Родительское собрание «Роль совместного отдыха родителей и детей.»
Дата проведения: 15.05.2019г.
Форма проведения: круглый стол.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: выявление необходимости совместного отдыха родителей и их детей.
Задачи:
Проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей.
Способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей.
Продумать формы совместного отдыха родителей и их детей.
Проект собрания
1. Подготовительный этап.
Провести исследования учащихся класса с помощью теста «Рисунок семьи».
Устный опрос учащихся.
Оформлением родительского собрания могут стать детские рисунки на темы «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем», «Родители отдыхают».
2. Организационный этап.
Родители учащихся рассаживаются за импровизированный круглый стол. На столе расположены чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши, ручки.
Классный руководитель сообщает тему, цель и задачи родительского собрания.
3.Проведение родительского собрания.
Начать беседу хочется словами А.С. Макаренко: «Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».
Эта мысль Макаренко в нашей действительности может выглядеть как обременение детской памяти всевозможными правилами, которых часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает или пытается их очень неудачно соблюдать. Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое-нибудь действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве. «Если дети будут многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления, а станет чем-то естественным. Если вы таким образом излечили вашего ребенка от какого-либо недостатка, вы его излечили навсегда; и таким же способом вы можете искоренять в детях один за другим все недостатки и привить им какие угодно привычки».
Можно предположить, что все эти рекомендации вполне может использовать кто-либо кроме родителей. Но дело в том, что есть еще серьезная информация о том, что на развитие ребенка влияет: 15%-наследственность, 57%-родители, 25%-окружающая среда, 3%-школа.
Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма не большую долю в том естественном развитии дитя, на которое гораздо больше влияние оказывает время, природа и семейная жизнь.(К.Д. Ушинский)
Поэтому все же основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствует ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям и подходит ли ваш прием к природным данным ребенка. Кому, если не родителям, известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать все условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.
Что же такое отдых и что значит отдыхать? «Отдых- перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать- отдыхом восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь». (Ожегов С.И.)
Возможен ли совместный отдых родителей и детей? Нужен ли такой отдых? В чем необходимость такого отдыха?
Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Стоит рассмотреть наличие возможности каждого из присутствующих здесь родителей организовать совместный отдых со своими детьми.
Сейчас предлагаю выполнить задания теста «Я и мой ребенок» и сделайте соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми. Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строители » детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.
Ваш ребенок стал первоклассником, у вас сразу сократилось время для свободного общения с ним. Теперь каждая свободная минута заполнена разговорами о школе, заботами и хлопотами, связанными со школой. И все-таки необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.
Выявив наличие умения правильно воспитывать ребенка, попробуем узнать, как он относится к вам – своим родителям.
Предлагаю вам посмотреть на интерпретацию теста «Рисунок семьи». (Рисуночные тесты раздать родителям и дать краткие характеристики элементов детского рисунка в соответствии их с реальной обстановкой в семье.) По результатам данного теста можно увидеть:
- дружна ли семья;
- все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;
-к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;
-какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;
-кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него в отдаленности;
-заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.
Сейчас предлагаю вам изобразить своего ребенка с помощью рисунка на листе бумаги. (Рисунками дополняется выставка, подготовленная к родительскому собранию учащимися класса.)
Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».
Перед тем, как преступить к обсуждению темы, предлагаю прослушать ответы детей.
Продолжи предложение:
Наша семья…(состоит из … человек, дружная, веселая, хорошая …).
Обычно вечером я… (сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).
В выходные дни моя семья… (отдыхает в селе или выезжает в гости, в город, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).
Моя мама… (старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме).
Мой папа… (помогает маме выполнить всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит на диване).
Я хочу, что бы… (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли дома).
Высказывания детей указывают на связь между дружной семьей, заинтересованностью семьи достижениями ребенка и его реальными успехами в адаптации к школе, к одноклассникам, к учителю, к сознанию сущности нового вида деятельности- учебы.
Как отдыхает семья каждого из вас? Чем занимаетесь, собравшись вместе?
Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно предложить такие формы совместного отдыха родителей и детей:
Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.
Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе продумывают какой-либо творческий проект-оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.
Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.
Совместная спортивная деятельность: посещение бассейна, лыжные семейные прогулки, катание на коньках.
Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за его поведением: ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.
Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-драматизаций (разыгрывание литературных сюжетов), которые позволяют увидеть творческие возможности ребенка, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр-драматизаций лучше брать хорошо известные первоклассникам сказки. Перед игрой желательно перечитать сказку еще раз, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослым следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечания нужно строить в форме совета, начиная с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре- поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное. Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить что:
Наказание не должно быть постоянной практикой - это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;
Наказание должно быть коротким;
Нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом тот же поступок не заметить;
Нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребенком;
Ни одно наказание не должно унижать ребенка.
«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда».
5.Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»
На столе перед вами шесть коробочек со следующими надписями: «Интеллектуальная деятельность», «Творческая деятельность», «Трудовая деятельность», «Спортивная деятельность», «Игровая деятельность», «Другие виды совместного отдыха».
Опустите жетоны, в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха.
(Жетон , опущенные в каждую коробочку подсчитываются и выявляются наиболее и наименее популярные виды совместного семейного отдыха. Принимается решение о проведении в классе совместных коллективных мероприятий в обоих видах отдыха.)
Учебная деятельность
Итоги четвертой четверти. Результаты промежуточной итоговой аттестации.
Организационные вопросы
1.Ремонт (покраска батарей и пола, стирка штор, мытье окон)
Лагерь с 03.06.по 27.06.2019г.
Летняя занятость учащихся
Список литературы
Список тетрадей и канцелярии
Праздник «Прощание с 1 классом» !!! Время? 24 мая 2019г.
Праздник «День летних именинников» !!! Когда провести?( в мае или после каникул, в сентябре)
Подведение итогов родительского собрания
Уважаемые родители! Вопросы, необходимые для обсуждения на сегодняшнем родительском собрании, исчерпаны. Наша совместная деятельность помогла подойти основательно к решению каждого вопроса родительского собрания. В течение собрания вы получили информацию не только о ваших детях, но и о себе. Мы рассмотрели систему отношений родители – дети.
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Продолжи предложение:
Наша семья _______________________________________________________________
(состоит из … человек, дружная, веселая, хорошая …).
Обычно вечером я__________________________________________________________
___________________________________________________________________________(сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).
В выходные дни моя семья____________________________________________________
___________________________________________________________________________ (отдыхает в селе или выезжает в гости, в город, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).
Моя мама __________________________________________________________________
(старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме).
Мой папа __________________________________________________________________
(помогает маме выполнить всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит на диване).
Я хочу, что бы ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________ (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли дома).
Ф.И. учащегося __________________________________________________
Продолжи предложение:
Наша семья _______________________________________________________________
(состоит из … человек, дружная, веселая, хорошая …).
Обычно вечером я__________________________________________________________
___________________________________________________________________________(сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).
В выходные дни моя семья____________________________________________________
___________________________________________________________________________ (отдыхает в селе или выезжает в гости, в город, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).
Моя мама __________________________________________________________________
(старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме).
Мой папа __________________________________________________________________
(помогает маме выполнить всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит на диване).
Я хочу, что бы ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________ (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли дома).