СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Роль отца в воспитании ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

роль отца в воспитании

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Роль отца в воспитании ребенка"»


Родительское собрание на тему: «Трудовое участие ребенка в семье»

Цели: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Задачи:

  1. Оценить степень организации труда в семьях учащихся.

  2. Расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.

  3. Сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

  4. Познакомить с опытом трудового воспитания в семьях.

Оборудование: мультимедийное сопровождение.

План собрания:

1) Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

2) Анализ педагогических задач и ситуаций в семье.

3) Дискуссия по теме собрания.

6) Ответы классного руководителя на вопросы родителей.

8) Подведение итогов собрания(выводы, советы, рекомендации).

9) Принятие решения.

Сценарий собрания

Этапы

Деятельность учителя

1.

Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

К.Д.Ушинский.


- тема нашего собрания так и называется «Трудовое участие ребенка в семье» (слайд 1). Выбрана она не случайно. Ведь труд – это основа развития и становления человека, а основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих . Самые важные основы трудового воспитания закладываются именно в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. (слайд 3-9)

-когда нначинать воспитывать трудолюбивого человека? Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым, а если детей еще и правильно воспитывать, то даже самый непривлекательный и тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Но как это сделать? Я считаю, что каждый из вас задавал себе такой вопрос, ведь каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье.

- Как вы думаете, какая основная цель трудового воспитания в семье? Какие задачи преследует трудовое воспитание?

Классный руководитель прикрепляет таблички «Цель» и «Задачи» на доску, а родители после размышлений (в течение 5—7 минут) вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания.

Мнения родителей записываются на доске напротив прикрепленных табличек.

Цель: воспитание трудолюбия.

Задачи:

  • развитие потребности в труде;

  • развитие самостоятельности;

  • воспитание уважения к труду и людям труда.





2.















































3.

Анализ педагогических задач и ситуаций в семье.








































Дискуссия по теме собрания

- А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам послушать трудные пед. ситуации, происходящие в жизни каждого человека, затем после каждой прослушанной ситуации, постарайтесь найти оптимальный выход из нее(ситуации).

1.Перед уходом на работу мама попросила дочку Валю (9 лет) вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись, домой, она огорчилась, увидев, что ее задание не выполнено. Дочь и раньше неоднократно ослушивалась мать. Какое качество личности ребенка проявилось в данной ситуации? Как поступили бы вы, если ваш ребенок не выполнил задание?

2.Мама поручила шестикласснику Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мать заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в свою комнату, закрылся и до позднего вечера не выходил из нее.

Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына? Как следовало педагогически верно поступить в данной ситуации?

3.В семье Смирновых двое школьников: 10-летний Саша и 11-летний Славик. Мальчики постоянно ссорятся между собой. Кому мусор выносить, кому собаку выгуливать, кому пылесосить квартиру. Тогда на семейном совете было принято решение: составить график дежурства мальчиков по дому. Как вы относитесь к такому подходу родителей к трудовому воспитанию детей. Предложите свои варианты решения этой проблемы.

4. Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с друзьями,  он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись  домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, сын из комнаты так и не вышел. Правильно ли поступил отец? Предложите вариант.

5.Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

- А сейчас, уважаемые родители, обратите ваше внимание на доску(слайд 4). Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

Вывод: Вернее, так бывает. И это всегда просчет воспитателей. Одного личного примера мало. Нужна требовательность, нужна правильная организация жизни.

-Что ответить на данное суждение?

«Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».

Вывод: Надо не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постоянно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество – волю.

-Уважаемые родители:

1. «Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?»

  • 2. «Можно ли платить детям за выполнение повседневных дел?»

3.«Труд – это необходимость или обязанность?»

- Хорошо или плохо говорить детям:

«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу поиграть на компьютере».

«Выкинь мусор – получишь на мороженое».

- Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.



Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже,  никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо, т.к мы их должны хорошо подготовить к будущей самостоятельной жизни. Уважаемые родители, а сейчас, я предлагаю вам поделиться с нами своими секретами, советами по воспитанию трудолюбия у детей в семье. Ведь каждый из вас владеет своими приемами по воспитанию трудолюбия в семье, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом. Вот как вы привлекаете детей к выполнениюбытовых обязанностей?

(Классный руководитель прикрепляет табличку «Полезные советы» на доску и записывает на доске предлагаемые родителями советы. А затем учитель проговаривает свои предложенные советы родителям (слайд 5) и раздает их им виде памятки.)

Памятка родителям.

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.

  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.









































  1. Подведение итогов собрания(выводы, советы, рекомендации).







6. Принятие решения.

Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого.

1)Например, ребенок неохотно берется за дело, но зато самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях, разделить с ним его радость, не разочаровывать критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.

2) Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Здесь важно, чтобы задания не были отпугивающими. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.

-Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка. Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей: (слайд 6)
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

- Наше собрание я начала с таких вот прекрасных слов К.Д. Ушинского: 

 «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие» Как вы понимаете его слова?

-В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.

НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.

ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.

ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

- Уважаемые родители, если у вас имеются проблем, трудности в трудовом воспитании детей, вы всегда можете обратиться к литературе (книгам), которые вам в этом помогут. (слайд 7)


- Наш класс – это тоже семья, в которой воспитание трудолюбия имеет важное значение. Уважаемые родители, обратите ваше внимание на доску. (слайд 8,появляются иллюстрации участия детей в различных видах трудовой деятельности.)

- Так почему необходимо прививать трудолюбие и уважение к труду с ранних лет? (мнение родителей)

- Какую основную цель преследует трудовое воспитание? Какие задачи?

-Что же необходимо для трудового воспитания личности школьника?

- Какой вывод мы можем сделать?(мнение родителей)

- Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть  посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.


-Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.

- Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.

-Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

-Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.

-Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

-Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.

- А на этом наше родительское собрание подошло к концу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!