Тема: Финансовая грамотность в семье
Цели
- дать понятие о финансовой грамотности родителям, а через них научить детей к бережному отношению к деньгам ;
Участники
- поймут суть финансовой грамотности;
- используют азы финансовой грамотности в повседневной жизни;
Беседа по теме
- Что такое финансовая грамотность?
- Что такое бюджет? Семейный бюджет?
- Что такое доходы и расходы?
- Планируете ли Вы свой семейный бюджет? Почему да, почему нет?
- Если планируете, то принимают ли участие все члены семьи при планировании, в том числе и дети? Почему да, почему нет?
Введение в тему
Подготовка ребёнка к самостоятельной жизни в обществе — одна из основных задач родителей, учителей и других взрослых, участвующих в его воспитании. И это не только умение себя вести, способность считать и писать. Это и необходимые первичные навыки включения в финансово-экономические отношения — в семье и обществе. Формирование финансовой грамотности как комплекса знаний о поддержании и увеличении личного материального благосостояния и необходимых для этого навыков — неотъемлемая часть экономической социализации. Уже в младшем школьном возрасте ребёнка следует познакомить с элементарными понятиями из области денег, труда, вознаграждения, рассказать о первичных способах управления личными финансами. Это необходимо главным образом для того, чтобы сформировать правильные привычки, установки финансово грамотного поведения, которые помогут ему в уже недалёком будущем самостоятельно принимать разумные финансовые решения (рационально распределять личные средства, ставить различные финансовые цели и достигать их).
Ход конкурса
- 1 тур: “Создать копилку своими руками” (15 мин)
- 2 тур: Защита домашне го задани я (10 мин)
- 3 тур: “Блиц-вопросы” (15 мин)
- 4 тур: Практическая работа в группах (10)
- 5 тур: “Советы по накоплению денег” (10 мин)
- 6 тур: Заключительный “Подведем итог”.
1- тур Создать копилку своими руками
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
- Когда появились первые бумажные деньги?
8
2
проверка
Первые бумажные деньги появились в Китае 910 году
в нашей эры
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
2. В какой стране появился первый банк в мире?
2
проверка
В 1661 году создан первый государственный центральный банк в мире - Банк Швеции.
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
У каждой страны есть свои собственные деньги, и называются они по-разному. А как называются кыргызские деньги?
2
проверка
сом
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Как называются деньги, которые платят работнику за проделанную им работу?
2
проверка
заработная плат а
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Что поможет нам избежать незапланированной траты денег, например, на лечение в результате несчастного случая?
2
проверка
страхование
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Когда в Кыргызстане появилась своя валюта-сом?
2
проверка
в 1993 году
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 50-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражены?
2
проверка
Тоголок Молдо,
Таш Рабат в Нарыне
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 50-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражены?
2
проверка
Курманджан-датка; изображены минарет и мавзолей в Узгене
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 100-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражены?
2
проверка
Токтогул Сатылганов, и Токтогульская ГЭС
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Как называется драгоценный металл, который используется, например, в производстве электроники, дорогих украшений и памятных монет?
2
проверка
Золото
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Объясните, как вы понимаете слово «бюджет». Что это такое?
2
проверка
План, который поможет понять, сколько денег у вас есть и сколько из них можно потратить, называется бюджет
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Как вы думаете, для чего нужна копилка?
2
проверка
Копилка нужна для того, чтобы откладывать деньги на непредвиденные расходы или покупку чего-либо. Можно сказать, что копилка — самый простой и доступный способ формирования своих первых сбережений
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 200-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражены?
2
проверка
Алыкул Осмонов
и панорама озера Иссык-Куль
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 500-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражены?
2
проверка
Саякбай Каралаев
и мавзолей Манаса в Таласе
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 1000-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражены?
2
проверка
Юсуф Баласагун, Сулайман-Тоо
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Покупки можно совершать, расплачиваясь на кассе наличными деньгами — купюрами и монетами, а можно расплатиться безналичным способом. Какие предметы понадобятся человеку в этом случае
2
проверка
Банковская карта/специальное мобильное приложение с привязанной к нему банковской картой, установленное на смартфон
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Как называют человека, который обманным путём похищает у людей их деньги?
