Родительское собрание в старшей логопедической группе на
тему «Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи»
Подготовила и провела: учитель – логопед Давыдова Е. В.
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха.
Задачи:
1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.
2. Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха.
Ход родительского собрания.
Упражнение "Имена"
Цель: Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной атмосферы
Содержание: Сейчас мы пустим эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Елена Владиславовна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Вас зовут Елена Владиславовна, а я…
Выступление учителя-логопеда:
- Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности. Известно, что несформированность фонематического слуха, зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Этому нужно обучать специально в занимательной игровой форме. Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми.
Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего,
увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей усвоении знаний и умений.
Специально подобранные и созданные педагогами логопедической группы (учителем-логопедом Ильичевой Т.В., воспитателем Худошиной Н.В.) дидактические игры по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия для детей с общим недоразвитием речи обеспечивают развитие на высоком уровне фонематического слуха, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтению целыми словами. Создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь. Закрепляют запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических умений. Формируют умения принять учебную задачу и завершить ее самостоятельно. Формируют навык самоконтроля и самооценки. Помогают наладить отношения с детьми.
В процессе таких игр у детей улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку. Очень важно то, что, осваивая с детьми игры со звуками, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух. Учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать, т. е. развиваем мышление дошкольников. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении русского языка и литературы в школе.
Во время непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте и чтению мы учим детей слышать звуки в слове, определять их место в слове, их количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность ребенком вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. Так же особенностью этого курса является использование звуковой символики. Гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые звуки - синим, а согласные мягкие - зеленым цветом.
Игровой практикум с родителями
Речевые игры-помощницы.
Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь, активизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память.
Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр ,которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в д.с., готовя обед, когда ваше чадо рядом не знает чем заняться и т.д..
• «Поймай звук» - если услышишь звук [у], хлопни в ладоши.
Слон, лук, дом, уши, мак, дуб, суп, сок, зуб и т.д.
«Назови первый (последний, звук)».
• аист, август, ива, эхо, автобус, ухват, облако;
• дал, кот, мак, пир, кнут, мышь;
• шкаф, пол, слон, кит, нос.
Какие это звуки, почему?
«Назови лишнее слово»
• Оля, окна, аист;
• Окунь, утка, улица;
• Ива, умница, игрушки;
• Эхо, эскимо, иголка;
• Автобус, этаж, астра;
"Какой звук потерялся".
Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян. Например: В небе летит ... амолёт.
В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.
"Цепочка слов".
Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в "цепочку": каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.
"Сравни первые звуки в слове".
Например: предложит пары слов тапки - тень (В слове тапки слышим твердый согласный звук [Т], а в слове тень - мягкий согласный звук [Т']).
Игра "Любопытный".
Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука н-р: [Б].
- Где был? - На балконе.
- Кого видел? - Бульдога.
- Куда собираешься? - В булочную.
- Что будешь покупать? - Баранки и т.д.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши , сом- дом, рога- роза, баран- банан, корова- корона, укор- укол.).
Уважаемые родители! Вы сегодня познакомились с некоторыми дидактическими играми и убедились, как в игре можно развить фонематический слух и зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе русскому языку и литературе. Такие игры вы можете использовать дома и с удовольствием поиграть со своим ребенком.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда - ошибки в речи и на письме.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки - твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.
Приложение к родительскому собранию
Памятка для родителей.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
"Предложения состоят из слов.
"Слова состоят из звуков.
"Звук - это то, что мы слышим и произносим.
"Буква - это то, что мы видим и пишем.
"Звук на письме обозначается буквой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: "А" "У" "О" "И" "Э" "Ы" "Я" "Ю" "Е" "Ё".
Шесть гласных букв - "А" "У" "О" "И" "Э" "Ы" - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - "Я" "Ю" "Е" "Ё" - йотированные, то есть обозначают два звука: ("Я" - [ЙА], "Ю" - [ЙУ], "Е" - [ЙЭ], "Ё" - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы
обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: "Я" - [А], "Ю" - [У], "Е" - [Э], "Ё" - [О] (береза, мяч).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы "А" "У" "О" "Э" "Ы") и мягкими (если после них стоят гласные буквы "И" "Е" "Ё" "Ю" "Я").
Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].
Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.