СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»»

Родительское собрание: «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем».


Место проведения: МКОУ Парская СОШ

Дата проведения: 13.12.2017 г.

Кл.руководитель 1-3 кл.: Мочалова Е.Л.


Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется... Януш Корчак

Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости школьников.

Задачи: познакомить с понятием школьной неуспеваемости; рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении.


Ход собрания:

  1. Подготовительный этап.

Подготовить текст беседы для педагогического всеобуча. Выяснить причины неуспеваемости младших школьников, а также составления списка литературы, рекомендуемой для родителей.

Подготовить тексты теста-опроса родителей. Провести с детьми тест «Рисунок семьи». Подготовить экран и презентацию.

  1. Организационный этап

На школьной доске приготовить изречения педагогов по теме собрания. Подготовить выставку психолого-педагогической литературы для родителей. Родители рассаживаются, на столах лежат карандаши и ручки, листы бумаги для записей. На собрании могут присутствовать школьный психолог, зам. директора по учебно-воспитательной работе.

Беседа будет проходить эффективнее, если родители и приглашенные педагоги будут иметь бейджики. Сообщаю родителям тему собрания, его план, темы выступлений приглашенных педагогов, роль всех участников собрания.

  1. Этап педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые возлагали на них мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. - Почему все это происходит? Почему учиться трудно? Как возникают школьные проблемы? А главное - что делать, как помочь своему ребенку преодолеть их? (Высказывания родителей.)

Все это очень непростые вопросы, которые возникают из года в год у мам и пап. Кто-то из них сетует на неусидчивость ребенка, на то, что каждый день на него жалуются учителя. Чей-то ребенок испытывает трудности в освоении навыков грамотного письма. Чья-то мама возмущена тем, что учительница рекомендовала показать ее ребенка психоневрологу, хотя и сама она переживает, что ребенок порою становится неуправляемым. У одних это трудности, связанные с обучением, у других - агрессивность, конфликты со сверстниками, учительницей, беспричинные слезы, бесконечные болезни, низкий темп усвоения школьной программы... И многое, многое другое. Всем этим явлениям можно дать общее название - школьные трудности. Но школьные трудности не сводятся только лишь к низким способностям к обучению ребенка.

Неспособность и неуспеваемость - это чаще всего результат нашего невнимания, безразличия, нашего непонимания, а порою наших же амбиций и давления на ребенка. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют школьнику нормально учиться, но и сохраняют его физическое, психическое и социальное здоровье.

В последние годы педагоги, медицинские работники, психологи, ученые все чаще говорят о трудностях обучения в школе. Как показывают цифры официальной статистики, в начальной школе. Более 30% детей имеют непреходящие трудности обучения. Эти страшные цифры означают: едва ли не каждый третий ребенок не верит в свои силы, так и не научился как следует читать и писать - и не имеет шансов успешно закончить школу и получить достойную специальность, профессию. И проблема эта не только педагогическая, но и медицинская, и психологическая, и, прежде всего, социальная.

А самая главная беда - младшие школьники с еще неокрепшей психикой остаются пока один на один с их школьными трудностями, а родители не умеют или не хотят помочь им. В учебных неудачах наших детей родители чаще всего склонны винить школу. И неудивительно: школа с такими детьми, не вписывающимися в общепринятые рамки, не имеет возможности заниматься по индивидуальной траектории. Да и программы, методики, рассчитанные на мифического среднего ученика, усугубляют проблему. Но, обвиняя только школу и перекладывая на нее всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям.

А между тем, неуспеваемость школьника - скорее общая беда: и детей, и родителей, и учителей, а впоследствии и всего общества. А искать корни проблемы надо в прошлом - в раннем детстве, а иногда в неблагополучном течении беременности мамы. Но если родители всё же задаются вопросами о проблеме своего ребенка, то часто можно услышать вот такие высказывания: «Беременность моей жены протекала тяжело, но ребенок родился здоровым, он плохо учится, потому что ленится»; «Разве на школьные успехи может повлиять неблагополучные роды, ведь это было давно?»; «Мой ребенок хорошо произносит все звуки, а мне порекомендовали обратиться к логопеду. Почему?»; «Мой сын ничего не успевает делать в классе; как заставить его работать быстрее?». «Приготовление уроков дома всегда заканчивается ссорами, слезами сына (дочери). Как научить его (ее) делать уроки быстрее?» Эти типичные вопросы показывают: родители не знают или не понимают причин многих школьных трудностей. Особенности развития ребенка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. При этом папа и мама считают, что виноваты либо учитель (плохо учит, придирается, чересчур требователен), либо общая система обучения (плохая школа, плохие учебники), либо сам ребенок (ленивый, нерадивый, неспособный). Чтобы разобраться в истинных причинах неуспеваемости, необходимо посмотреть со стороны на себя, сделать экскурс в прошлое, вспомнить, как развивался малыш, какие проблемы возникали в его воспитании, что рассказывали о нем воспитатели в детском саду.

