СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Решение конфликтных ситуаций в классном коллективе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт. О способах разрешения конфликтов идет речь в данной разработке.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Решение конфликтных ситуаций в классном коллективе"»

Родительское собрание "Решение конфликтных ситуаций в классном коллективе"

«Разрешение конфликтных ситуаций в классе».

Уважаемые папы и мамы! Я рада снова встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы потом не было поздно.

А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки:

1. Хорошо птичке в золотой клетке, а ещё лучше на зелёной ……. (ветке)

2. Слово не воробей, вылетит – не ……..(поймаешь)

3. Вместе душно, а врозь…..(скучно)

4. Эта птица не простая,

Днём её не встретишь ты.

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днём любой его обидит

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы

И глаза его сверкают

Как зелёные шары.(филин)

5. Ум хорошо, а два -… (лучше)

6. Не давши слова – крепись, а давши….(держись)

7. Долг платежом ……. (красен)

8. Написано пером, не вырубишь….(топором)

К

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

Итак, сегодня мы с вами поговорим о конфликтах.

1. Вопрос к родителям:

Какие чувства возникают у вас при слове «конфликт»? (записать на доске названия чувств)

Конфликты неизбежны и существуют там, где есть жизнь, поэтому нужно знать, как предотвращать их, как вести себя в процессе различных конфликтов, как вести себя в значимых, жизненно важных конфликтах, как завершать и конструктивно, удачно для всех конфликтующих сторон, решать конфликт. Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт?

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Причины конфликтов

Основные причины возникновения конфликтов - это разные ценностные установки коммуникантов.

Виды конфликтов:

• Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях.

• Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются или могут быть удовлетворены за счет другой. Именно экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми. • Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.д.. • Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи

• Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывает у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих. Эмоциональные конфликты, возникающие из-за эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и наконец перерастают в настоящие конфликты разного характера: от экономических, идеологических в семейно-бытовых.

• Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. Эти конфликты требуют гармонизации отношений в системах «учитель - ученик», «учитель - ученики», «учитель - учитель», «учитель - родители», «учитель - руководитель».

Решение конфликта может быть полным или частичным: иногда для полного решения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, которое удовлетворит обе стороны.

2. Конфликт – это хорошо или плохо? (вопрос родителям)

(записать на доске в две колонки: что хорошего и что плохого в конфликте)

Что плохого в конфликте? (Обычно на этот вопрос легко ответить)

Что хорошего в конфликте?

1. У меня есть возможность кое-что узнать о себе.

2. Я могу больше развить свою личную силу.

3. Мы можем выяснить отношения.

4. Мы можем научиться слушать и слышать оппонента.

5. Мы можем распознать скрытые нужды и желания другого.

6. Мы можем высказать свои чувства.

7. Мы можем высказать желания, мечты относительно другого.

8. Мы можем договориться.

9. Мы можем научить ребёнка не бояться конфликтов и «правильно» конфликтовать.

3. Чем мы платим за невыясненные отношения? (вопрос родителям)

4. Как же себя вести в конфликтной ситуации?

Стратегия поведения в конфликтной ситуации– это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:

1) сотрудничество; 2) компромисс; 3) избегание; 4) приспособление; 5) соперничество.

Помимо индивидуальных предпочтений субъекта конфликта и его морально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объективные факторы:

  • степень ущерба и размер потерь при конфликтном взаимодействии;

  • объективная оценка нанесения ущерба оппоненту;

  • количество и качество ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов;

  • статус оппонента;

  • позиция оппонента в отношении другой стороны в конфликтном взаимодействии (выбранная стратегия поведения оппонента);

  • оценка последствий конфликта при той или иной стратегии действий;

  • временная и пространственная характеристики конфликта;

  • принципиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противоречия для субъекта конфликта.

  • Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по- этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

  • Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется

на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и

ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.

  • Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.

  • Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта. Я предлагаю немного поиграть. В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Разделимся на группы. Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации). Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Тест для родителей

Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

• а) никогда; 0• б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;1• в) всегда.2

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

• а) если споры не портят отношений;0 • б) только по принципиально важным вопросам; 1 • в) да, всегда.2

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

• а) нет; 2• б) если это не снизит моего авторитета;1• в) да.0

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

• а) нет; 0• б) да, с удовольствием;2• в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.1

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

• а) тоже пойдете без очереди; 2• б) будете возмущаться, но про себя;0• в) выразите свое недовольство.1

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

• а) не дадите чаевых;0• б) попросите пересчитать еще раз; 1• в) устроите скандал.2

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

• а) да;2• б) нет;0• в) в зависимости от обстоятельств.1

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

• а) да, всегда;2• б) вам все равно;0• в) иногда. 1

Инструкции: Суммируйте полученные баллы.

Результаты теста

  • 6 баллов и менее. Вы совсем не конфликтный человек и легко можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.

  • 7-11 баллов. Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации. Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.

  • 12-16 баллов. Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны, что поддерживать с вами дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.

  • ПАМЯТКИ

Тренинг «Какой он - мой ребенок».

Упражнение 1. Я познаю своего ребенка.

Всем родителям раздаются сердечки из цветной бумаги и лист бумаги с нарисованным кувшином.

-Ув мамы все мы хотим видеть своего ребенка с определенным положительным набором качеств, когда он вырастет. Что бы нам с вами этого достигнуть мы с вами сейчас попробуем создать эти качества для вашего ребенка.

Сейчас я вам предлагаю выполнить следующее упражнение:

-Напишите несколько положительных качеств, характеризующих человека на сердечках. (Пишут)

-Замечательно. А сейчас обведите те качества, которые уже сформированы у вашего ребенка. (Обводят)

-Остальные качества нам с вами нужно будет формировать, и воспитать у наших с вами детей.

-Сейчас приклейте ваши сердечки над кувшином (приклеивают).

-Какие чувства вы испытали во время выполнения упражнения?(родители высказываются и делятся эмоциями друг с другом).

Упражнение 2.Релаксация «Душа моего ребенка»

Следующее наше с вами будет задание творческого характера.Я предлагаю вам сейчас разукрасить вашу вазу так, как хочет ваша душа.(Разукрашивают)

Посмотрите на ваши вазы. Это и есть душа вашего ребенка, светлая и радостная. Это то, что вы уже вложили в своего ребенка. Теперь нам с вами нужно поддерживать это состояние души вашего ребенка и пытаться вложить те качества, которые указали в сердечках.

-Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения.

Подведение итогов.

«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были. И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов».

По завершении собрания всем его участникам было предоставлено слово.Постарайтесь оценить эффективность нашей работы. Попробуйте начать свое высказывание сослов:«Мне сегодня было полезно…»

Итак, как же выйти из конфликтной ситуации?!

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать. Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт. Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду. Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите. Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его. Не используйте слова „всегда“ и „никогда“. Будьте правдивы и делайте это с добром. Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека. Говорите о конкретных вещах, не обобщайте. Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи. Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“. Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их. Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами. Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас. Выразив эмоцию, спокойно дайте ей уйти. Не цепляйтесь за свой страх, обиду или боль. Если после полного и искреннего выражения своих эмоций, вы почувствуете себя неловко, можно отступить. Уступка не означает поражение, а даёт возможность продолжить диалог. Гибкое и творческое отношение к ситуации — одно из условий управления конфликтом.

Учитесь чувствовать состояние другого, общую „атмосферу“ конфликта.Помните, что вы находитесь в общем поле, где каждый участник играет свою роль в общем процессе. Будьте открыты к возможностям, которые могут появиться в процессе урегулирования конфликта. Осознав стихание эмоций или потерю интереса к конфликту, признайтесь в этом.

Выйдите из своей роли и буквально смените позицию – перейдите на другое место, посмотрите со стороны на конфликт, на себя и партнёра. Что нового вы узнали о себе и создавшейся ситуации? Возможно, вам откроются новые варианты взаимоотношений.

