Родительское собрание «Ребенок и компьютер. Опасная грань».
Введение.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером и Интернетом постоянно – на работе, дома, в машине, в самолете, в маршрутном такси. Постепенно компьютер и Интернет становятся неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра).
Как правило, геймеры – это люди с определенными личными переживаниями и проблемами, такими как низкая самооценка, отсутствие личной жизни или неудачи в ней, неправильная оценка жизненных ценностей и общее разочарование в жизни. Поэтому компьютер и все, что с этим связано, – единственное, что для них становится действительно важным. Чем реалистичнее игры и чётче картинки, чем больше в игре подробностей, напоминающих ход человеческой жизни, тем степень зависимости будет выше и тем сложнее избавиться от нее. Ну и, конечно, особую роль играет такое явление, которое связано с тем, что доминирующее количество электронных игр делает ее участника “агрессивным палачом”, так как в ходе игры приходится убивать своих противников. Сегодняшние игры реалистичны в показе таких деталей, как человеческое тело, кровь, – в общем, все, что сопутствует насилию над человеком.
Один компьютерный геймер, который увлекается в основном играми типа 3D-Action («трехмерное действие», вид «из глаз») сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.
Действительно, ведь компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры.
Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Всё! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Ребенок приучается жить и действовать по инструкции.
Кибер-зависисмость – это непросто новое слово, это диагноз, который сегодня врачи могут поставить огромному числу наших детей и подростков.
Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.
Давайте вместе разберемся, что же такое «Компьютерная зависимость» наших детей и как с ней бороться нам,родителям.
Компьютерная зависимость.
Зависимость от компьютера включает в себя:
Интернет-зависимость;
зависимость от компьютерных игр;
зависимость от работы на компьютере.
Это всё, что так или иначе, связано с проведением длительного времени за компьютером.
Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни. ( пример игра «Синий кит» конец жизни – самоубийство)
Почему компьютер так притягивает детей?
Почему дети становятся зависимыми от компьютерной игры?
Давайте вспомним свое детство: «Мы часами играли в индейцев и разведчиков, в школу, магазин и больницу, менялись ролями, лазали по стройкам и старым домам, прыгали с крыш, делали луки, наконечники для стрел, деревянные ружья, стреляющие металлическими пульками, доходило порой и до травм. Однако же при этом не теряли рассудок! Но в том-то и дело, что все дворовые игры происходят в реальном мире, детям нужно рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все «понарошку», но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это «понарошку» со временем начинают воспринимать как реальное событие.
Как грозно зазвучало это словосочетание «компьютерная зависимость» после ряда трагических случаев.
Многих шокировала смерть школьника в Екатеринбурге. Он 12 часов просидел в компьютерном клубе, после чего у него случился инсульт.
Еще одна трагедия, связанная с компьютером, случилась на Дальнем Востоке — 16-летний подросток убил мать за то, что она не давала ему денег на «стрелялки». И он сговорился с друзьями убрать «помеху». Подростки пришли к нему домой и задушили женщину. После чего отправились в компьютерный салон.
Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в «любимой игре», а затем выбросился из окна и разбился насмерть.
В Туапсе подросток из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать.
Можно продолжать до бесконечности… Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются.
Эти случаи – исключения из правил или предвестники будущих трагедий? Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у детей и подростков? Ведь именно они больше всех подвержены в настоящее время компьютерной зависимости.
Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир.
Одной из причин является жажда приключений, которые подросток может получить в различных компьютерных играх.
Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
Следующей причиной могут стать постоянные конфликты между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение.
Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир компенсирует недостаток внимания и отношения с родителями.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир.
Ритм современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий ребенка ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда родители совершенно не интересуются компьютером и тем, что именно делает ребенок за ним, то процесс полностью выходит из-под контроля.
В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в виртуальную реальность.
Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний.
У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. А бессонные ночи, проведенные за компьютером, способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, вследствие чего резко повышается вероятность заболеваний. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.
Основополагающий фактор игровой зависимости – это особенности характера плюс воспитание. Подвержены зависимости (и не только игровой) те, у кого не сформирована система ценностей, нет привычки контролировать свои эмоции.