Итак, каковы же причины школьной неуспеваемости?

Прежде всего, большая часть школьных трудностей тесно связана с особенностями раннего развития ребенка и состоянием его здоровья. Об этом, как ни странно, родители не знают или не думают. То есть состояние ребенка родителями оценивается в настоящий период времени без учета того, каким оно было до школы. И уж никак родители не связывают плохой почерк, неуспеваемость, плохое поведение ребенка с этими проблемами; а потому требуют невозможного и от ребенка, и от школы. Конечно, многие родители видят в раннем детстве, что их ребенок чрезмерно беспокойный, расторможенный, непоседливый, раздражительный или, наоборот, вялый. Что он плохо засыпает или очень беспокойно спит. Что их малыш позднее, чем другие дети, начал говорить. Но родители, утешая себя, объясняют это тем, что сын или дочка еще маленькие, и это никакая не болезнь, «все пройдет»... И только когда наступает время идти в школу, у них появляются проблемы. И возникающие с началом обучения трудности являются для многих родителей неожиданностью и вызывают не просто огорчения, но и недовольство ребенком. Если вы хотите помочь сыну или дочке, необходимо оставить раз и навсегда эти разговоры и осознать, наконец: у ребенка, начинающего обучение, не может быть просто лени, просто нежелания учиться, просто рассеянности. Все это, как правило, связано с состоянием его здоровья, психологическими и возрастными особенностями, порой сами взрослые наделали ошибок в воспитании: предъявляли чрезмерные требования, или, наоборот, игнорировали процесс развития. Много хлопот доставляют родителям и школе гиперактивные дети. Учителя постоянно жалуются, что на уроках ребенок постоянно отвлекается, ходит по классу, берет все, что попадет под руку, пристает к другим детям, не может сосредоточиться ни на минуту, не выполняет до конца задание или делает это небрежно. Родители в растерянности - ведь воспитанию сына (дочери) уделялось столько внимания! Правда, вспоминают они, ребенок рос очень болезненным: в течение первого года был чрезвычайно беспокойным, крикливым, не спал по ночам. Повышенная возбудимость, непоседливость, неустойчивость внимания вызывали неудовольствие и у воспитателей детского сада; они постоянно жаловались, что его ни на минуту нельзя оставить без присмотра, т. к. он сразу начинал драться, ломать игрушки. Родители, вместо того чтобы разобраться в причинах происходящего, начинают применять к ребенку более жесткие воспитательные меры. Однако совсем это не баловство, а нарушение поведения, свидетельствующее о расстройстве нервной системы. И надо, не откладывая, проконсультироваться с детским психоневрологом. Иногда ребенок показывает себя неглупым, развитым, поступая в первый класс, он уже умел читать, хорошо считал, однако учебный материал практически не усваивает, т. к. совершенно не может сосредоточиться - вертится, мешает другим детям. Родители воспринимают поведение ребенка как нерадивость, баловство, стараются применить жесткие меры наказания. Их отношения с ребенком превращаются в сплошной крик, дерганья, наказания; однако никакие меры не помогают. Чадо очень искренне раскаивается, обещает вести себя хорошо, но тут же забывает свои обещания, и начинается все сначала. Чем больше родители наказывают, тем хуже становится его поведение. К тому же он делается все более нервным и раздражительным, жалуется на головные боли, плохо спит ночью. И только тогда родители решают повести сына или дочку к врачу. А иногда оказывается, что ребенок нуждается в срочном лечении, а все его трудности поведения объясняются расстройством нервной системы. Совершенно необходимы для гиперактивных детей упражнения на релаксацию, расслабляющий массаж, аутогенная тренировка. Полезны эти упражнения и вполне здоровым и успевающим школьникам, т. к. они позволяют снять последствия школьных нагрузок, предупредить возникновение переутомления. Если время не позволяет вам сводить ребенка к специалисту, вы можете научиться этому сами, а потом выполнять с ребенком эти упражнения 2-3 раза в неделю дома. ( приложение 1).

