СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика наркомании среди подростков».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами  в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости. Первичную профилактику злоупотребления ПАВ необходимо начинать с семьи,ведь именно семья закладывает духовное начало ребенка. 

Просмотр содержимого документа
««Профилактика наркомании среди подростков».»

Родительское собрание

Тема: «Профилактика наркомании среди подростков».


Подготовила педагог-психолог: Соснина О.П.


Пояснительная записка

Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом ПАВ, затрагивают не только их потребителей, но и окружающих их людей и общество.

Работу по профилактике употребления ПАВ целесообразно начинать с младшего школьного возраста и охватывать весь период обучения в школе.

Именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уравнять себя со взрослыми.

Поэтому первичную профилактику злоупотребления психоактивными

веществами несовершеннолетними стоит начинать с семьи, ведь именно семья закладывает духовное начало ребенка.


Цель

Просвещение родителей по проблеме употребления наркотических веществ среди подростков.

Доведение до сведения родителей номеров телефонов, оказывающих психологическую помощь в случае выявления фактов употребления наркотических средств и психотропных веществ.


Задачи:

1. Повышение информированности и правовой грамотности родителей (законных представителей) по проблеме наркомании; ознакомление со статистическими данными по России;

2. Осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков;

3. Осознание необходимости активного обсуждения проблемы наркомании в семье. Раздача памяток.

Форма проведения собрания:

-презентация; вечер вопросов и ответов;

-возраст аудитории родители (законные представители) 30-50 лет.

Предполагаемые результаты:

1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков посредством влияния семьи;

2) формирование здорового жизненного стиля подростков.

Материалы для собрания: проектор, доска, буклеты.


Вступительное слово психолога: Уважаемые родители!

В последнее время проблема подростковой наркомании остается актуальной. В последние годы правительством России предприняты серьезные организационные и профилактические мероприятия, направленные на противодействие потреблению наркотических средств и их незаконному обороту.

В нашей школе ежегодно проводятся мероприятия профилактической направленности (кроссы, спортивные состязания). Прежде всего, это пропаганда здорового образа жизни.

В школе работают спортивные секций, кружки. 


Слайд 2. По статистике ежегодно в России от приема наркотиков умирает около 30.000 чел. Каждый год выявляются 80.000 новых наркозависимых в возрасте от 17- 40 лет. Основной возраст первого знакомства

с наркотическими средствами приходится на

11-14 лет   (41%) детей

15-17 лет   (51%)

Так же отмечаются случаи употребления наркотиков детьми более раннего возраста (это употребление ингаляторов, вдыхание паров клея, ацетона, газа для зажигалок).

Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.

Также одной из причин является  «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости

Слайд 3. Существуют Факторы риска развития наркомании: это
-биологические (патология беременности, осложненные роды, хронические заболевания детского возраста, сотрясения головного мозга);
-социальные (постоянная занятость родителей, ассоциальное поведение родителей, приобщение к «первичным наркотикам» (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих наркотики, насилие в семье.
-психологические (ощущение собственной ненужности; низкая самооценка и неуверенность в себе, неприятие социальных норм и ценностей).

Основными причинами употребления наркотиков подростками является:

- любопытство (испытать все на себе)

- подражание: желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе.

- стремление уйти от тоски и одиночества.

- Дефицит внимания к ребенку в семье (ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, т.к. до его настроения и переживаний, никому нет дела).

-желание выделиться. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой.



Слайд 4. «Наркотики». В переводе с греческого – приводящий в оцепенение, одурманивающий.  Существует большое количество разнообразных веществ, которые активно действуют на нервную систему и психику человека.

Вот наиболее часто встречающиеся:

Психоделики (гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка, клей «Момент», бензин или ацетон, газ для зажигалок, спайс (курительные смеси).

Внешние признаки употребления: зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.

Стимуляторы (кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази. героин, морфий, кодеин, крэк).

  • Подростки часто употребляют экстази как дополнительный заряд энергии на дискотеках, чтобы танцевать всю ночь. 