Если вы сейчас захотите помочь партнёру, вернитесь в конфликт и займите его позицию. Делайте это искренне, спросите, чем можете ему помочь. Понаблюдайте за ним, постарайтесь почувствовать, что он испытывает сейчас. Помогите ему выразить свои чувства. Принятие позиции своего противника помогает нам понять с какими сторонами себя мы сейчас в конфликте. И пока мы это не поймём, будем попадать в подобные конфликты или долго находиться в одной конфликтной ситуации.Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции. Найдите слова, правильно отражающие ситуацию, не унижающие вас и вашего партнёра. Если человек скажет: „нет“, — это не ваша проблема. Вы делаете то, что правильно для вас.

Если совместные усилия не привели к разрешению конфликта, попробуйте решить проблему самостоятельно. Для этого представьте стороны конфликта как внутренние части своего „я“ и проработайте его.Чтобы стать мастером управления конфликтами, необходимо развивать в себе восприимчивость. Это даёт возможность чувствовать намерения партнёра (противника), позволяя вести более конструктивный диалог. Для развития восприимчивости учитесь жить настоящим моментом — „здесь и теперь“. В настоящем человек уравновешен и открыт для нового, способен гибко реагировать на меняющуюся ситуацию. Управление конфликтом доступно тому, кто умеет управлять собой. Научиться этому можно только через личный опыт, в процессе внутреннего роста.

Для подготовки к урегулированию межличностного конфликта можно воспользоваться помощью друга. Опишите ему как можно объективнее сложившуюся ситуацию. Попросите его сыграть роль вашего противника. Используйте то, что прочитали выше.

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

• а) никогда; 0• б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;1• в) всегда.2

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

• а) если споры не портят отношений;0 • б) только по принципиально важным вопросам; 1 • в) да, всегда.2

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

• а) нет; 2• б) если это не снизит моего авторитета;1• в) да.0

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

• а) нет; 0• б) да, с удовольствием;2• в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.1

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

• а) тоже пойдете без очереди; 2• б) будете возмущаться, но про себя;0• в) выразите свое недовольство.1

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

• а) не дадите чаевых;0• б) попросите пересчитать еще раз; 1• в) устроите скандал.2

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

• а) да;2• б) нет;0• в) в зависимости от обстоятельств.1

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

• а) да, всегда;2• б) вам все равно;0• в) иногда. 1

__________________________________________________________________________________

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

• а) никогда; 0• б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;1• в) всегда.2

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

• а) если споры не портят отношений;0 • б) только по принципиально важным вопросам; 1 • в) да, всегда.2

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

• а) нет; 2• б) если это не снизит моего авторитета;1• в) да.0

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

• а) нет; 0• б) да, с удовольствием;2• в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.1

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

• а) тоже пойдете без очереди; 2• б) будете возмущаться, но про себя;0• в) выразите свое недовольство.1

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

• а) не дадите чаевых;0• б) попросите пересчитать еще раз; 1• в) устроите скандал.2

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

• а) да;2• б) нет;0• в) в зависимости от обстоятельств.1

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

• а) да, всегда;2• б) вам все равно;0• в) иногда. 1

________________________________________________________________________________________

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

• а) никогда; 0• б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;1• в) всегда.2

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

• а) если споры не портят отношений;0 • б) только по принципиально важным вопросам; 1 • в) да, всегда.2

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

• а) нет; 2• б) если это не снизит моего авторитета;1• в) да.0

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

• а) нет; 0• б) да, с удовольствием;2• в) только, чтобы отстоять свою точку зрения.1

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

• а) тоже пойдете без очереди; 2• б) будете возмущаться, но про себя;0• в) выразите свое недовольство.1

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

• а) не дадите чаевых;0• б) попросите пересчитать еще раз; 1• в) устроите скандал.2

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

• а) да;2• б) нет;0• в) в зависимости от обстоятельств.1

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

• а) да, всегда;2• б) вам все равно;0• в) иногда. 1

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!