку с самого раннего возраста: убери игрушки, почисть зубы, сделай уроки и т.д. Требовательность направлена на умение ребенка подчинять свои желания и поступки важным и осознанным целям, ответственно относиться к своим обязанностям, а поэтому имеет большое значение в процессе воспитания ребенка. Исследования психологов, проведённые в текущем десятилетии доказывают, что в семьях, где любовь к ребенку сочетается с требовательностью, дети растут организованными, дисциплинированным, целеустремлёнными и становятся успешными. Дети же слабовольных родителей вырастают безалаберными, безвольными, безответственными в жизни.


Ведущий 1: Согласна. То, что в детские годы ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Поэтому требовательность – это не воспитательный принцип, который применяется по желанию, а нелёгкая обязанность родителей.

Но отсюда вопрос второй:

- Какой должна быть требовательность? Я просила Вас найти наглядный пример.


Ведущий 2: Давайте посмотрим отрывок из детского тележурнала «Ералаш».

Слайд 2 Просмотр видео


Ведущий 1: Да, это уж точно «Домострой»: телесные наказания тогда были обычным средством воспитания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях.

(обращается к родителям) Как вам такой воспитатель? Такой должна быть требовательность? (Ответы родителей)

Ведущий 2: Я же не спорю. Мой пример – это доказательство «от противного».


Ведущий 1: И всё-таки обратимся к опыту педагогов-классиков: Слайд 3


«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему», - писал А.С. Макаренко


Ведущий 2: То есть 1-ое правила требовательности: Слайд 4


  • Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.


Ведущий 1: Теперь мой пример. Есть такая притча:

Жена одного бедного мужчины готовила масло, а он потом продавал его в местную бакалею. Женщина придавала маслу форму круга, вес которого составлял 1 кг. Полученная выручка была неплохим подспорьем для семьи.

Но однажды бакалейщик стал сомневаться в честности бедняка, продававшего ему масло, и решил взвесить купленные круги. Оказалось, что каждый из них весил не килограмм, а 900 граммов. Это очень рассердило мужчину.

На следующее утро, когда тот самый нищий снова пришел в магазин, бакалейщик раздраженно сказал:

— Больше не приноси мне свое масло! Я все равно у тебя ничего не куплю, обманщик! Ты мне говорил, что круги весят по килограмму, тогда как на самом деле в них 900 граммов. Я не позволю себя дурить!

Бедолага заметно раскис, потупил взгляд и сказал:

— У нас, хозяин, нет весов… Мерой мне всегда служил килограмм сахара, который я купил у тебя. По нему мы с женой и делали масло…


Ведущий 2: А причём здесь воспитание и требовательность?

Ведущий 1: Давай спросим у родителей (ответы родителей). Как вы поняли смысл этой притчи?

Ведущий 1: Всегда помни: твоей мерой могут измерить и тебя самого... Отсюда 2-ое правило требовательности: Слайд 5



  • Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.


Ведущий 2: Да, это нелегко. Теперь у меня вопрос:

- Как быть требовательным и не устать от этого?


Ведущий1: Надо принять, что в родительском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, которые сменяются победами. И ваша требовательность не всегда будет давать ожидаемые результаты. Но, как известно, вода камень точит. И со временем требовательность принесёт свои плоды. Давайте вместе разберем ситуации, связанные с умением взрослых предъявлять требования.


Ситуация 1: разбросанные игрушки Слайд 6

Наступив на миниатюрную машинку, перепрыгнув через Китайскую стену из Lego и зацепившись ногой о провода от игрушечных телефонов, мать начинает в третий раз требовать убрать игрушки после игры. "Я еще играю!" - кричит сын, собирая пазлы в другой комнате. И так несколько раз в течение дня мать или отец дергают ребенка, пытаясь сделать из него организованного человека.

