СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Папа, мама, я - читающая семья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания по теме "Папа, мама, я - читающая семья". Цекль: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Форма проведения собрания: собрание организационно-деятельностная игра или деловая игра.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Папа, мама, я - читающая семья".»

Родительское собрание на тему: «Папа, мама, я – читающая семья»


Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Задачи:

  1. Образовательные - ознакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса;

  2. Воспитательные – помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.

  3. Развивающие – развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения – собрание организационно-деятельностная игра или деловая игра.

Организация собрания: оформление приглашений, доски (цитаты, выставка книг, плакат для отзывов), класса (парты расставлены для работы в группах); анкетирование учащихся и родителей, его анализ; составление памяток; презентация.

План проведения собрания: 1) Подготовительная работа.

2) Вступительное слово.

3) Игра «Волшебный мяч».

4) Работа в группах.

5) Создание памяток для родителей.

7) Рефлексия.

8) Решение родительского собрания.


Ход собрания

I. Подготовительная работа.

На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:

Что ты больше любишь?

А) Читать сам.

Б) Слушать чтение взрослых.

Как ведут себя родители во время твоего чтения?

А) Хвалят тебя.

Б) Ругают тебя.

Читают ли в вашей семье книги вслух?

А) Читают.

Б) Не читают.

Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

А) Конечно, да.

Б) Нет.

На аналогичную анкету отвечают родители.


II. Вступительное слово классного руководителя.

Учитель. Я очень рада приветствовать вас: и пап, и мам. Благодарю, что вы все откликнулись на наше приглашение и готовы принять участие в родительском собрании «Папа, мама, я – читающая семья», которое призвано помочь нам увидеть огромное значение чтения в жизни ребенка.

Открыть наше собрание я хочу словами Л.Н. Толстого. «Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…» (слайд 1).

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеюсь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Я провела в нашем классе анкетирование (слайд 2). Обработка анкет показала, что многие дети любят читать сами. Однако, у них сохранилась привязанность к совместному чтению. Они с радостью готовы слушать чтение взрослых. И это замечательно. Во-первых, дети слушают правильную речь. Во-вторых, многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Это послужит закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, а также для развития мышления.


III. Игра «Волшебный мяч».

Учитель. Большинство родителей смогли назвать книгу, которую читает их ребенок. Давайте немножко поиграем. У меня есть волшебный мяч, кто его поймает, тот должен назвать фамилию и имя детского поэта или писателя.


IV. Работа в группах.

Учитель. Мы с вами замечательно поиграли. Вспомнили много выдающихся поэтов и писателей (слайд 3). Сейчас вам не составит труда посоветоваться в группах и определить круг чтения своих детей по трем направлениям: 1 г. – нравственное, 2 г. – эстетическое, 3 г. – патриотическое.

Прогнозируемые ответы:

1 г.: М. Зощенко, Н. Носов, В. Осеева, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, К. Чуковский.

2 г.: М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Бианки, Г. Снегирев.

3 г.: Баруздин.

Итог работы в группах.

Учитель. Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формировать мысль и говорить, правильно ставить ударение. Оно развивает речевые данные, учит культуре речи. Всем нам понятно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в жизни ребенка.

В анкетах ваших детей меня порадовал тот факт, что родители чаще хвалят своих детей, чем ругают. Что родители выступают в роли доброжелательных помощников в овладении их детьми навыками чтения. Но у некоторых бывает и так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не хочется почитать книжку?». И тогда в ход идет принуждение.

Давайте снова поработаем в группах. Я предлагаю поделиться своими секретами, как сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

Прогнозируемые предложения:

Родитель. Предлагать ребенку, по возможности, для чтения ту литературу, которая его интересует.

Родитель. Определить режим «щадящего» чтения. (Ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре слайдов, чтении книг с большими яркими картинками).

Родитель. Не надо заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще. Прочитал 5 – 7 мин. и пересказал содержание абзаца.

Родитель. Сделать так, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения. Надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом, занося прочитанное количество слов в таблицу.

Родитель. Можно прочесть ребенку книгу не до конца, а до того места, где главному герою надо сделать выбор.

Родитель. Вести переписку с понравившимся главным героем. Это будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, и чтение станет действительно добровольным.

Родитель. Познакомить детей с любимыми книгами своего детства.

Родитель. Учить ребенка ценить и любить книгу. Навести порядок в домашней библиотеке. Отремонтировать старые книги.

С учетом предложений родителей составляется памятка, как научить ребенка чтению без принуждения.


Памятка для родителей. (слайд 4)

Читайте вслух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.

Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

Если ребенок устал, проведите физкульминутку.

Хвалите ребенка за чтение.

До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит эта книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.


V. Рефлексия.

Учитель. Сегодня мы много говорили о неоценимом значении чтения в жизни ребенка. Определили необходимые условия для успешного овладения чтения без принуждения. У вас на столе лежат книжки-малышки. Напишите в них что вам понравилось, чем вы сможете воспользоваться дома, что может быть осталось непонятным, что хотели бы еще узнать по данной теме.

Родители по желанию зачитывают свои отклики и прикрепляют их к заранее приготовленному на доске плакату. (Инициативная группа выносит решение родительского собрания).

Учитель. Спасибо за ваши отзывы. Вы совершенно правы, если ребенок на первом году обучения не научится хорошо читать, то его интерес к учению значительно упадет. Плохо читающие ученики обречены на не успеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Если ребенок будет расти и развиваться в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.


VI. Решение родительского собрания.

Зачитывается решение родительского собрания. (слайд 5)

Учитель. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующих задач:

- читать ежедневно с ребенком детские книги;

- обсуждать с ним прочитанное;

- помогать ему составлять по иллюстрации рассказы.

В каждой семье найти время для организации семейного чтения.

Для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, учителей и психологов. Завести читательские дневники.

Учитель. В завершение нашего собрания прошу ознакомиться с результатами техники чтения. Понизился или повысился темп чтения? Как вы думаете, по каким причинам это произошло?

5 причин, по которым надо читать книги. (слайд 6)

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. В настоящее время традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей пришла другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!