Роль родителей в формировании положительной мотивации детей к школе, учебному труду.
Составила: Семенова Е.П .
Не стыдно
чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.
Сократ
- Мотив – это побуждение к деятельности, то ради чего ребенок совершает ту или иную деятельность.
- Для того чтобы повысить мотивацию родителям необходимо отучиться манипулировать детьми, как «пешками».
5 уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
3 типа отношения к учению
положительное
безразличное
отрицательное
- Почему ты учишься?
- Зачем ходишь в школу?
- Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?
Продолжи предложения.
- Мне нравится на уроке…
- Мне мешает на уроке…
- Я бы хотел(а), чтобы на уроке…
1. Почему ты учишься?
«заставляют родители; надо, потому что все должны учиться; узнать много интересного; чтобы получить образование и куда-нибудь поступить; хочу получить знания, чтобы обеспечить себя в будущем; учусь, потому что хочу быть умным и многого добиться в жизни; обеспечивать семью; нравиться учиться; чтобы получить приличную профессию»
2. Зачем ходишь в школу?
“ чтобы учиться, общаться с друзьями;
потому что там интересно, каждый день я узнаю всё больше нового”
Советы родителям
Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник,
спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!
- интересоваться делами, учёбой ребёнка;
- помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него .
2.Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.
3.Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома
Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?
- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.
- Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
- Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
- Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
- Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?
- Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?
- Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?
- Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?
- Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?
- Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?
- Любит ли ваш ребёнок учиться?
Конвенция о правах ребёнка, ст. 18.
- Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.
Конституция Российской Федерации, ст. 43.
- Каждый имеет право на образование.
- Среднее полное образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего полного образования.
Закон РФ "Об образовании", ст.52.
- 1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми среднего полного образования.
- 2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.
- 3. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за воспитание, получение ими среднего полного образования.
Уголовный Кодекс РФ, ст. 156.
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние не соединено с жестоким обращением с несовершеннолетними, - наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 5.35.
- Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних: неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями н/л обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.
Не оставляйте в трудном деле ребёнка одного.
Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека.