СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Поощрение и наказание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Поощрение и наказание"»

Приложение 7

Разрешаю: __________

Допускаю: __________

Оценка за классный час: __________

















Конспект обучающего интерактива для родителей

2 «б» класса

19.04.2021 г.













Консультация методиста: ________

Консультация учителя: __________













Родительское собрание.

Тема: Поощрение и наказание в семье.

Цель собрания: Оказать родителям педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

  2.  Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей;

  3. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

  4. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

  5. Выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

Ход собрания

 

  1. Вступительное слово учителя.

1. Анонимное анкетирование родителей (Приложение 2)

Уважаемые родители, прежде чем приступить к классному часу, предлагаю ответить на вопросы анкеты. Для каждого высказывания выберите только одно слово, которое соответствует вашему мнению, и подчеркните это слово. Обработку анкет проведём на собрании.

Прочитайте высказывание на доске и вдумайтесь: «Когда мы наказываем ребёнка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, мы берём выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…» (С.Соловейчик.).

Предлагаю высказать своё согласие или несогласие с точкой зрения С.Соловейчик. (высказывания родителей)

 Все родители мечтают вырастить "хорошего ребёнка". В действительности же, очень часто под словом "хороший" мы имеем в виду "послушный, исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый. Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своём ребёнке в повседневной жизни, мешают общению с малышом.

 Что такое семья для ребёнка? Ребёнку нужна ласковая, внимательная     и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

 Всегда ли мы внимательны к своему маленькому человечку? Всегда ли мы сразу реагируем на его просьбы и обращения? Всегда ли уделяем ему должное внимание?

Как Вы думаете, если ребёнок не получает в какой-то мере любовь, внимание, ласку в семье, то как он станет себя вести?

Если ребёнок занят интересной игрой или хочет узнать что-то новое, а родители начинают что-то требовать, то какое поведение будет у ребёнка?

 Да, свой протест он будет выражать непослушанием, неподчинением требованиям взрослых. И если это происходит часто, ребёнок привыкает вести себя подобным образом. Поэтому, нам, взрослым, прежде всего надо проанализировать себя, свой образ жизни, чтобы найти причины непослушания ребёнка. Ведь дети нас копируют, с нас они берут пример, нам они подражают. И вот, когда мы не справляемся с ситуацией, то бываем, вынуждены применять наказания. Слово «наказание» в словаре С.И. Ожегова толкуется как мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказания существуют. К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.

 Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Нельзя применять физическое наказание ещё и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Не оставим без внимания запрет.

Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребёнка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: "Нельзя!", отказываясь при этом от развёрнутой аргументации запрета. Лучше показывать своё недовольство мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребёнок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание "естественными последствиями", состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.) Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребёнок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определённого возраста, когда ребёнок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Применяя наказание по принципу "естественных последствий", нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узаконенного и распространяемого на всех правила: намусорил - сам убери, испачкал- сам приведи в порядок и т.п

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями. Обращайте внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения ребёнка. Найдите время хотя бы несколько раз в день сказать ребёнку добрые, ободряющие слова. Способов выразить положительную оценку поведению ребёнка существует много: слово, жест, взгляд, похвала, подарок и т.д.

Общаясь с ребёнком надо всё время помнить, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Сейчас он маленький, но он быстро растёт. Чрезмерными окриками, строгостью хорошего человека не вырастить, так как строгость вызывает ответную жестокость и лицемерие.

Самое дорогое для нас - это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними. Необходимо читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с нами, развивается его речь, память…

Радость, которую Ваш малыш испытывает в совместных делах - это основа добрых отношений с ребёнком, а также залог соблюдения правил поведения и бесконфликтной дисциплины.

Больше хвалите и поощряйте детей, тогда и они будут меньше Вас огорчать.

Каждому ребёнку необходимо постоянное подтверждение нашего доброго отношения к нему, так как он хочет знать, что его любят.