обсуждение

3-ое правило требовательности: Слайд 7

  • Предъявляя требования, не акцентируйте внимание на мелочах, пытаясь довести всё до перфекционизма, сосредоточьтесь на главном

Ошибка многих родителей, заключается в том, что мы недовольны мелочами, которые совершает или не совершает ребенок в течение дня, потому что сами бы мы сделали иначе. Требуем – и выбиваемся из сил. А ведь, действительно, можно попросить ребенка убрать игрушки лишь ближе ко сну, ведь в течение дня он будет часто к ним обращаться, но потребовать, чтобы игровая территория была чётко ограниченной.

Слайд 8

Ведущий 2:

Ситуация 2. Дочь отпросилась на дискотеку и вернулась далеко позже назначенного ей времени. Отец возмущен неисполнением ею требования. Мать считает, что в этом ничего страшного нет - в другой раз придет вовремя.

обсуждение

4-ое правило требовательности: Слайд 9

  • Родители должны быть едины и последовательны в своих требованиях к ребёнку.


Слайд 10

Ведущий 1

Ситуация 3. Мать и отец приходят с работы. В раковине - гора невымытой посуды, сын - в телефоне (игры, соцсети…) Мать кричит, отец ругает сына. Он демонстративно затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду.

обсуждение


5-ое правило требовательности: Слайд 11

  • Истинная требовательность не криклива, но не уступает капризам и не делает поблажек.


Слайд 12

Ведущий 2

Ситуация 4. Вы несколько раз повторяете ребёнку требование сделать что-то: пропылесосить, вынести мусор, полить цветы, идти обедать и т.п. Он не делает, но постоянно отвечает вам из комнаты: «Сейчас».

обсуждение


6-ое правило требовательности: Слайд 13

  • Предъявляя требования, установите с ребёнком зрительный контакт


Слайд 14

Ведущий 1

Ситуация 5. Учитель жалуется, что ребёнок не выполняет домашнее задание или делает это недобросовестно, требует усилить контроль. Мать ругается, требует учиться. Ребёнок говорит, что он не успевает всё сделать.

обсуждение

7-ое правило требовательности: Слайд 15

  • Требовательность должна быть понятна и посильна, требования – конкретными. Если ребёнок не справляется, ему нужно помочь.


Слайд 16

Ведёщий 2


Ситуация 6. Сын собрался в многодневный поход. Мама требует отказаться, аргументируя это тем, что он может простудиться и заболеть и вообще это небезопасно.

Обсуждение

8-ое правило требовательности: Слайд 17


  • Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой.



Ведущий 1: Кстати…. 3 стратегии, которые никогда не сработают

Слайд 18 Сарказм и грубость

Родители порой прибегают к саркастическим, оскорбительным выражениям или применяют силу, требуя от детей выполнения их требований. Это вернется бумерангом - дети обижаются, могут найти не менее колкие выражения или бросаться на родителей с кулаками, и тогда ситуация только усугубится. Если хотите, чтобы ребенок вас уважал, уважайте его.

Слайд 19 Сравнение с собой в детстве в качестве примера

Говоря о том, что вы в детстве никогда ТАК не делали, вы не вызываете доверие у детей, так как они не могут этого проверить. Таким образом, вы только дистанцируете ребенка от себя, показывая ему, какие вы разные.

Слайд 20 Навешивание ярлыков

Когда мы называем ребенка словами с негативной оценкой (Какой ты ленивый/глупый/непослушный), мы невольно формируем этот образ в голове у ребенка. Если ребенок слышит такое слишком часто, эти черты становятся чертами характера его самого.

Подведение итогов


Ведущий 2

Мудрое воспитание — это комбинация высоких требований, дисциплины, поддержки и любви. Мудрые родители очень требовательны: четко обозначают границы и правила, помогают ставить цели и держат высокую планку личных достижений. Но в то же время они оказывают ребенку поддержку в его интересах, проявляют заботу и отзывчивость. Они искренне уважают детей как независимых и разумных личностей. Это самый эффективный стиль воспитания, — и это то, к чему мы все должны стремиться! 

Слайд 21

Ведущий 1: И закончить хочется словами другого выдающегося педагога: «Нравственное воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо» (В.А. Сухомлинский).