Родительское собрание-практикум
«Как воспитывать детей поколения Альфа»
Приветствие родителей.
Погружение в тему. Мозговой штурм по теме.
Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу начать нашу встречу словами Марины Ивановны Цветаевой:
Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Ведущий. - А какую загадку про наших детей мы будем сегодня разгадывать, давайте попробуем определить, посмотрев фрагмент из всем нам известного фильма. (фрагмент фильма «Курьер»)
ИЛИ. Предлагаю цитаты известных людей:
«Каждая эпоха и каждое поколение должны иметь такое же право решать свою судьбу во всех случаях, как и предшествовавшие эпохи и поколения» (Томас Пейн)
«Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир» (Альберт Камю)
- Какой смысл в них вложен?
Ведущий. В 1991 году два американских ученых, Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали теорию поколений. Согласно этой теории, каждые 15–25 лет рождается и вырастает поколение со схожей системой ценностей и поведением в обществе.
Слайд.
− поколение GI, или Победителей (1900‒1923 годы рождения), основные события, сформировавшие ценности, – две революции, коллективизация, электрификация;
− молчаливое поколение (1923‒1943) – сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны;
− беби-бумеры (1943‒1963) – оттепель, покорение космоса, холодная война;
− поколение Х (1963‒1983) – глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, равноправие полов;
− поколение Y (1983‒2003) ‒ распад СССР, теракты, компьютерные технологии и Интернет;
− поколение Z (2003‒2009) А (с 2010 года)– расцвет цифровых технологий, экономический кризис.
- А вы из какой песочницы?
Мозговой штурм.
Родителям дается задание - провести мозговой штурм (15 секунд). Высказывают своё мнение. поговорим? - Какие недопонимания могут возникнуть между поколениями?
Ведущий. - Мало где теория так сильно расходится с практикой, как в воспитании. Можно сколько угодно рассуждать о теории поколений и изучать выводы экспертов, а потом один конкретный ребенок альфа в вашем доме полностью перевернет все данные исследований.
Практическое задание для родителей № 1.
Родителям предлагается выбрать характеристики, присущие поколению Альфа. (Рабочий лист)
Чем отличаются эти дети, почему их нельзя воспитывать, как нас, и каким образом с ними взаимодействовать
Альфы еще дети, однако педагоги и психологи говорят: уже сейчас видно, что они особенные. По характеру, в учебе, в отношении к взрослым и к миру. Главное их отличие в том, что с пеленок живут сразу в двух мирах - виртуальном и реальном. Первое полностью цифровое поколение. А мы для них - как динозавры. Не то говорим, не то делаем. Более того, в отличие от предыдущих поколений многих из нас учат именно собственные дети - «альфы». Бабушек и дедушек - как пользоваться смартфонами. Родителей - зарабатывать в интернете.
У альф хаотичное потребление цифрового контента преобразуется в осознанное. Планшет у них – не только для мультиков и игр, а для общения с близкими через скайп и зум или для обучения. Это как с едой: когда появились кока-кола, сникерсы, дети не могли наесться. А нынешние отказываются от глютена и сахара, ходят за родителями свет выключают.
Яркая особенность альф – они более свободные и гибкие. - Раньше к ребенку как относились – ты должен, обязан, делай так. С нынешними этот подход не работает. На любую директиву ответят: зачем мне это? И нужно будет аргументировать. Взрослые для них уже не авторитет просто по факту взрослости. Детям важно, чтобы к ним прислушивались, уважали, воспринимали как равных, признавали их уникальность. Не хочет ходить в музыкалку, бесполезно заставлять, только потому что туда ходили вы (или не ходили, но очень хотели).
У детей-альфа очень высокая степень доверия к окружающему миру, где есть любящие и поддерживающие родители, развлечения переплетаются с обучением. По сути, весь мир подстроен под их интересы. При этом слепого доверия у них нет. С теми, кто обманул, не оправдал ожидания, альфы легко прекратят общение.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПОКОЛЕНИЯ АЛЬФА
☢ Зависимость от технологий
Современные технологии - не только благо, но и зло. Для поколения Альфа виртуальная реальность грозит стать тюрьмой, за пределами которой обнаружится реальный жестокий мир.
Поглощенность интернетом и технологиями, вероятно, сделает людей беспомощными в условиях оторванности от последних достижений человечества. Альфа будут чувствовать скуку и тревожность без привычного смартфона в кармане.
☢ Поверхностность
Меняя профессии, увлечения и социальные статусы, поколение Альфа может стать слишком поверхностным, а жизненные, ситуации перестанут быть источником опыта - зачем, если через год ситуация изменится?
Дети -альфа с легкостью будут менять друзей, места работы и проживания, избегая привязанности.
☢ Утрата важных навыков
Со временем представители Альфа будут меньше и хуже писать от руки, утратят способность учить информацию наизусть или станут прикладывать больше усилий, чем прежде. Это связано с техническим прогрессом - текст можно набирать в печатном виде или диктовать устно, а запоминать огромные пласты информации нет смысла.
Сравнение поколений альфа и Z наметило большую проблему – отсутствие навыков реальной коммуникации. Дети привыкли к общению посредством социальных сетей в гаджетах, а о реальном контакте как будто забыли. Даже на прогулке или на переменке между уроками практически не наблюдается взаимодействие, только лишь совместные просмотры видео или онлайн-игры на смартфонах. Навык теряется.
☢ Эмоциональная бедность
Умение взаимодействовать с людьми на эмоциональном уровне развивается во время живого общения, тесного контакта с окружающими. Очень важно научиться считывать свои собственные эмоции и успешно управлять ими. Это трудно для поколения А.
Для них большинство диалогов проходит не в реальной жизни, а на экране смартфона, а там совершенно иные законы и сигнальные системы. Мимика, жесты становятся менее яркими: цифровая реальность учит наблюдать за чужими переживаниями, а не демонстрировать свои.
В реальности происходит самое натуральное эмоциональное обеднение. Детские психологи говорят о появлении псевдоаутизма. Эти ребятишки не являются аутистами, они просто не обучены искренним проявлениям эмоций, не сталкивались с этим по мере взросления.
Если ребенок начал конфликт со своим сверстником, то мало просто их разнять и помирить. Нужно проработать проблему, задать каждому вопросы, которые помогли бы в развитии эмоциональной сферы. Хороший педагог обязательно выяснит: «Что сейчас произошло? Что ты чувствуешь? Ты разозлился? Почему так произошло? Из-за чего ты поступил таким образом? А как еще можно было отреагировать?» Такая работа необходима подрастающему поколению.
А В УЧЕБЕ?
Усваивают короткую информацию
Раньше в пединститутах учили: младший школьник в состоянии удерживать внимание 15 минут. Нынешние дети - максимум 3-5 минут. Как посты в соцсетях или ролики на ТикТоке, Лайке. Потом нужно переключение внимания, затем к теме снова можно вернуться.
Чем проще и понятнее подан материал - тем лучше. При этом важен аудио- и визуальный контент – качественный, динамичный, залипательный, как сейчас говорят. Долгую нудную, пусть и очень нужную, лекцию не высидят. Книжки с черно-белыми картинками или вообще без них для цифрового поколения оскорбительны.
2.Быстро устают.
Из-за привычки потреблять короткую дозированную информацию у них слабо развита способность концентрироваться, долго удерживать внимание. В итоге дети очень быстро устают или перегорают, либо становятся гиперактивными. Однако родителям нужно сражаться не с детской усталостью или ленью, а с их первопричиной - отсутствием интереса к учебе. Если же будете заставлять учиться, делать домашние задания, наказывать, угрожать, мотивацию вообще убьете.
3.Домашка в тягость.
Уроков задают много, и альфы с этим плохо справляются. Им стоит разрешить пользоваться материалами, где будут не просто ответы, но и пути решения, тут же видео по теме, кусочек теории – чтобы вовлечь, чтобы сам захотел разобраться в теме.
4.Кайф от учебы дороже оценок.
С зетами хорошо работали рейтинги и оценки. Альфам важнее не чтобы похвалили: мол, ты сделал это задание в сто раз лучше других! Им важно получить кайф от урока, эмоциональный заряд. Тогда любой предмет хорошо зайдет, даже сложный.
5.Ставят краткосрочные цели
Учатся не ради какого-то эфемерного будущего – чтобы поступить на юридический или экономический, как мы в свое время. Они так далеко не смотрят. Для них ценны знания, которые можно применить здесь и сейчас. Английский - для путешествий или, чтобы понимать зарубежные клипы, а не «чтобы развиваться». Русский - чтобы грамотно писать посты в соцсетях.
Три главных принципа, которых стоит придерживаться при воспитании Альфа-детей
1. Сотрудничество и равноправие.
Р
ассмотрим простой пример сотрудничества. Возьмем любую бытовую ситуацию, где вам нужно добиться от ребенка определенного действия, например, помыть руки. Вы говорите: «Иди помой руки!». Ребенок не торопится. Вы повторяете просьбу и уже повышаете тон, но реакция ребенка не меняется.
Дело в том, что Альфа-детям нужно сначала объяснить, зачем им делать то, о чем вы их просите.
Например: «Пожалуйста, мой руки, когда приходишь с улицы. Потому что на руках много микробов, из-за которых ты можешь заболеть и попасть в больницу. Ты хочешь этого?». Конечно, ребенок не хочет в больницу, и теперь всегда будет мыть руки.⠀
Просто? Более чем. Всегда пробуйте договориться.
2. Честность
Следовать второму принципу тоже несложно. Просто будьте честны со своим ребенком. Альфа-дети ценят искренность, и хорошо чувствуют фальшь. Если вы соврете, ребенок обязательно это поймет и завоевать его доверие снова будет крайне трудно.
3. Много общения
Что касается общения, тут важно помнить о ценности. Современные дети впитывают информацию со скоростью света, поэтому она должна быть отфильтрованной и полезной. Слушайте своего ребенка и думайте, как лучше более емко отвечать на его вопросы.
Практическое задание для родителей № 2.
Ведущий. - Для Альфа-детей очень важна свобода выбора и уважение к их мнению. Поэтому от них сложно добиться желаемого угрозами, давлением и принуждением.
Чтобы наладить контакт с ребёнком, нужно научиться настраиваться на ребенка как на партнера по общению всякий раз, когда он хочет поговорить, уделять особое внимание ребёнку и его проблеме, уметь поставить себя на его место. Психологи советуют использовать технику активного слушания в общении с детьми, что поможет избежать недопонимания и недоверия.
С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они появляются у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я беспокоюсь и т.д.
«Я - высказывания» обычно включают три компонента: Слайд.
Пример: «Когда я вижу, что к 22.00 домашнее задание по русскому языку не выполнено, я начинаю волноваться, что ты получишь очередную двойку. В связи с чем, давай договоримся показывать задание по русскому языку в 20.00.»
А теперь я предлагаю вам от теории перейти к практике, то есть потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я- высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты-высказываний» в «я-высказывания». Слайд.
Родители высказывают свои варианты преобразования.
Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Удостоверились в том, как это не просто. И это совершенно нормально
Заключительная часть. Подведем итоги.
Теперь вы понимаете, чем ваш ребенок отличается от вас. Примите это, чтобы не загубить потенциал вашего уникального ребенка и не превратить яркую личность в серую мышь.
Мы разобрали, кто такие наши дети – дети поколения Альфа. Теперь, давайте попробуем сформулировать правила, как с ними жить, общаться и воспитывать. Кстати, большинство современных психологов придерживается мнения, что детей нужно не воспитывать, а РАСТИТЬ.
По итогам работы составляется общие рекомендации (для «Портфельчика»)
1. Если вам необходимо, чтобы ребенок сделал что-то, не интересное ему, предлагайте выбор из нескольких альтернатив. («Ты сначала сделаешь уроки, а потом приберешься в своей комнате? Или сначала уборка, потом домашка?»)
2. Обсуждайте с детьми их чувства, проговаривайте свои.
3.Хотите, чтобы ребенок сделал что-то или выучил, объясните ему зачем это надо.
4. Не лгите ребенку - это может непоправимо испортить отношения
5. Лучше работает поощрение за что-то хорошо сделанное, чем наказание за ошибки и проступки.
6.Начните просто доверять своему ребенку. Дети способны на многое и они вас приятно удивят.
5. Рефлексивная часть
«Слово дня». Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Выберите характеристики, присущие поколению Альфа.
Работяги «с большой буквы».
Консерваторы.
Мгновенно утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить.
Терпеливость, уважение к закону, нежелание высказывать личное мнение.
Лидерские качества, излишняя самоуверенность.
Сдержанные, практичные, долго взвешивают все «за и против», перед тем как принять решение.
Характерна черта-«бессрочная молодость». Стараются, до последнего, отсрочить факт того, что они уже взрослые люди.
Поиск своего внутреннего «я».
Повышенная возбудимость, активность, вспыльчивость.
Владение и использование технических устройств. Зависимость от технологий.
Любознательность.
Эмоциональная бедность.
Портфельчик с «полезностями»
1. Если вам необходимо, чтобы ребенок сделал что-то, не интересное ему, предлагайте выбор из нескольких альтернатив. («Ты сначала сделаешь уроки, а потом приберешься в своей комнате? Или сначала уборка, потом домашка?»)
2. Обсуждайте с детьми их чувства, проговаривайте свои.
3.Хотите, чтобы ребенок сделал что-то или выучил, объясните ему зачем это надо.
4. Не лгите ребенку - это может непоправимо испортить отношения
5. Лучше работает поощрение за что-то хорошо сделанное, чем наказание за ошибки и проступки.
6.Начните просто доверять своему ребенку. Дети способны на многое и они вас приятно удивят.
Портфельчик с «полезностями»
1. Если вам необходимо, чтобы ребенок сделал что-то, не интересное ему, предлагайте выбор из нескольких альтернатив. («Ты сначала сделаешь уроки, а потом приберешься в своей комнате? Или сначала уборка, потом домашка?»)
2. Обсуждайте с детьми их чувства, проговаривайте свои.
3.Хотите, чтобы ребенок сделал что-то или выучил, объясните ему зачем это надо.
4. Не лгите ребенку - это может непоправимо испортить отношения
5. Лучше работает поощрение за что-то хорошо сделанное, чем наказание за ошибки и проступки.
6.Начните просто доверять своему ребенку. Дети способны на многое и они вас приятно удивят.
7