СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Роль общения в жизни пятиклассника".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Роль общения в жизни пятиклассника".»

Тема: «Роль общения в жизни пятиклассника».

«Если дети живут в обстановке критики,

Они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы,

Они учатся быть злыми, учатся драться...»

Дороти Нолт


Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

    1.Помочь родителям в выборе методов и средств воспитания детей;

    2.Способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

    3.Помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

    План проведения родительского собрания:

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово педагога.

    3. Вопросы для обсуждения

  • Общение и его роль в жизни человека. 

  • Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

    4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения)

    5. Подведение итогов. Рефлексия.



Пятиклассники сейчас вступают в подростковый, или средний школьный возраст (11-15 лет). Его называют еще переходным, т. к. он связан с переходом от периода детства к юности.

     В стремлении уйти от проблем, не находя поддержки со стороны одноклассников и родителей, ребёнок порой пытается компенсировать эту пустоту употреблением психоактивных  веществ, начинает проявлять жестокость по отношению к сверстникам,  о чём упрямо свидетельствует статистика.

    Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Наблюдается усиление независимости детей от взрослых. В этот период для детей характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Взрослые зачастую перестают быть авторитетами для подростков.

Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения,  установленные взрослыми,  отходят на второй план.  5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения  (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Подростки начинают проигрывать роли в школе, дома и пробуют, как на эти  роли будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а также педагогами, какое взаимоотношение в семье.

       Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к повзрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и соц. роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания,  стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность.

       Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым , а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.

       Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно  задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.

Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.

  Таким образом,  у ребенка в возрасте от 11-15 лет проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания),  забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания),  не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

        Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с  одного на другое, не завершив начатое.  Все это связано с нервно-психическим состоянием.

Кроме того, у пятиклассников происходит бурный и неравномерный рост и развитие организма, усиливается деятельность желез внутренней секреции. Наблюдается повышение возбудимости или, наоборот, состояние торможения, что объясняется быстрой утомляемостью нервных клеток, а отсюда резкая смена настроения и поведения подростка, раздражительность, равнодушное отношение к различным видам деятельности, в том числе и учебной. Все это влечет за собой конфликтные ситуации не только с родителями и учителями, но и с коллективом сверстников. Немало хлопот вызывает и повышенная возбудимость, которая часто выливается в  различного рода проступки, стремление показать свое превосходство.

 Задача взрослых  заключается не только в том, чтобы помочь подростку направить его бурную энергию в нужное русло, стимулировать учебный труд, включить в различные формы и виды деятельности по интересам.

Уважаемые родители! Возможно, вы считаете, что проблема, поднятая на собрании, выдумана, но на минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, читаете мораль, допрашиваете, высмеиваете и ворчите? Эти распространённые методы обращения с детьми даже при самых хороших намерениях родителей приводят к потере теплых отношений, затрудняют общение.

В семьях, где родители находят время для общение со своим чадом, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом.

Однако если внимания слишком много, если родители стремятся контролировать не оставляя шанса проявлять самостоятельность, такая гиперопека может так же отразится далеко не самым лучшим образом.

Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье.

Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер. А если сегодня ваши отношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.

В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы.

Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, что бы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им.

Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка.

Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место для его поделок, грамот, благодарственных писем.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случится, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Родительская любовь – не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок подросток не допускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье –

Принцип доступности. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на "потом”. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.

Воспитание ответственности и самодисциплины напрямую зависят от стиля поведения родителей в семье, их способности эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой – то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.

Миссия родителей – научить ребенка быть ответственным за свои поступки. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку "нет”. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой – запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что – то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка – кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается” автоматически с появлением ребенка он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей должны поспевать за веяниями времени и моды, должны учиться у своих детей, стараться быть не только полезными своим детям, но и интересными им.

Тема, которую мы обсуждаем, надеюсь не оставит вас безучастными ибо она затрагивает один из самых важных вопросов каждой семьи – воспитание детей, а для некоторых из вас воспитание единственного ребенка в семье.

Тестирование.

Родителям предлагается тест, который поможет определить, какой тип внимания дети получают в их семье.

Для теста каждый родитель получает набор цветных квадратов зелёного, красного и желтого цвета.

Отвечая на вопрос, родитель выбирает из набора квадрат того цвета, который соответствует его ответу на вопрос.

11 Я часто рассказываю ребенку о своем детстве. ДА НЕТ

12 Мы редко играем вместе с детьми. ДА НЕТ

13 Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда и секреты. ДА НЕТ

14 Я уверена, что если у моего ребёнка возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью. ДА НЕТ

15 Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребёнка, ведь это помогает ему быть организованным ДА НЕТ

16 Мы ходим в музеи, театры, кино минимум два раза в месяц. ДА НЕТ

17 Если дети просят меня помочь им с домашним заданием, я и м обязательно помогаю. ДА НЕТ