В настоящее время такое явление, как зависимость человека от компьютерных игр, не считается сверхъестественным, но остается, бесспорно, опасным. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.
Как же формируется компьютерная зависимость?
Этапы формирования «компьютерной зависимости».
Первая стадия обычно носит характер увлечения «новой игрушкой» и всегда сопровождается трудно преодолимым влечением к сеансу общения в Сети, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов – появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения, искажение чувства времени в Сети, причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго «сидел» в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться.
Вторая стадия – абстинентная, включает в себя:
- нарушение внимания,
- снижение умственной работоспособности;
- навязчивые мысли,
- представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети;
- эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности;
- бессонница,
- снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»;
- резкое повышение в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;
- соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.
В частности:
- появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него;
- выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в Сети;
- нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;
- профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция.
Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе.
На что надо обратить внимание родителям, если их ребенок очень увлечен компьютером?
Признаки, которые встречаются у детей страдающих компьютерной зависимостью:
когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это;
если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
если ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
если ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
если ребенок забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
если начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
если начинает проводить ночи у компьютера;
если забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
если начинает прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
если находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
если угрожает и шантажирует, когда ему запрещают играть на компьютере;
когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
если происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
если он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Я обращаюсь к родителям, дети которых играют в виртуальные игрушки: пока не поздно, обратите самое серьезное внимание на их опасное увлечение. Посмотрите, в какие именно игры они играют! И если это окажется какими-то «страшилками», «стрелялками», немедленно принимайте меры.
О каких же мерах может идти речь?
Самым очевидным, интуитивным методом борьбы для большинства родителей являются своеобразные репрессии: – они резко ограничивают время игры, ставят условия «допуска» к компьютеру или вовсе отлучают от любимого занятия на неопределенный срок.
Сработавшие в одном случае, в другом они же приводят к противоположному результату - игровая зависимость и ее негативные последствия только усиливаются.
Рассмотрим самые распространенные решения родителей и то, к чему они приводят в действительности.
1) Зачастую, решив положить конец игровой зависимости ребенка, родители принудительно сокращают его времяпровождение за компьютером. Руководствуясь скорее чувствами, нежели здравым смыслом, они сокращают «игровое время» единовременно и сразу в несколько раз, до единственно «безопасной», на их взгляд, величины. Но ребенок, привыкший проводить за компьютером, скажем по пять-шесть часов в день, естественно, воспримет позволение играть только час или даже полчаса как форменное издевательство и будет реагировать крайне негативно.
Наиболее неудачным вариантом (говорящим только о беспомощности родителей) является полное отлучение от компьютера, приводящее к самым болезненным и непредсказуемым реакциям со стороны ребенка (известны случаи суицида и убийства родственников).
Многое, безусловно, зависит от самого ребенка. В части случаев санкции дают результат – не без переживаний, они оставят (по крайней мере, временно), ненавистную родителям привычку. Впрочем, это не гарантирует, что образовавшийся вакуум свободного времени они не заполнят какими-то худшими и опасными занятиями, нежели прозябание за компьютером.
Но с некоторыми детьми, особенно подростками, ограничения и запреты приводят только к худшим последствиям. Они, внешне соглашаясь с мерами родителей, в тайне от них стараются наверстать потерянное игровое время. Хорошо, если конфликт разворачивается дома, когда дети в тайне играют ночью или используют каждую минуту пока родители на работе (часто дети начинают прогуливать школу, чтобы такого времени было больше). Гораздо хуже, если ребенок, больше не имея возможности играть дома, идет в игровой клуб. Попав в эти сети, он будет постоянно нуждаться в деньгах, находиться вне дома, совершенно не исключено, что попадет в дурную компанию.
Всё это может привести к самым печальным последствиям, не сопоставимым с изначальной проблемой. Весь ужас подобной ситуации кроется в том, что родители неожиданно теряют все механизмы воздействия – им остается только следить за своим чадом или помещать его под «домашний арест».
Таким образом, «силовой» вариант, хотя и прост (а в ряде случаев и эффективен), но, в то же время, несет немалый риск обострить ситуацию по принципу занозы, когда неловкое обращение только загоняет ее глубже.