2
проверка
Мошенник
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Куда может обратиться человек, чтобы занять деньги на покупку нужной ему вещи, например, автомобиля?
2
проверка
В банк
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Что изображено на 2000-сомовой купюре?
2
проверка
Памятник Манасу, юрта, беркут, дерево, Хан-Тенгри, озеро Иссык-Куль
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Кто изображен на 5000-сомовой купюре? И какие достопримечательности отражен
2
проверка
Суйменкул Чокморов площадь Ала-Тоо в Би шкеке
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Мама приобрела в магазине канцелярские товары — тетрадки и ручки — для своего ребенка . Какое действие совершила мама в магазине? Что обеспечивает продажа товара для магазина? ( Можно ли сказать, что приобретение товаров для школы является не только расходом, но и вложением? Если да, то почему?
2
проверка
Да, вложение в образование ребенка, наличие которого в будущем увеличит его шансы на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы.
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Что такое доходы?
2
проверка
это поступление денежных средств в семейный бюджет.
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Что такое расходы?
2
проверка
Это затраты денежных средств из семейного бюджета
ВРЕМЯ
1
9
4
3
5
6
7
10
8
Что такое сбережения?
2
проверка
Деньги, которые человек откладывает, чтобы использовать в будущем.
Практическая работа
Задание первой группе
- В начале года Ваша семья решила организовать двухдневный семейный поход в ущелье Кырчын в июле месяце. До июля 6 месяцев. И поэтому решили накопить деньги. Каждый член семьи каждый месяц будет вкладывать в семейную копилку 5% от заработанных денег. У бабушки пенсия – 3800 сомов; у папы заработная плата – 22 000 сомов; у мамы заработная плата – 18 000; у старшего брата стипендия – 5000; у младшего – карманные деньги – 2500; Посчитайте, кто сколько денег будет вкладывать в копилку каждый месяц? Итого сколько денег семья соберет для похода? Составьте список всех расходов во время похода. И при этом надо учесть следующие моменты:
- Собранных денег хватило на все расходы.
- Качественный и полезный отдых.
- Сбалансированная и полезная еда.
- Уютный и теплый ночлег
Задание второй группе
- Ваш ребенок хочет отметить свой день рождения в кругу своих одноклассников. Их 16 человек. Из семейного бюджета вы можете выделить только 3 800 сом. У Вашей семьи есть 2 варианта: или дома организовать праздник или же в детском развлекательном центре. Составьте праздничное меню и смету на эти два варианта. Сравните цены. Где выгоднее? Где экономнее?
- При составлении меню и сметы обратите внимание на следующие моменты:
- Экономия денег.
- Сбалансированная и полезная детская еда.
- Достаточность (чтобы еды хватило всем).
- Составьте мини-проект, и при защите обязательно объясните и обоснуйте каждое выполненное действие (т.е.ответьте на вопросы: как вы это сделали и почему так решили сделать).
Задание третьей группе
- В этом году Ваша семья накопила 48 500 сомов, чтобы сделать ремонт в детской комнате Вашего ребенка. Площадь комнаты 23 квадратных метра. Ваша задача: побелить, покрасить, заменить обои, повесить люстру, заменить окно, дверь и др. Составьте смету, указывая наименование материалов, их количество и стоимость. Не забудьте и про оплату за услуги рабочих, которые будут делать ремонт. И при этом учитывайте следующие моменты:
- Экономия денег.
- Качественные материалы.
- Хороший ремонт.
- Составьте мини-проект, и при защите обязательно объясните и обоснуйте каждое выполненное действие (т.е.ответьте на вопросы: как вы выполнили и почему так выполнили .
5-тур Советы по накоплению денег
Каждая команда предлагает 6 советов по накоплению (сбережению) денег. Побеждает та команда, которая выдвигает самые оригинальные и действующие идеи, и получает максимальное 15 “монеток”.
6-тур Подведение итога
Каждая команда “вскрывает” свои копилки и подсчитывает все “монетки”. Команда, которая больше всех собрала “монеток”, считается победителем.