СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание по теме: "Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание по теме: "Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме: "Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье"»

  Типы семейного воспитания.  Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Научить ребёнка быть счастливым нельзя,  но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.    А. Макаренко

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно.

А. Макаренко

Десять ошибок в  воспитании, которые  все когда – нибудь совершали   Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим. Конфуций

Десять ошибок в воспитании, которые все когда – нибудь совершали

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек – к другим.

Конфуций

Роль, предопределяемая для ребенка взрослыми Предвидеть – значит управлять. Б.Паскаль Ошибки в воспитании, которые совершают взрослые главным образом подсознательно, иногда с глубоким убеждением, что они делают ребенку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. Рассуждает: «Ведь и меня так «воспитывали», а человеком сделали!»

Роль, предопределяемая для ребенка взрослыми

  • Предвидеть – значит управлять.

Б.Паскаль

Ошибки в воспитании, которые совершают взрослые главным образом подсознательно, иногда с глубоким убеждением, что они делают ребенку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. Рассуждает: «Ведь и меня так «воспитывали», а человеком сделали!»

Роли детей в семье «Кумир семьи»; «Вундеркинд» (надежда семьи) «сокровище»; «паинька»; «болезненный ребенок»; «ужасный ребенок», «мучитель»; «козел отпущения»; «золушка»

Роли детей в семье

  • «Кумир семьи»;
  • «Вундеркинд» (надежда семьи)
  • «сокровище»;
  • «паинька»;
  • «болезненный ребенок»;
  • «ужасный ребенок», «мучитель»;
  • «козел отпущения»;
  • «золушка»

«Кумир семьи» Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми. Вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.

«Кумир семьи»

  • Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми.
  • Вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания.
Роль «маминого (папиного, бабушкиного и т.д.) сокровища» Похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Навязывание подобной роли таит немало сложных психологических причин. Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими взрослыми, отчетливо при этом осознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В семье образуются «коалиции» против кого-то. Все это проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей. Воспитание лицемерия и изворотливости, подлости.

Роль «маминого (папиного, бабушкиного и т.д.) сокровища»

  • Похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Навязывание подобной роли таит немало сложных психологических причин. Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими взрослыми, отчетливо при этом осознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В семье образуются «коалиции» против кого-то. Все это проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей.
  • Воспитание лицемерия и

изворотливости, подлости.

«Паинька» Внешняя оболочка Воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением и вознаграждается. Внутренняя оболочка Образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи, неожиданно совершает противоправные поступки. Формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Усматривает в неподтверждении ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность.

«Паинька»

  • Внешняя оболочка
  • Воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением и вознаграждается.
  • Внутренняя оболочка
  • Образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи, неожиданно совершает противоправные поступки.
  • Формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям.
  • Усматривает в неподтверждении ожиданий

собственную неполноценность, несостоятельность.

«Болезненный ребенок» В семье упорно считают его слабым, болезненным, создают все условия, учитывая его «больное» состояние. Хлопочут вокруг него (режим, лекарства, освобождение от всех физических нагрузок, включая домашние). Изворотливый,  ленивый,  безответственный.

«Болезненный ребенок»

  • В семье упорно считают его слабым, болезненным, создают все условия, учитывая его «больное» состояние. Хлопочут вокруг него (режим, лекарства, освобождение от всех физических нагрузок, включая домашние).
  • Изворотливый,

ленивый,

безответственный.

выговоры, наказания == «мучитель». Родители перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке или изолировать кого-либо из членов семьи (бабушку, дедушку, отца). Рождается новый ребенок. Старший ребенок не может не реагировать на это обидой и ревностью, стремится вернуть себе утраченное внимание. == непослушание, капризы, действия назло. " width="640"

Ужасный ребенок

  • Низкая ценность ребенка в семье.
  • Воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен. Многие поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». == выговоры, наказания == «мучитель».
  • Родители перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке или изолировать кого-либо из членов семьи (бабушку, дедушку, отца).
  • Рождается новый ребенок. Старший ребенок не может не реагировать на это обидой и ревностью, стремится вернуть себе утраченное внимание. == непослушание, капризы, действия назло.
«Козел отпущения» Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на друге. Превращается в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Он чувствует, что всем  мешает и вызывает  у домашних одно  раздражение.

«Козел отпущения»

  • Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на друге.
  • Превращается в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Он чувствует, что всем

мешает и вызывает

у домашних одно

раздражение.

Может ли ребенок стать послушным? Сущность правильного воспитания в том, чтобы к социально одобряемому («хорошему») поведению ребенка подталкивали не страх и не желание перед кем-либо выслужиться, а его собственная совесть (тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка). Если она разбужена у ребенка, то он сам в душе корит себя за неблаговидный поступок. Если же за любую ошибку или шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий тоже наказание), то совесть его приучается бездействовать. «Ужасный ребенок»; маленький «хитрец» - рано приучается хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи.

Может ли ребенок стать послушным?

  • Сущность правильного воспитания в том, чтобы к социально одобряемому («хорошему») поведению ребенка подталкивали не страх и не желание перед кем-либо выслужиться, а его собственная совесть (тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; способность распознавать качество поступка). Если она разбужена у ребенка, то он сам в душе корит себя за неблаговидный поступок.
  • Если же за любую ошибку или шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий тоже наказание), то совесть его приучается бездействовать.
  • «Ужасный ребенок»; маленький «хитрец» - рано приучается хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи.
«Золушка» Аномальная роль. Прислуга в доме. Все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. Вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

«Золушка»

  • Аномальная роль.
  • Прислуга в доме. Все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым.
  • Вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.
В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его просто любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребенок совершил шалость или проступок – его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом». Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой.
  • В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его просто любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребенок совершил шалость или проступок – его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом». Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой.
Кем ребенок почти никогда не бывает в нормальной семье, так это «козлом отпущения», «забитым», «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в « трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т.д.), порядочного человека и даже …советчика!.
  • Кем ребенок почти никогда не бывает в нормальной семье, так это «козлом отпущения», «забитым», «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в « трудных» семьях.
  • Это роли помощника, равноправного участника беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т.д.), порядочного человека и даже …советчика!.