2) Другой популярный подход — это вступать с детьми в своеобразные торги, позволяя играть некоторое время за выполнения тех или иных обязанностей.
Если речь идет об уроках, особых улучшений в учебе ждать не стоит – думая только о том, что его ждет после, ребенок вряд ли извлечет много пользы из автоматически сделанного задания. И даже если речь идет просто о помощи по дому, этот путь так же ведет в тупик – качественно ничего не изменится, ребенок по-прежнему будет находиться в зависимости, но все только усугубится вмешательством родителей, цинично использующих его слабости.
Данный вариант по последствиям мало отличается от простого ограничения без условий – ребенок может и, скорее всего, попытается играть больше, обманывая родителей, когда это можно.
Прежде всего, родители должны осознать, что это не «ерундовая» проблема, которую можно решить простым изгнанием ребенка из-за монитора. Понять, что целыми днями он играет не потому, что плохой, глупый или ленивый. Причина в ином: ему чего-то не хватает и у него есть проблемы (по их, родителей, недосмотру), а компьютер со всем своим содержимым, являясь почти идеальным суррогатом всего на свете, только заменяет пустоту или болезненные области в жизни ребенка. Следовательно, для успешной борьбы с нездоровым увлечением ребенка, родители не должны окатывать его волной негатива и репрессий, а напротив, набраться смелости и принять ответственность на себя.
Как правило, корень зла в том, что они были недостаточно внимательны и упустили момент, когда ребенку требовалось участие, но рядом оказались не они, а только компьютер.
Так же необходимо не просто отнимать у ребенка его привычное времяпровождение, но давать что-то взамен - нечто столь же увлекательное, но из реальной, а не виртуальной жизни. Родители окажутся перед непростой задачей – составить конкуренцию новейшим, искусно сделанным компьютерным играм. Но в некотором смысле это справедливо - им придется искупать свою вину, возвращая ребенка из мира грез в который они его однажды сами впустили. И чем дольше ребенок там был, тем сложнее будет задача папы и мамы.
И, наконец, постепенность. Если дела с зависимостью обрели столь пугающие формы, что в любом случае необходимо сократить время ребенка за компьютером (допустим, если он играет по 12 часов в день, в том числе, и ночью), нужно делать это постепенно. Последовательно «отрубая» ему по часу в день каждые несколько недель и разбивать его игровое время (без резкого сокращения) на две части для образования перерыва.
Проще отвлечь от компьютера детей младшего возраста – им свойственно быстрее переключаться и менять интересы. Вероятно, наиболее действенным решением окажется запись ребенка в какую-нибудь секцию, если позволяет время (не следует перегружать его через меру), даже две. Впрочем, выбирать надо осторожно и учитывая мнение ребенка – ему должно быть действительно интересно там, куда вы его отправите. В противном случае, секция превратиться для него в «каторгу», которой он будет стараться избегать. В то же время, занятия в кружке рисования или танцев отнюдь не освобождают родителей от необходимости и самим принимать участие в «реабилитации» ребенка. Совместные походы, пусть даже по незамысловатым развлечениям, таким как цирк, детский театр, посещение пляжа, да и вообще, любое совместное времяпровождение, скорее всего, отдалят ребенка от компьютера. Не обязательно даже каждый раз придумывать что-то особенное или куда-то уводить юного любителя компьютерных игр – можно отвлечь его и дома, не пожалев времени на совместную игру или интересное дело. Безусловно, все это потребует наблюдательности, терпения и времени – родители должны уметь действительно заинтересовать ребенка в альтернативе компьютеру. В противном случае, результат будет нулевой, «отмучившись», ребенок захочет вернуться к монитору.
Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, как правило, выводят человека из зависимости. Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром. При этом процессе очень важна поддержка и помощь близких.
В конце концов, компьютерные игры не самое опасное и вредное увлечение, искушающее современных детей. Очевидно, что оно нуждается в родительском контроле, но вести борьбу на полное искоренение бессмысленно – ничего страшного, если ребенок будет играть в разумных пределах, главное, чтобы это не мешало его делам и будущему в жизни реальной. Как показывает опыт, многие дети, вырастая и находя новые интересы, сами постепенно отходят от детских увлечений играми или уделяют им меньше времени, чего некогда и хотели родители.
