Роль родителей в формировании положительной мотивации детей к школе, учебному труду.
Не стыдно
чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.
Сократ
Ученые считают, что результаты деятельности человека
на 20-30 % зависят от интеллекта,
и на 70-80 % - от мотивов
- Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность.
5 уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, под контролем родителей.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
3 типа отношения к учению
положительное
безразличное
отрицательное
- близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии;
- объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав;
- позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших;
- знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности.
- устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
- неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий,
- негативное отношение к формам контроля со стороны учителей;
- сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
- недостаточная устойчивость социальных мотивов.
2. Виды мотивации
- познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
- социальные мотивы характеризуют различные виды социального взаимодействия школьника с другими людьми.
отношение мотивов к непосредственно учебной деятельности.
Мотивы, стимулирующие определенную деятельность (процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними . Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослыми.
представляет собой показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Престижность учебы в классе показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность.
Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.
Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового .
показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое .
характеризует значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения.
обозначает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать. .
Боязнь наказания со стороны семьи
Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
9. «Осознание социальной необходимости»
характеризует выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
10. «Мотив общения»
Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
11.«Внеучебная школьная мотивация»
выражает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе, а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
- Почему ты учишься?
- Зачем ходишь в школу?
- Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?
Продолжи предложения.
- Мне нравится на уроке…
- Мне мешает на уроке…
- Я бы хотел(а), чтобы на уроке…
1. Почему ты учишься?
«заставляют родители; чтобы в будущем устроиться на работу; это необходимо для поступления в высшие учебные заведения; потом хочу пойти в институт и зарабатывать очень много денег; по приколу; не знаю; жить в достатке; маман всегда твердит, что нужна вышка; высшее образование – имеет важное значение в наше время; потому что надо; чтоб много знать; я хочу выучиться и уехать из страны »
2. Зачем ходишь в школу?
«я хочу выучиться и уехать из страны; встретиться с одноклассниками; у меня нет выбора; не знаю; чтоб мама не ругала; это одна из ступеней образования; без которой нельзя обойтись; общаться с друзьями; чтобы учиться; получать знания; потом хочу пойти в институт и зарабатывать очень много денег.»
- 3. Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?
«конечно; да; можно, но не все может быть понятно; это гораздо сложнее; такой вариант будет менее эффективен; можно, но лучше иметь бумажку.»
- 4. Мне нравится на уроке…
«то, что мама не ругает; смотреть фильмы; ничего; отсутствовать; спать; писать конспекты; моё чувство юмора; узнавать новое или интересное; понимать темы; слушать; решать задачи с простыми действиями и цифрами»
«не знаю; желание спать и усталость; мое настроение; учитель (если ругается); разговоры; шум в классе; ничего; твердые стулья4 Долгова Анна Андреевна; агрессивное биополе этого города; учитель.»
- 6. Я бы хотел(а), чтобы на уроке…
«не было самостоятельных, срезов, контрольных; мне дали поспать; показывали побольше фильмов; мягкие стулья; меньше шума; чтобы давали больше работать в группах, парах; не ставили двойки; был Дед Мороз»
- интересоваться делами, учёбой ребёнка;
- помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.
- Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
- Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
- Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
- Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?
- Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у Вас, Вашего мужа (жены)?
- Назовите, что в течение последней недели Вы читали ?
- Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?
- Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?
- Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?
- Любит ли ваш ребёнок учиться?
Конвенция о правах ребёнка, ст. 18.
- Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.
Конституция Российской Федерации, ст. 43.
- Каждый имеет право на образование.
- Среднее полное образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего полного образования.
Закон РФ "Об образовании", ст.52.
- 1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми среднего полного образования.
- 2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.
- 3. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за воспитание, получение ими среднего полного образования.
Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.
Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного.
Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.