  • Употребление крэка сопровождается коротким периодом эйфории, сменяющимся депрессией, гиперактивностью на начальных стадиях, непрекращающимся насморком.

Самые распространенные среди молодежи курительные смеси (травка, спайс), упакованы они в маленькие полиэтиленовые пакетики. 

Так как, смеси курят через разные трубочки, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (в щитке). Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

Слайд 5. Признаки употребления курительных смесей

-Сопровождается кашлем (обжигает слизистую)

-Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости),

-Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! наркоманы знают, поэтому носят с собой Визин, и другие глазные капли)

-Расширенный зрачок

-Нарушение координации

-Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки)

-Заторможенность мышления (тупит)

-Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30)

-Бледность

-Учащенный пульс

-Приступы смеха

Передозировка сопровождаются тошнотой, рвотой, головокружением, сильной бледностью, до потери сознания, и может привести к смерти.

Как правило, ни один из употребляющих курительные смеси не считает себя наркоманом.

Смеси для курения становятся первым шагом на пути к переходу к более тяжелым наркотикам.


Слайд 6. Последствия развития психической и физической зависимости

Физическая зависимость - при пропуске приема наркотика начинается «ломка» (тяжелый грипп +тяжелое пищевое отравление , тревога, подавленность).

-Снижается иммунитет;

-Происходит нарушение гормонального фона;

-Риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;

-Поражение сердечно-сосудистой системы;

Психическая зависимость –появляется чувство любви к наркотикам, постоянное ожидание переживания эйфории. Происходит -Психические нарушения (подобные при шизофрении);

-Депрессии; потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.


Слайд 7. Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики

-Нарастающая скрытность ребенка.

- Самоизоляция в семье.

- Частые просьбы отпустить на ночь из дома, либо отсутствие ночью без объяснения причин.

- Резкое снижение успеваемости, потеря интереса к привычным занятиям и увлечениям.

- Участившиеся прогулы занятий.

- Нарастающая лживость, безразличие к делам, частые и длительные уединения в туалете или ванной.

Так же обращайте внимание на внешние признаки ребенка.


Слайд 8. Что стоит делать родителям в целях профилактики!?!

Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ и девиантным поведением - профилактика. Способствующий развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Пропаганда здорового образа жизни следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Высокая информированность о последствиях наркомании существенно снизит риск развития зависимости у подростков и молодежи. 

-вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу "самого крутого и модного кайфа". Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса.

-научите их отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики.

-будьте вместе со своим ребенком! Проводите с ним больше времени.

Удержать ребенка от приема наркотиков может правильно организованный досуг

-раннее развитие интересов и увлечений (секции, кружки);

-собственным примером формируйте здоровый образ жизни у ребенка


Слайд 9. Как реагировать, если ваш ребенок подтвердил, что употребляет наркотические вещества?

Если вы заметили признаки употребления, поговорите с ребенком. Держите себя в руках, ведь для вашего ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики. Обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.

Позвоните на телефон горячей линии 8-800-2000-122 и выслушайте все рекомендации. Обязательно обратитесь за помощью к специалисту (наркологу).


Раздача буклетов родителям «Стоп наркотик». Приложение 1.


Самоанализ.

Основы личности подростка первым делом закладываются в семье. Если с раннего детства он видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки будут привлекательными и для него.

Для того чтобы справиться с подростковой наркоманией необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы не только среди подростков, но и среди родителей, педагогов. 

Поэтому работа с подростками, попадающими в «группу риска», должна стать результатом совместных усилий, как родителей, так и учителей, психологов.


Список литературы:

  1. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: Методический сборник для преподавателей образовательных учреждений. – Уфа, 2009.

  2.  Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад /. – М.: Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2003. – 120 с. – (Серия в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / М-во образования и науки Рос. Федерации).

  3. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие/ Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, З. Н. Калинина и др.; Под общ. ред.Н. А. Шайденко.– М.; Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013

  4. Электронный источник:

Сайт «Социальная сеть работников образования»:  http://nsportal.ru/npo-spo