Профилактика.
На сегодняшний день огромную опасность таит в себе Всемирная паутина – Интернет.
В Интернете любой желающий может найти все что угодно, включая опасное и непристойное: порнографию, нецензурную лексику; группы, призывающие к противоправным деяниям и даже суициду. И это проблема не только родителей, но и создателей сайтов и интернет-провайдеров и государства.
Споры о том, как защитить детей от негативного влияния Интернета, продолжаются. К примеру, обсуждается возможность установки фильтров, чтобы дети имели доступ только к определенному контенту. Но фильтры везде не поставишь, а запретный плод так и манит… На помощь могут прийти нравственные установки, которые закладываются в семье и транслируются через образование. Именно они позволяют ставить внутренние ограничения при решении вопросов: употреблять или нет нецензурную лексику, искать ли в Сети познавательный или пошлый контент. Внутренний фильтр часто является единственным регулятором, который позволяет дистанцироваться от непристойностей и экстремизма.
Кроме того, ребенок должен знать правила безопасного пользования Интернетом:
С самого первого дня появления в доме компьютера необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга": с помощью его интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.
Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними: в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской. Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет. Если ситуация вышла из-под контроля - воспользуйтесь паролем доступа (не зная его ребенок не сможет сам включить компьютер).
Установить четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.
Убедите ребенка, что виртуальное общение с незнакомыми людьми не менее опасно, чем аналогичные разговоры на улице.
Объясните, что ни при каких обстоятельствах не следует сообщать незнакомым людям номера телефонов, пароль компьютера и прочую информацию о частной жизни семьи. Нельзя отвечать на послания по электронной почте с запросами о личных данных: если такое письмо пришло, то это мошенничество.
Предупредите ребенка, что он должен поставить вас в известность и попросить разрешения, если захочет встретиться с кем-то из знакомых по компьютерной переписке.
Объясните ему, что он должен делиться с вами компьютерными секретами, а также сообщать обо всем, что его испугало, обидело или возмутило во время посещения Интернета.
Научите ребенка внимательно относиться ко всем ссылкам, которые присылают в социальных сетях, по «аське» или электронной почте, особенно от незнакомых людей, так как они могут содержать неприемлемую информацию или вирусные программные продукты. Даже если ссылка пришла от знакомого человека, необходимо быть предельно внимательным. Вполне возможно, что аккаунт знакомого уже взломан и от его имени рассылаются спам и вирусы. Следует остерегаться также скачивания неизвестных файлов, пришедших на почту или в «аську», даже если файл пришел от знакомого. Лучше уточнить у отправителя, что это за файл.
Объясните ребенку, что бесполезно «ходить» по ссылкам и банерам, предлагающим крупный выигрыш и другие нереально выгодные услуги. Это относится и к информации о том, что он стал победителем лотереи или розыгрыша приза.
Вместе с ребенком учитесь искать интересную информацию в Интернете, ведь если ребенок настроен на позитив, то меньше вероятности, что он заинтересуется негативным контентом.
Учите ребенка включать внутренний фильтр, когда он попадает на тот или иной сайт или видит призыв его посетить.
Научите внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms -сообщений, во избежание потери денег.
Составьте список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые он посещает. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.
Всегда помните народную мудрость: «Сладок только запретный плод!». В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Ведь при подобных условиях ребенок будет ждать этих 15 минут оставшиеся 23 часа 45 минут. Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например, «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!». Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв и позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.
Ограничьте время пребывания за компьютером.
Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. Для дошкольника компьютер - лишнее. В этом возрасте очень важно развивать воображение, которое в свою очередь формирует мышление ребенка. Длительное общение с компьютером, особенно в дошкольном детстве отсекает воображение как нечто ненужное. Дети с развитым воображением, как правило, в компьютерную зависимость не попадают. В идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполниться 11 лет. После 12 лет наступает менее опасный период, обычно у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, и нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, не позволяйте играть в компьютер за 1,5 - 2 часа до сна и особенно ночью.
С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.
Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
В заключение следует отметить, что в силу развития научно-технического прогресса, овладение компьютерными технологиями стоит вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, сводя к минимуму его отрицательное влияние на психическое здоровье ребёнка.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.