Следующую группу неуспевающих составляют дети, у которых причиной развития невротических расстройств и впоследствии неуспеваемости в школе являются психогенные факторы. К ним относятся:

• психические травмы, вызванные испугом, страхом;

• тяжелые ситуации, свидетелем, а то и участником которых оказался ребенок - ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких;

• жестокое, несправедливое обращение.

Так, причиной развития невроза у ребенка очень легко может стать вражда между родителями. Эту вражду он чутко чувствует и тяжело переносит. Часто супруги, желая сохранить формальную семью ради детей, строят отношения, которые внешне, для окружающих, выглядят благополучно. При этом если вражда между мамой и папой замаскированная, то последствия еще тяжелее. Ребенок ощущает себя беспомощным, живет в постоянном напряжении. Как отмечают психологи, в семьях разбитых, но сохраняющих формально единство именно сын или дочка становятся соединительным звеном - без них семья не смогла бы существовать. А для маленького ребенка это слишком большая эмоциональная нагрузка. Особенно тяжелая ситуация складывается, если родители при разводе втягивают детей в свой конфликт. По данным А.И. Захарова, в этом возрасте высоко развита чувствительность к эмоциональным проблемам взаимоотношений с близкими, с матерью. А с началом обучения на прежние стрессовые факторы могут наложиться школьные перегрузки, повышенные требования к оценкам и чрезмерный контроль за приготовлением уроков, проблемы психологической адаптации. Если родители пустили адаптацию после пережитого стресса на самотек, поведение ребенка постепенно меняется. Сначала такой ребенок отличается пассивностью, несобранностью, плаксивостью. В школе сначала возникают стойкие проблемы с успеваемостью, а затем появляются и двойки. Ученик это очень переживает, постоянно волнуется, беспокоится о результатах, у него повышенная тревожность. Иногда он жалуется на головные боли, ухудшается сон, повышается утомляемость. Родителям необходимо заметить такие отклонения как можно быстрее. Чем раньше будет оказана ему помощь специалиста, тем легче будет ребенку учиться.

Еще одна причина проблем в обучении - наши родительские амбиции. Вот один пример. Единственный ребенок у немолодых родителей, он был всеобщим любимцем. С ним много работали, всем демонстрировали его успехи, постоянно им восхищались. В детский сад он не ходил, т. к. постоянно болел простудными заболеваниями, но ребенка не закаляли, оберегали от сквозняков, создавали ему тепличные условия. Поскольку мама с папой считали, что сын очень развит, в школу его решили отдать в 6 лет. При этом взрослые были уверены сами и заверили мальчика: он будет только отличником. Однако на практике оказалось все по-другому: тот трудно привыкал к одноклассникам, которые не хотели признавать его превосходства. Да он и не умел делать многого, что умели другие ребята, привык, чтобы его кормили, ходил неряшливый, не умел самостоятельно одеться, с трудом выдерживал необходимую школьную дисциплину. Ему быстро надоело сидеть на уроках; а учительница отнеслась к нему как ко всем, хотя он ожидал к себе такого же отношения, как в семье. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, упрямым, говорил, что ненавидит школу. Однажды пожаловался, что у него болит голова и живот. Его оставили дома. На второй день повторилось то же самое. Каждый день появлялись новые жалобы, а в выходные дни был всегда здоров. Это характерная картина так называемого школьного невроза.

Еще одна причина школьных трудностей - семейные проблемы. Надо отметить, что какой бы аспект школьных трудностей мы ни затронули - почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Чаще всего трудности в школьном обучении испытывают дети из неблагополучных семей. И особый разговор о детях, у которых пьющие родители. И как итог - беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие.