2. Просмотр видеоролика «8 Способов наказывать ребенка и не сломать его психику»


https://www.youtube.com/watch?v=hxBhPpudIC0
 

Сопоставив результаты анкетирования в процентах (учащихся и родителей) определяем методы наказания, к которым чаще всего прибегают родители.


3.Постановка проблемы.

 

Что такое поощрение и наказание? Какие формы и методы поощрения и наказания применяются в Вашей семье?

 

4 .Участие родителей в работе круглых столов.

Вопросы для обсуждения.

1.Какие виды поощрения вы используете?

2.Какое место занимает поощрение в нравственном становлении ребёнка?

3.Нужна ли мера в поощрении и похвале детей?

4.Предупреждает ли наказание нежелательные поступки?

5.Как вы относитесь к физическому наказанию?

6..Каково значение единства требований родителей в наказании и поощрении?

5. Выступление родителей от круглых столов. 

6.Ответы педагога на вопросы родителей.

В конце родительского собрания раздать памятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


















 

 

 

Приложение 1.

Анкета для учащихся.


 

1.) Если ты провинился, как тебя наказывают дома? (Ругают, бьют, не разрешают гулять и т.д.)

2.) Если тебе что-то удалось очень хорошо, как на это реагируют родители? (Хвалят, называют ласковыми словами, делают маленький подарок, не обращают внимание.)

3.) Мама и папа одинаково относятся к твоим удачам и ошибкам? (Да, нет, иногда).

4.) Хочется ли тебе исправить ошибку, если тебя сильно отругали? (Да, нет, иногда).

5.) Хочется ли тебе сделать что - то ещё лучше, если тебя за это хвалят? ( Да, нет, иногда) .

6.) Делишься ли ты секретами со своими родителями? ( Да, нет, иногда).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Анкета для родителей.


 

1.Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку? (Да, нет, иногда.)

3.Какие виды поощрений вы используете в воспитании? ( Похвала, одобрение, подарки.)

4.Наказываете ли ребёнка физически? ( Да, нет, иногда.)

5.Положительно ли влияет избранная мера наказания? ( Да, нет, иногда.)

6.Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами секретами? ( Да, нет, иногда.)

7.Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка? ( Да, нет, иногда.)

8.Существует ли ,с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт? ( Да, нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Памятка для родителей



Для того, чтобы наказания принесли пользу, а не становились просто способом разрядки родителя, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Наказывая ребёнка, важно сохранять к нему уважительное отношение.

  2. Для того, чтобы урок был усвоен, ребёнок должен понять в чём он не прав, прочувствовать последствия своего проступка. Это что-то, что непосредственно вытекает из содеянного. Например, опоздал домой и не позвонил, значит, не умеешь планировать свое время и тебе еще рано гулять по вечерам с друзьями. 

  3. У ребёнка ни при каких обстоятельствах не должно возникать сомнения в том, что родители любят его таким, какой он есть.

  4. Наказывая малыша, стоит сосредоточиться на том, чтобы остаться во взрослой позиции.

  5. Быть последовательными, постоянным и предсказуемым в своих требованиях и реакциях. Это значит, что внутри семьи должна существовать некая единая концепция того, что можно, что нельзя.



6. Очень важно в разговоре с ребёнком о плохом поведении использовать так называемый «временный» язык, а не постоянный7. Наказание должно соответствовать возрасту ребёнка.

8. Наказание должно быть справедливым и соответствовать серьёзности поступка.

9. Ни в коем случае нельзя пугать и запугивать ребёнка — это верный способ научить его врать и выкручиваться.

10. Всегда, при любых обстоятельствах помните о самой большой ценности, которая у нас есть — о душевной связи с ребёнком. Ведь, если задуматься, становится очевидным, что ни один испорченный диван или плохая отметка в школе, лишние 30 минут у компьютера или потерянный телефон не стоят того, чтобы эту связь надорвать, омрачив образ внутреннего родителя, который каждый из нас слышит где-то в душе, когда так нужна защита, поддержка, любовь и принятие.



Важно помнить!

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.