18 Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребёнок. ДА НЕТ

99 Если мой ребёнок получает “3” или “2”, его ждет наказание. ДА НЕТ

110 Я часто стараюсь найти повод, что бы похвалить ребёнка. ДА НЕТ

111 Мы любим поговорить по душам. ДА НЕТ

112 Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей. ДА НЕТ

113 Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его. ДА НЕТ

114 Мой тон в разговорах с ребёнком часто строгий и назидательный. ДА НЕТ

115 Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они не сделают их вообще. ДА НЕТ

116 Я знаю, о чем мечтает мой ребёнок. ДА НЕТ

117 Я часто привожу своему ребенку в пример других детей или себя. ДА НЕТ

118 Если ребенок в гневе испортит вещи, он будет наказан. ДА НЕТ

119 Мы обсуждаем с ребёнком книги и фильмы. ДА НЕТ

220 Я рассказываю детям о проблемах в семье. ДА НЕТ

221 Мой ребенок может почувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова. ДА НЕТ

222 Мой ребёнок говорит иногда, что ему хотелось бы быть со мной почаще. ДА НЕТ

223 Я испытываю удовольствие, разговаривая с ребёнком. ДА НЕТ

Результаты: подсчитайте, сколько квадратов красного, желтого и зеленого

цвета у вас получилось. За каждый квадрат вы получаете 1 балл.

Важны баллы за ячейки каждого цвета, кроме невыделенных.

Позитивное внимание

От 0 до 5 баллов:

Возможно, вашему ребенку не хватает позитивного внимания. Вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения! Помните, важно не количество внимания, а качество. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А еще лучше делайте это все вместе.

От 5 до 10 баллов:

Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка его повседневными делами.

От 10 до 15 баллов:

Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует “тыл”, знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.

Недостаточное внимание

От 1 до 4 баллов

Вашему ребенку хватает внимания. Возможно, его даже чересчур много. Подумайте достаточно у него свободы? Или абсолютно все его проблемы вы решаете вместе (или за

него)? Не слишком ли вы навязчивы в стремлении разделить каждую его мысль и действие? В такой ситуации в социальное и личностное взросление ребенка замедляется, и он надолго может остаться зависимым, неуверенным в себе и несамостоятельным.

От 5 до 9 баллов:

Скорее всего, вы и в “зеленом” блоке вы набрали среднее количество баллов. А это значит, что ребенок испытывает некоторый дефицит общения с вами. Постарайтесь быть более отзывчивыми к просьбам и повседневным заботам своих детей, делайте их союзниками в общесемейных делах: выборе новой мебели, помощи по дому и заболевшим родственникам.

От 9 до 13

У вашего ребенка острый дефицит общения! Если вы слишком заняты на работе, постарайтесь посвящать ему каждую свободную минуту. Подбодрите, похвалите, погладьте по голове своего ребенка, иначе очень скоро вам будет сложно найти с ним общий язык.

Негативное внимание

От 0 до 2 баллов:

В ваше семье все хорошо: ребенок получает достаточно позитивного внимания и сего самооценкой все в порядке!

От 2 до 4 баллов:

То ли ваша родительская позиция слишком строгая, то ли вы мало общаетесь с ребенком, и он старается привлечь к себе внимание не слишком образцовым поведением, но иногда вам кажется, что он слишком много делает не так. Не ругайте детей из – за пустяка. Лучше подбодрите ребенка, скажите ему, что в следующий раз у него обязательно все получится!

От 4 до 8 баллов:

Ваш ребенок настолько привык к тому, что его постоянно ругают и поучают, что уже и забыл, может ли быть по – другому. Что бы привлечь к себе ваше внимание он ведет себя так, чтобы вы в очередной раз вышли из себя и пообщались с ним с помощью подзатыльников и нотаций. Постарайтесь изменить свое поведение.

Начните хвалить ребенка, даже если кажется, что не за что. Старайтесь чаще гладить его по голове и просто разговаривать с ним, не поучая. Через некоторое время вы заметите, что скандалы прекратились, оценки в дневнике улучшились. А самое главное, вы поймете, что позитивное общение с ребенком может быть очень простым и приятным как для вас, так и для него.

Итог собрания.

Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании?

Появилось ли в вас уверенность, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка?

Почувствовали вы, что для успешного воспитания ребенка вам не хватает психолого-педагогических знаний.

Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями!

Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании?

  • Появилось ли в вас уверенность, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка?

  • Почувствовали вы, что для успешного воспитания ребенка вам не хватает психолого-педагогических знаний.

Родители, помните! Дети — отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку - понятия обратно пропорциональные. Правила благополучного родителя.  Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.  Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.  Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.  Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.  Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.  Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.  Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость. Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не преувеличивая значение его неудач, но в то же время не закрывать глаза на промахи своего ребенка «Создание благоприятной семейной атмосферы»  Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.  Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.  Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – совместное общение, ненавязчивые советы.  Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе? Какое у тебя настроение?»  Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.  Ребенок должен чувствовать участие и поддержку родителей.

Создавайте в семье атмосферу уважения, взаимопонимания.

Законы воспитания в семье: 1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми

III. Заключительное слово классного руководителя. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не у нас в учреждении, так в следующем, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание. Но мы-то с вами хотим, чтобы наши дети узнали это от нас с вами, правда? Это, значит, сегодня, сейчас. (Звучит песня «Погода в доме».) Рефлексия