Зачем так подробно рассказывать об этом вам, родителям, на школьном собрании? На своем многолетнем опыте психологи и учителя убедились: многие родители, где наблюдается хоть одна из названных проблем, не отдают себе полного отчета в том, что с началом обучения ребенка они обязательно столкнутся с большими трудностями. Непоседливые, суетливые, рассеянные, невнимательные, расторможенные дети. Обращает на себя внимание бедность их речи, ограниченность словарного запаса, недостаточность знаний и сведений об окружающем мире, несформированность многих навыков, без которых невозможно успешное обучение, да и вообще не очень-то большое желание учиться. В начале школьного обучения такие дети ведут себя весьма непосредственно: часто играют на уроках, не понимают «школьной ситуации», не могут критически оценить свои действия и поступки. К учебе относятся беспечно, их не волнуют неудачи. Необходимо понять, что и такой ребенок требует особо бережного и внимательного подхода, а окрики и наказания, на которые в таких семьях обычно не скупятся, не помогут. Так складывается стрессовая ситуация, замкнутый круг для ребенка: дома его наказывают, не пускают гулять, лишают удовольствий. Конечно, с такими детьми тяжело. Но все равно есть только один путь: терпение, выдержка. Как бы ни было тяжело, недопустимо на срыв ребенка отвечать собственным срывом! Постарайтесь больше общаться, играть с ним, развивать его речь. Если он чего-то не понимает, повторите, объясните. Необходимо, чтобы такой трудный ребенок имел любимое занятие, увлечение. Не забывайте похвалить его за малейший успех в любом деле (не обязательно в учебе) и поддержать в нем уверенность в своих силах. И не бойтесь пойти за советом к врачу-психоневрологу или психологу. Не откладывайте этот визит, не надейтесь, что все пройдет! Вы только потеряете время. Квалифицированный совет специалистов, а при необходимости и лечение помогут вам обеспечить ребенку посильные для него условия обучения; а это крайне важно.

Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед не обязательно только в неблагополучных семьях. Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребенку в ней живется не очень сладко. Это еще один фактор, сильно влияющий на процесс школьной адаптации и школьные трудности. Он выражается в дисгармонии семейных отношений как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает, мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребенок очень быстро находит выгодный для себя стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот же стиль поведения на общение со сверстниками. Родители порой упрекают друг друга за плохое воспитание в присутствии ребенка.

Бывают мамы, принимающие все проблемы ребенка близко к сердцу, легко расстраиваются, постоянно беспокоятся за него. Они волнуются по бесконечным поводам: вдруг он опоздает в школу, не успеет что-то сделать, не решит контрольную. Такие мамы стараются во всем помочь, оградить сына или дочку от самостоятельного решения проблем, лишая их инициативы и в выполнении домашних заданий, и в быту, и в выборе друзей. Они вместе с ним делают уроки - и очень огорчаются, если все равно нет желаемой оценки. Если учитель или психолог укажут на это маме, то она удивится: «Я же не ругаю его (ее), не наказываю». Но из-за полученной тройки или двойки мама так расстраивается, что у ученика формируется чувство вины, комплекс неполноценности. Часто он начинает скрывать от мамы проблемы, оттягивает их решение. У Агнии Барто есть стихотворение, прекрасно иллюстрирующее подобную тактику поведения родителей и переживания самого ребенка? Внимательно вчитайтесь в эти строки. Не узнаете ли вы себя? (приложение 2).

Итак, итог: что же внутри семьи может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению? Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности». Такое поведение мамы и папы ведет к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребенка в себе У мамы свои дела и заботы, у папы - свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится - хорошо, не выучится - сам виноват».

Как же нам понять суть нашего отношения к ребенку? Для начала сделайте одно, трудное, но и возможное, вылезьте из своей взрослой скорлупы и посмотрите на себя глазами ребенка. Это поможет ему лучше наказаний и укоров, и, наоборот, бесконечной опеки и лишения инициативы.

Итак, какие рекомендации можно дать родителям, чьи дети испытывают те или иные трудности в обучении? Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить, что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, но больше всех страдает ребенок. Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни педагог, ни мама с папой внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Чем позднее вы обратите внимание на проблемы, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка - тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, формируют у него неуверенность, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо даётся, на все остальные. На трудности обучения письму и чтению необходимо реагировать как можно быстрее и потому, что с них начинается серьезное отставание ребенка, потеря интереса к учебе и веры в свои силы. Если при этом наказывают учитель (двойкой) и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания - бесполезными. Теряет интерес, а значит - отставание углубляется. Главное для вас - как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у вашего ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу - для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами, с помощью учителя. Но не торопитесь с выводами, внимательно наблюдайте.

Чем же могут помочь родители, если все же появились школьные трудности?

Первое. Не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача - помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться). Не рассчитывайте на мгновенный успешный результат. Он появится не сразу и будет, может быть, незначительным на ваш взгляд.

Третье. Ваша главная помощь: поддержать уверенность ребенка в своих силах, снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать - это не помощь, а основа для новых конфликтов. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичны родитель- ские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Если вы, взрослый, не можете сдержаться, как быть ребенку, что чувствует он? При этом все родители жалеют себя и никто - сына или дочку.

