СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание. Практикум. "Трудовое воспитание в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание проводится с целью: получить информацию об организации труда в семьях учащихся; расширить представления родителей о том, как воспитывать трудовые навыки ребёнка.

 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Практикум. "Трудовое воспитание в семье"»






Практикум.





Тема: Трудовое воспитание в семье.






















Цели:

- получить информацию об организации труда в семьях учащихся;

- расширить представления родителей о том, как воспитывать трудовые навыки ребёнка.

Участники: классный руководитель, родители учащихся класса.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование учащихся:

2. Анализ и обобщение результатов анкетирования учащихся класса; подготовка классным руководителем сообщения на родительском собрании.

3. Анкетирование родителей.

С ответами родителей знакомится классный руководитель и готовит на основе полученного обработанного материала выступление о результатах анкетирования на родительском собрании.

4. Подбор педагогических ситуаций для практикума родителей.

5. Составление памяток для родителей по теме «Полезные советы о трудовом воспитании».

Оформление, оборудование:

1) оформление листов с описанием педагогических ситуаций;

2) памятки для родителей;

3) запись на доске темы собрания и эпиграфа;

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготавливать к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

К.Д. Ушинский

Ход собрания.

1. Организационная часть.

Родители располагаются в классе, учитель приветствует их и желает полезной и плодотворной работы.

Классный руководитель объявляет тему собрания, говорит об актуальности проблемы трудового воспитания младших школьников.

2. Вступительное слово классного руководителя.

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Основы трудового воспитания закладывается в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Как же следует организовать труд ребёнка в семье?

Существуют определённые правила. При соблюдении которых труд воспитывает:

1. Труду ребёнок может научиться только при непосредственном участии в труде, и чем раньше ребёнок будет приобщён к труду, тем успешнее будет его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведёт к ошибкам и созданию определённых трудностей в воспитании.

2. Каждый человек получает от рождения определённую наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребёнок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется. Возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков.

Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться умственного и физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.

3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребёнок испытывает робость, нерешительность, боязнь («А вдруг не получится?»).

Чтобы побороть нерешительность ребёнка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сформировано и ребёнок может выполнить порученную работу самостоятельно, взрослым остаётся лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.

4. Надо так организовать жизнь ребёнка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьёй. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребёнка в свои силы, учит его работать добросовестно. Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать на стол и убирать со стола; следить за солонками, горчичницами; следить за письменным столом; отвечать за книжную полку или книжный шкаф, держать их в порядке, и др.

Выполняя поручения в повседневном быту, ребёнок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.

5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. Учёные-физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда – необходимое условие снятия утомления.

Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомление у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившееся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие-то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребёнка на воздухе.

6. А.С.Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно проходить в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. В семье также имеются условия для коллективного труда ребёнка: совместное приготовление праздничного стола, уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд создаёт благоприятные условия для того, чтобы ребёнок почувствовал себя членом семьи, осознал свою непрерывную связь с ней.

Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они ещё малы и ничего не умеют. Это неправильно.

«…Русские крестьянские дети только по дому были заняты в 85 видах работ. И это считая общего труда в поле, в огороде, в саду, в который дети втягивались с 5-6-летнего возраста. Было подмечено также, что во многих делах взрослые не очень нуждались в помощи детей. Могли обойтись без неё, т. е. привлечение детей к труду осуществлялось сознательно.

Когда девочка на свет появлялась, ей прялку маленькую дарили. Потом побольше. Сначала игра, и уже к десяти годам – задание: на веретено напряди, а позже и половики натки. Мальчику – маленький топорик и какой- нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. И- уж известно – с детства за скотом ходить, за лошадью приучали. Мужчина!...»

Есть пословица: «Дочке десять лет – матери дела нет!». Представляю, как споткнутся об нее некоторые мамы, имеющие взрослых детей, которым по телефону ежедневно сообщается, «где сырники лежат», чтобы поели, а хлеб бабушка купит и принесет…

Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда, неверном стимулировании детского труда (плата за труд, обещание дорогих подарков). Иногда родители наказывают трудом, что недопустимо; не умеют правильно организовать труд ребёнка в семье (ограничиваются разовыми поручениями, не дают постоянных поручений).

Неоценимое значение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых, достойный подражания. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Но к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях нередко можно наблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне ужин. Да у неё есть ещё и другие домашние дела, но ей никто не помогает. Любая её просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство.

В выборе любимого дела и постоянных трудовых обязанностей не следует делать различий между мальчиками и девочками.

Но когда взрослые начинают с самых ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками (девочкам дают поручение вымыть чашки, а мальчиков выпроваживают), то не удивительно, что в мальчиках воспитывается презрение к девчонкам и их занятиям. Но если совершенно неразумно оберегать мальчиков от «женской» работы, то столь же неразумно отгораживать девочек от труда технического.

Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте интерес к технике у девочек столь же велик, как и у мальчиков. Но интерес это, к сожалению, не находит в очень многих случаях поддержки со стороны взрослых.

Вольно или невольно отвращая девочек от увлечения техникой, многие родители исходят из той предпосылки, что технические умения и навыки им в жизни не пригодятся. Это неверная предпосылка; она не учитывает того факта, что в наши дни резко увеличилась доля женщин, работающих именно в высокомеханизированных и автоматизированных отраслях производства. Многие рабочие специальности, связанные с электроникой, электротехникой, радиотехникой, становятся как раз «женскими».

Поэтому игнорировать интерес сегодняшних младших школьников к технике – значит наносить известный ущерб их в будущем.

Ни в коем случае недопустимо прибегать к наказанию трудом: нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку, штопать. И дело не только в том, что ребёнок, прошедший такое наказание, не воспылает любовью именно к данному виду труда. Вопрос сложнее. Едва ли можно измерить тот нравственный урон, который при этом наносится всему делу воспитания, если у ребёнка сложится убеждение, что труд – это наказание.

У хороших воспитателей есть, поэтому очень разумное правило: ребёнку надо заслужить, чтобы ему доверили какое-либо дело, заслужить право делать что-то как награду. Если всё обстоит хорошо – будем тогда-то вместе делать то-то. Конечно, включенное в перспективу дело должно быть интересным, новым, привлекательным для ребёнка.

3. Беседа «Домашние поручения».

Классный руководитель. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребёнка в семье?

Родители рассказывают о своём опыте трудового воспитания в семье, предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей.

Классный руководитель составляет перечень называемых родителями поручений и дополняет этот список своими предложениями.

На доске запись:

Домашние поручения детям.

  • Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

  • Наводить порядок на своём столе и в своей комнате.

  • Заботиться о младшем брата или сестре.

  • Мыть чайную посуду.

  • Следить за чистотой обуви.

  • Выносить мусор.

  • Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

  • Гулять с собакой, кошкой.

  • Покупать хлеб, молоко.

  • Стирать свои мелкие вещи.

4. Анализ результатов анкетирования родителей и учащихся.

Сообщение классного руководителя о полученных результатах анкетирования.

5. Практическая работа родителей «Решение педагогических ситуаций».

Классный руководитель зачитывает содержание педагогической ситуации. Родители высказывают свои мнения по их решению.

Педагогическая ситуация 1.

Одна бабушка рассказывает: «Моей внучке 7 лет. Когда я начинаю что-нибудь делать, она хочет делать то же, и, конечно, мешает мне: расплёскивает воду по полу, обливается. Какой помощник из ребёнка в 7 лет? Лучше пусть играет со своими игрушками».

Вопрос. Права ли бабушка? (Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Самообслуживание, связанные с ним виды бытового труда имеют большое психологическое значение в становлении личности ребёнка. К сожалению, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они упорно продолжают опекать не только семилеток, но и ребят более старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им давно пора делать совершенно самостоятельно.

Педагогическая ситуация 2.

Однажды во время школьного субботника одна пятиклассница расплакалась от того, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Девочка сначала брезгливо приподняла её с пола. А потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придётся «убирать грязь», вызвал в ней физическое отвращение.

В семье её всячески ограждали от домашних дел. Она хорошо учится, лентяйкой её не назовёшь. Учёба – это её обязанность.

Но ей и голову не придёт сказать матери: «Отдохни, я сама вымою посуду».

Вопрос. Права ли мама девочки? К чему детей такая позиция взрослого? (Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Такое воспитание развивает у детей инфантильность, иждивенчество, эгоизм.

Педагогическая ситуация 3.

Вы дали ребёнку поручение, а он пообещал, но не делает, тянет время. А там, глядишь, уже поздно, пора спать или в школу надо собираться. Или в ответ на просьбу вы услышали: «Я потом, можно?...», «А почему всегда я? Что больше некому?», «Пусть Ленка сходит, я уже ходил…»

Сразу возникает одна из самых взрывоопасных семейных ситуаций.

Вопрос. Как поступить? (Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Первое в этом случае – снять раздражительность. Для этого посчитайте до десяти. Если не поможет, то и до ста.

Второе – поговорите с ребёнком. Может быть, у него действительно серьёзная причина для отказа.

А главное – нужно всё-таки добиться, чтобы дело было сделано. И здесь вам помогут игра и чувство юмора, а не крик, угрозы и скандалы.

Педагогическая ситуация 4.

Вы дали сыну поручение, а он не успел его выполнить. Вы возмущены: «Ты всё ещё подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться».

Вопрос. Как поступить? (Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?». Но если вы сумеете набраться терпения и дадите ребёнку довести начатое до конца, это правильнее.

Педагогическая ситуация 5.

«Я всегда помогаю своей бабушке, - рассказывает семилетняя Ира. – Я ей помогаю свою кровать убирать, игрушки складывать и даже чашку свою мою сама».

Вопрос. Правильно ли идёт в этой семье трудовое воспитание ребёнка? Какие обязанности могут быть у семилетнего ребёнку? (Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Одевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой – это навыки самообслуживания, которые формируются ещё в дошкольном возрасте.

Педагогическая ситуация 6.

Во время урока по конструированию учитель попросил Марину помочь соседу по столу, у которого не получалась игрушка. Марина помогла, а после урока подошла к учителю и сказала: «А что вы мне дадите за то, что я помогла Вове? Мне мама всегда что-нибудь даёт за то, что я ей помогаю».

Вопрос. Права ли мать девочки? К чему приучает детей такая позиция взрослого?( Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Нельзя платить детям деньги за труд, за выполнение повседневных дел. Оценивая труд ребёнка, необходимо его похвалить.

Педагогическая ситуация 7.

Ребёнок делает уроки, он занят учебным трудом. Матери срочно понадобилась его помощь, и она распоряжается: «Срочно пойди в магазин и купи нужные для дома продукты».

Вопрос: Права ли мама? Как поступили бы вы?( Родители высказывают своё мнение.)

Классный руководитель. Такая форма трудового задания вызывает раздражение и протест ребёнка. Результат был бы иным, если бы мать обратилась к сыну с просьбой выполнить её поручение. Просьба – показатель уважения к личности ребёнка, и она выполняется более охотно.

6. Раздача родителям памяток «Полезные советы».

Классный руководитель. Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать бельё или связать тёплые и красивые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своём деле проверенным полезным советам. Такие советы, очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом.

Классный руководитель записывает на доске предлагаемые родителями советы. При необходимости учитель дополняет высказывания родителей.

После беседы классный руководитель раздаёт родителям памятки.

7. Обсуждение и принятие решения родительского собрания.

1. Применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

2.Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.

3. Провести в классе совместно с родителями и учащимися коллективное трудовое дело.










Приложение.

Анкета для учащихся.

1) Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

2) Ты выполняешь их сам или тебя нужно просить об этом?

3) Какие дела ты хотел бы выполнять?

4) Что ты знаешь о работе своих родителей?

5) Кем бы ты хотел стать, когда вырастишь? Какую иметь профессию? Чем заниматься?


Анкета для родителей.

Родители отвечают на вопросы анкеты заранее и передают свои ответы в конверте учителю.

1) В чём сущность трудового воспитания, профориентации учащихся и особенности их организации в семье?

2) Что такое трудолюбие? Как вы его воспитываете в своём ребёнке?

3) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении трудовых обязанностей в семье? Как учитываете возрастные особенности детей?

4) Какие постоянные и временные поручения по дому имеет ваш ребёнок? Как относится к их выполнению? Как поступаете вы если у ребёнка работа не спорится?

5) Часто ли привлекаете детей к совместному с вами труду? Как обсуждаете план предстоящей работы? Как активизируете участие детей в определении рациональных приёмов труда?

Какую им предоставляете самостоятельность в процессе труда?

6) Что означает творческий труд? Как его развить?

7) Как вы воспитываете в детях аккуратность, организованность в труде? Какую роль играет ваш личный пример? Как помогаете им избавиться от недостатков?

8) Что такое добросовестность в труде? Как вы её воспитываете? Надо ли поощрять за добросовестный труд?

9) Какие трудовые обязанности выполняет ученик в школе? Как о них отзывается? Как относится к их выполнению? Насколько последовательно вы интересуетесь трудовыми делами ребёнка в школе? Как согласуете свои требования с требованиями школы? Какие даёте ребёнку советы, наставления? Как он их выполняет?

10) Какую профессию намерен выбрать или выбрал ваш ребёнок? Насколько серьёзен этот выбор? Какова в этом ваша роль? Хотите ли вы, чтобы дети продолжили вашу профессию?

11) Что удалось сделать в процессе вашей целенаправленной работы? С какими трудностями пришлось встретиться?




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!