СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание:"Подростковые зависимости"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковые зависимости

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание:"Подростковые зависимости"»

Подросток и зависимости

Подросток и зависимости

Виды зависимостей Наркотическая зависимость (химическая аддикция) Алкогольная зависимость Сексуальная зависимость Интернет-зависимость Лудомания(игровая зависимость) Пищевая зависимость (РПП, Булимия) Шопоголизм Трудоголизм Религиозная зависимость

Виды зависимостей

  • Наркотическая зависимость (химическая аддикция)
  • Алкогольная зависимость
  • Сексуальная зависимость
  • Интернет-зависимость
  • Лудомания(игровая зависимость)
  • Пищевая зависимость (РПП, Булимия)
  • Шопоголизм
  • Трудоголизм
  • Религиозная зависимость

Механизм формирования зависимости

  • 1 шаг.  Алкоголь, никотин, сладкая/жирная пища или сильная эмоция воздействуют на человека. 
  • 2 шаг.  Мозг перевозбуждается и начинает выработку нейромедиаторов сверх нормы (в обычном состоянии они просто отвечают за спокойное ровное настроение). 
  • 3 шаг.  Когда нейромедиаторов больше, чем надо, на нейронах мозга начинают расти специальные усики, рецепторы. Они растут, чтобы принять молекулу нейромедиаторов - иными словами, передать «лишнюю» радость нейрону в мозге. Чем больше мы подвергаем его сверхпереживаниям, тем больше вырастает усиков-рецепторов
  • 4 шаг.  Со временем нейромедиаторы, у которых есть свой срок жизни, перестают действовать. Но усики-то остаются! И когда их много, а нейромедиаторов столько, сколько обычно, незанятые усики начинают вибрировать, «показывая» головному мозгу, что они пустые. «Показывают» они это душевной тревогой. 
  • 5 шаг.  Человек начинает чувствовать дискомфорт и пытается убрать его с помощью новой порции «наркотика» (алкоголь, шоппинг, соленая еда и пр.). У него снова вырабатывается много нейромедиаторов, усики перестают его беспокоить. И тут возникает убеждение, что алкоголь (шоппинг, еда и пр.) - его друг, который помогает справиться с раздражением. Это и есть момент, когда начинает формироваться ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ зависимость. 
Причины зависимости Биологические – наследственные факторы . Психологические  – это различные патологии в личностной сфере. Сюда относят акцентуации характера и психопатии. Мотивационно – потребностные  факторы – это стремление самоутвердиться в коллективе, поддержать субкультурную традицию или удовлетворить любопытство. Это часто характерно для подростков. Социальные  факторы – у человека, выросшего в дисфункциональной семье, есть большой риск возникновения зависимости. Этот риск возрастает, если в семье злоупотребляли алкоголем или наркотиками.

Причины зависимости

  • Биологические – наследственные факторы .
  • Психологические  – это различные патологии в личностной сфере. Сюда относят акцентуации характера и психопатии.
  • Мотивационно – потребностные  факторы – это стремление самоутвердиться в коллективе, поддержать субкультурную традицию или удовлетворить любопытство. Это часто характерно для подростков.
  • Социальные  факторы – у человека, выросшего в дисфункциональной семье, есть большой риск возникновения зависимости. Этот риск возрастает, если в семье злоупотребляли алкоголем или наркотиками.
Причины зависимости подростков Окружение Протест, привлечение внимания (потребность в принятии, любви) Любопытство Желание казаться взрослым Появление психотравмирующей ситуации «Запрет на чувства». Не умение выразить свои эмоции социально приемлемым способом Несчастная любовь. Проблемы личного характера Низкая самооценка Неурядицы в семье, скандалы родителей

Причины зависимости подростков

  • Окружение
  • Протест, привлечение внимания (потребность в принятии, любви)
  • Любопытство
  • Желание казаться взрослым
  • Появление психотравмирующей ситуации
  • «Запрет на чувства». Не умение выразить свои эмоции социально приемлемым способом
  • Несчастная любовь. Проблемы личного характера
  • Низкая самооценка
  • Неурядицы в семье, скандалы родителей
Наиболее частые сценарии формирования зависимого поведения Подростки приобщаются к этому в компаниях или группах сверстников, которые ведут асоциальный образ жизни, и совершают правонарушения.   В таких компаниях почти всегда употребление различных веществ, является нормой. В семьях, где один или несколько близких с зависимостью.   Если родные считают свое зависимое поведение приемлемым, и это демонстрируют, то у подростка может сформироваться ложное представление о том, что такой образ жизни

Наиболее частые сценарии формирования зависимого поведения

  • Подростки приобщаются к этому в компаниях или группах сверстников, которые ведут асоциальный образ жизни, и совершают правонарушения.  В таких компаниях почти всегда употребление различных веществ, является нормой.
  • В семьях, где один или несколько близких с зависимостью.  Если родные считают свое зависимое поведение приемлемым, и это демонстрируют, то у подростка может сформироваться ложное представление о том, что такой образ жизни "нормален" и даже обычен. 

Виды наркотических веществ принимаемых современными подростками

  • Марихуана («травка»)
  • Экстази (фармвещества) Полусинтетическое вещество, обладающее ярко-выраженным побочным эффектом. Способно вызывать эйфорическое состояние, высокий уровень двигательной активности.  
  • Оксиконтин. Данный компонент является производным от кодеина, также может быть использован морфин и героин. Относится к категории синтетических опиоидов, его употребление очень опасно для каждого человека, так как весь интерес ориентируется на получении новой дозы, все остальное теряет актуальность.  
  • Кокаин. Его популярность среди молодых людей резко возросла, несмотря на достаточно высокую цену препарата. Вещество отличается натуральным происхождением, способно вызвать привыкание уже после первого приема.  
  • Метадон. Синтетический компонент, позволяющий наслаждаться состоянием эйфории в течение суток.
  • Спайсы и соли. (Максимально доступный). Распространенные запрещенные компоненты из разряда новинок, они синтезированные. Состав не имеет определенного перечня. Они вызывают практически моментальное привыкание и доступны для молодежи. Опасность в том, что их употребление приводит к сильнейшим галлюцинациям, что может спровоцировать самоубийство или преступление в отношении кого-либо из окружающих. 
Как распознать Внешний вид. (Изменение глаз. Красноватые белки. Максимальное расширение или сужение зрачков, темные круги под глазами) Изменение аппетита. В любую сторону. Периоды отсутствия аппетита сменяются «зажором» Желтый оттенок ногтевых пластин Резкая смена настроения. Излишняя активность и «веселость» с периодами апатии и безразличия Появление следов ожогов и порезов (Скрывают следы инъекций) Возросшая потребность в деньгах (как правило, причины выглядят весьма естественными) Смена интересов и лексики

Как распознать

  • Внешний вид. (Изменение глаз. Красноватые белки. Максимальное расширение или сужение зрачков, темные круги под глазами)
  • Изменение аппетита. В любую сторону. Периоды отсутствия аппетита сменяются «зажором»
  • Желтый оттенок ногтевых пластин
  • Резкая смена настроения. Излишняя активность и «веселость» с периодами апатии и безразличия
  • Появление следов ожогов и порезов (Скрывают следы инъекций)
  • Возросшая потребность в деньгах (как правило, причины выглядят весьма естественными)
  • Смена интересов и лексики
Как предотвратить иметь надежную связь с ребенком воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет» поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка быть примером для ребенка определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей

Как предотвратить

  • иметь надежную связь с ребенком
  • воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть
  • не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии
  • помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»
  • поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка
  • быть примером для ребенка
  • определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей
Суициды у подростков истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж; скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

Суициды у подростков

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни.
  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж;
  • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.
Причины суицидов у подростков Межличностные конфликты. Непонимание сверстников. Невозможность найти общий язык с ними и занять «свое» место в социуме. несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад; дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства; ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;

Причины суицидов у подростков

  • Межличностные конфликты. Непонимание сверстников. Невозможность найти общий язык с ними и занять «свое» место в социуме.
  • несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;
  • дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;
  • ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;
Признаки суицидального намерения потеря аппетита или импульсивное обжорство; пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей; появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие; уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи; погружённость в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее.

Признаки суицидального намерения

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
  • появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
  • уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
  • погружённость в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее.
Что должно насторожить? Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок могут говорить о последних приготовлениях человека перед смертью. Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни. Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке. В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

Что должно насторожить?

  • Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок могут говорить о последних приготовлениях человека перед смертью.
  • Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни.
  • Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.
  • В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Группа риска «Удобные» дети. Дети, с которыми никогда не было проблем. Они не рассказывают о себе7 И родители привыкают считать, что все хорошо и нет проблем. дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов; дети и подростки из социально-неблагополучных семей; сверхкритичные к себе дети и подростки, не умеющие проигрывать, принимать неудачи. дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием; дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями; дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с дивиантным поведением.

Группа риска

  • «Удобные» дети. Дети, с которыми никогда не было проблем. Они не рассказывают о себе7 И родители привыкают считать, что все хорошо и нет проблем.
  • дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • сверхкритичные к себе дети и подростки, не умеющие проигрывать, принимать неудачи.
  • дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
  • дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
  • дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с дивиантным поведением.
Что делать? Любить; Говорить; Принимать; Поддерживать; Слушать и слушать.

Что делать?

  • Любить;
  • Говорить;
  • Принимать;
  • Поддерживать;
  • Слушать и слушать.