Четвертое. Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении - больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия, убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Пятое. Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать. Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать - с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого. При приготовлении домашних заданий постарайтесь, насколько это возможно, уменьшить объем письменных работ (механическое письмо, особенно многократное переписывание, сильно утомляют, а польза минимальная). Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 мин. Не забывайте - паузы после 20-30-минутной работы обязательны. Шестое. Не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребенка только, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с педагогом; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните.

Седьмое. Самое важное при оказании помощи ребенку - это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы они вознаграждали сына или дочку не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Даже если ребенок не получит после ваших занятий ожидаемой оценки, но он старался, приложил много усилий, поощрите его. Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка. Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Восьмое. Ребятам с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше. Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?» Пожалуй, самое трудное время - вечером, когда пора ложиться спать. Родители стре- мятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом сын или дочка долго не могут успокоиться и уснуть. В таких случаях ребенку особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкают его «как маленького» и, укладывая спать, посидят рядом несколько минут, выслушают, рассеют его страхи. Можно предоставить сыну или дочке некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

Девятое. Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул. В крайнем случае, не перегружай те его в эти дни. Каникулы - для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их не удачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, даже если вы сами работаете, что-то придумайте. Главное - сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям в школе. Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше - сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы. Не стойте над душой - этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания по поводу его почерка, посадки, внимания. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте. И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех.

Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации. Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды.

  1. Этап социологического опроса

Психолог. Помочь найти ошибки в воспитании своего ребенка, которые могут привести к школьным трудностям, вам поможет следующее исследование, которое мы провели в классе. Но перед тем как ознакомиться с результатами исследований, проведем мини опрос. Это поможет вам быть объективными при анализе семейной ситуации.

Анкета для родителей 1.

1. Сколько раз за последнюю неделю вы спросили ребенка: «Как у тебя дела?»?

2. Сколько раз вы сказали ребенку: «Я за тебя так рад!»?

3. Сколько раз за неделю вы задавали ребенку вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?»?

4. Говорили ли вы на этой неделе фразу типа: «У меня больше нет сил (терпения)...», «Ты опять меня расстроил»?

5. Наказывали ли вы ребенка за неудачи в учебе на этой неделе?

6. Говорили ли вы ребенку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?

7. Если ребенок пришел расстроенным, поддержали ли вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя все получится!»?

8. Что вы чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребенком или хмурились?

Сделайте вывод по тесту-опросу: какие отношения с ребенком у вас преобладали на этой неделе: позитивные, доверительные или конфликтные, негативные. (Родители анализируют результаты теста, задают вопросы.)

Анкета для родителей 2.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3. Интересуются ли вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по пред­метам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники, или предпочитают проводить время без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?


За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

(Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и интерпретацией учителя. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных. Многие неожиданно для себя выясняют, что они недостаточно внимания уделяют ребенку дома.)

Психолог. А сейчас посмотрите на себя со стороны глазами ребёнка. К собранию мы провели среди детей конкурс рисунков «Моя семья» Рассмотрите внимательно рисунок: как ребёнок изобразил членов семьи, в какой последовательности, какую цветовую гамму он выбрал, насколько детально прорисованы лицо. Одежда членов семьи, всех ли нарисовал ребёнок, как он изобразил себя и какое место себе отвёл, отличаются ли члены семьи размерами и т.п. А сейчас послушайте, как по этим критериям можно определить отношения внутри семьи глазами ребёнка. (Приложение 3)




V. Подведение итогов собрания

(Родителям предлагается определить ценность сегодняшнего собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания и обучения детей.)

- Узнали вы сегодня что-нибудь новое?

- Была ли эта информация для вас полезной?

- Заставила ли она вас задуматься, оценить свое отношение к ребенку по-новому? (Высказывания родителей).

Далее учитель знакомит родителей с мероприятиями в школьном плане, направленными на профилактику неуспеваемости детей, напоминает режим работы психолога, логопеда, обращает внимание на выставку литературы. Предлагает обсудить дома свои возникшие мысли, чувства с супругом (ой), другими членами семьи.

Решение собрания 1. Обсудить с членами семьи необходимость контролировать свою речь в конфликтных ситуациях с ребенком.

2. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

3. Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.

4. Классному руководителю составить график консультаций психолога для родителей, выразивших это желание.

5. Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.




























Приложение 1.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

1.Упражнения на расслабление. Положение лёжа. «Вытяни руки вдоль туловища кистями руки «смотрят» вниз. Ты закрываешь глаза, дышишь ровно, спокойно: вдох, выдох. (Ваш голос должен быть ровным и спокойным, тихим). Все ваши мысли должны быть направлены на ребёнка, на его успокоение, расслабление. Если вы будете нервничать, отвлекаться, толку не будет.

2.Установка спокойствия. «Ты любишь купаться в море? Представь себе: ты долго – долго качаешься на волнах, море плещется о берег, светит солнышко, тебе тепло и приятно, ты спокоен и расслабился».

3.Упражнение на создание чувства тяжести. «Ты в таком состоянии, что чувствуешь тяжесть во всех частях тела. Ты лежишь на спине. Ты смотришь в небо и видишь облака, которые проносятся мимо. Ты поднимаешь правую руку. Она тяжело падает вниз. Ты ощущаешь, что твоя рука такая тяжёлая, что нет сил её удержать. Ты устал. Ты засыпаешь».



Приложение 2.


«Мой папа рассердился».


Я заработал двойку

Из – за трёхзначных чисел.

Мой папа рассердился,

Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа кричал,

Ногами топал,

Швырял бы вещи на пол,

Разбил тарелку об пол!

Нет, он молчит часами…

Он слова не проронит,

Как будто я не Павлик,

Как будто посторонний.

Он, мне не отвечая,

Меня не замечая,

Молчит и за обедом,

Молчит во время чая.

Он с безразличным видом

Меня оглянет мельком,

Как будто я не Павлик,

А стол или скамейка.

А мне молчанье в тягость!

Я с горя спать улягусь! А. Барто


Приложение 3.

Тест «Рисунок семьи».

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений (отношение ребенка к членам своей семьи, восприятие им своей роли в семье, характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность). Ребенку предлагается простой карандаш чистый лист А4.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать каких-то указаний и уточнений; на вопросы отвечать уклончиво: «Рисуй так, как тебе хочется». Пока ребенок рисует, следует ненавязчиво наблюдать, отмечая такие моменты, как: Порядок заполнения свободного пространства. Порядок появления персонажей рисунка. Время начала и окончания работы. Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.). Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей. Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка. По окончании рисунка попросите ребенка назвать всех изображенных персонажей рисунка.

Второй этап исследования – беседа, которая должна носить легкий, непринужденный характер. Вопросы: Чья семья изображена на рисунке, - семья ребенка, его друга или вымышленного лица? Где эта семья находится и, чем заняты ее члены в настоящее время? Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье? Кто в семье самый хороший и почему? Кто самый счастливый и почему? Кто самый грустный и почему? Кто больше всех нравится ребенку и почему? Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение? Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация рисунка семьи. Полученное изображение отражает отношение ребенка к членам его семьи, то какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

Первый шаг в интерпретации детского рисунка – оценка общей структуры. Что мы видим на рисунке: действительно семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Причем любое изображение семейной ситуации, может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему (отражать желаемое). Если персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни, и выделяет ее. Один из членов семьи выше остальных – придание исключительного статуса, обладание (по мнению ребенка) наибольшей властью в семье, даже этот персонаж меньшего размера, чем остальные. Ниже остальных ребенок помещает того, чье влияние в семье минимально.

Второй этап – определение наиболее привлекательного персонажа. Его можно выявить по следующим признакам: он изображается первым, помещается на первом плане; он выше и крупнее остальных персонажей; выполнен с большей любовью и тщательностью; остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него. Возможно выделение его особенной одеждой, наделение какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя себя с этим персонажем. Размер того или иного члена семьи – значение, которое имеет этот персонаж для ребенка. Наименее значимый персонаж – самый маленький, рисуется в последнюю очередь и, помещается в стороне от остальных; может быть перечеркнут или стерт. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры – чувство тревоги по отношению к этому человеку. Или же такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. Предпочтение того или иного родителя выражается в более близком расстоянии от ребенка, какое выражение лица у родителей. Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции: наиболее близкие люди изображены ближе к ребенку. Ребенок о себе. Фигура ребенка наиболее выделена, нарисована более тщательно, прорисованы детали, яркая фигура – важность собственной личности, считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье; самым значимым и уникальным. Маленькая, слабая фигурка, в окружении родителей – чувство беспомощности и требование заботы и ухода; возможно ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки в семье. Ребенок вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи – подчеркивание своего исключительного статуса среди других детей. Ребенок рядом с отцом и размеры собственной фигуры преувеличены – сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье. Дополнительные персонажи. Дополнение людей, не относящихся к семейному кругу или животных – попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей. Присутствие вымышленных персонажей – неудовлетворенные потребности ребенка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!